Перспективы развития инновационного потенциала Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Благодаря научно-технологическому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада НТП в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………....3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность научно-технологического потенциала……………….……..4
1.2 Структура и состав научно-технологического потенциала…………..5
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Стратегия инновационного развития государства …………...………..6
2.2 Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь………………………………………...…………...7
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное стимулирование инновационной деятельности предприятий ………………………………………………..………………….........9
3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь…………………………………………………..………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..15

Файлы: 1 файл

эк-ка Юля.doc

— 495.00 Кб (Скачать)

     Для усиления стимулирования следовало  бы образовать местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производственных и инновационных предприятий. Его можно создать, реорганизовав существующие фонды (поддержки экспорта, «Энергосбережение», инновационный, развития строительной науки), которые во многом повторяют друг друга.

     Статус  местного бюджетного фонда позволит более экономно расходовать финансовые ресурсы — местные органы управления лучше других знают проблемы предприятий, находящихся в регионе. Следовательно, их дифференциация по поводу выделения средств на возвратной основе из реорганизованного фонда будет проводиться более планомерно и эффективно.

     Правительство изучает возможность пересмотра Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. В целом число проектов госпрограммы может несколько уменьшиться, а вот общий объем финансирования — наоборот, возрасти.

     Если  учесть, что приход иностранного капитала, как правило, сопровождается привлечением новых технологий, то масштабное разгосударствление реального сектора страны может оказаться одним из основных факторов перехода национальной экономики на инновационный путь развития. Или же снова придется рассчитывать на бюджетные деньги.

     В качестве стратегических задач в  сфере науки и инновационного развития на Первом съезде ученых Республики Беларусь определены:

     – создание эффективной системы научного обеспечения инновационной деятельности, направленной на дальнейшее укрепление экономики Беларуси и повышение качества жизни белорусского народа;

     – достижение качественно нового технологического уклада во всех отраслях экономики  с использованием новейших достижений науки, расширение экспорта наукоемкой продукции;

     – создание благоприятного инвестиционного климата и системы экономического стимулирования в сфере научной и инновационной деятельности, значительное увеличение финансирования сферы науки и научного обслуживания, доведение в перспективе наукоемкости ВВП до 3 %.

     Правительство занимает четкую и ясную позицию: наука была, есть и будет той основой, благодаря которой можно обеспечить устойчивое инновационное социально-экономическое развитие нашей страны, рост благосостояния и качества жизни всех социальных групп населения Беларуси.

 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Научный и научно-технический потенциал  является частью  системного экономического потенциала и поэтому находится  в определённом пропорциональном соотношении  с производственным потенциалом  национальной экономики. Данное соотношение находится в зависимости  от согласованности по количественным и качественным параметрам 2-х важнейших фаз в общественном воспроизводстве – предпроизводственной и производственной.

     Научный и научно-технический потенциал  является относительно самостоятельным образованием в экономическом потенциале страны, так как он  развивается с учетом спроса и мировых рынков на результаты  научной и научно-технической деятельности.

     Сегодня белорусская наука выдвигает  крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

     Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.

     Благодаря инвестициям в науку и инновации  возможно существенное улучшение экономических  показателей организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.

     Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов населения обусловят  благоприятные социально-экономические  последствия, укрепление экономической безопасности страны, а также будут выступать факторами улучшения предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований (характерных для начальных стадий жизненного цикла инновации, отличающихся высокими рисками вложений) к широкому привлечению средств нерезидентов, развитию банковского кредитования при реализации инвестиционных инновационных проектов. 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
     
  1. Войтов И.В. Итоги выполнения государственной программы инновационного развития Республики Беларусь в 2008 году / И.В. Войтов // Новости науки и технологий. – 2009.
  2. Герасименко А. Чем меньше проектов / А. Герасименко // НЭГ. – 2009. - №46. – С.4.
  3. Давыденко Е. Технологический баланс как индикатор инновационного развития национальной экономики / Е. Давыденко // Банковский вестник. – 2009.
  4. Драгун В.С. Промышленный потенциал и инновационная активность предприятий Республики Беларусь / В.С. Драгун // Новости науки и технологий. – 2009.
  5. Елисеева О. Инновации – в Парк / О. Елисеева // НЭГ. – 2009.
  6. Матюшков В.Е. О работе ГКНТ РБ в 2008 году и задачах на 2009 год / В.Е. Матюшков // Новости науки и технологий. – 2009.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перспективы развития инновационного потенциала Республики Беларусь