Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:56, курсовая работа
Благодаря научно-технологическому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада НТП в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………....3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность научно-технологического потенциала……………….……..4
1.2 Структура и состав научно-технологического потенциала…………..5
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Стратегия инновационного развития государства …………...………..6
2.2 Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь………………………………………...…………...7
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное стимулирование инновационной деятельности предприятий ………………………………………………..………………….........9
3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь…………………………………………………..………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..15
В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели (отчетный период 2008).
Таблица 1
Показатель | Новая продукция
% |
План
% | |
Продукция промышленности | 16,4 | 15,0 | |
Промышленное производство | 70,3 | 69,0 | |
Транспортные средства | 43,6 | 48,0 |
Наиболее напряженные планы по созданию и внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали:
Таблица
2
Предприятия | Реализовано проектов |
Министерство промышленности | 26 |
Витебский облисполком | 21 |
Министерство транспорта и коммуникаций | 15 |
Могилевский облисполком | 14 |
Минский горисполком | 12 |
Минский облисполком | 11 |
Брестский облисполком | 11 |
Министерство спорта и туризма | 10 |
Министерство связи и информации | 10 |
Концерн «Белнефтехим» | 10 |
Гомельский облисполком | 10 |
В настоящее время инновационной деятельностью охвачены все отрасли промышленности республики, а показатель числа инновационно активных предприятий достаточно устойчив.
О высокой конкурентоспособности и востребованности производимой инновационной продукции говорит повышение уровня ее поставок на рынки за пределами Республики Беларусь. Основными экспортерами инновационной продукции в 2008 г. были Гомельская и Минская области, а также г. Минск.
В целом по республике 73% инновационной продукции идет на экспорт, при этом в общем объеме экспорта большая часть инновационной продукций (54%) направляется в страны дальнего зарубежья. Из 46% инновационной продукции, поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется в Россию.
Большая часть внутренних инвестиций (73%) инновационно активных предприятий (исходя из показателей 2008 г.) пришлась на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 7,8% — на новые технологии, 15% — на программные средства. Постепенно увеличивается доля инновационно активных предприятий, которые занимаются обучением и переподготовкой персонала, связанного с их работой.
Динамика
объемов финансирования за счет средств
республиканского бюджета, предусмотренных
на научную, научно-техническую и инновационную
деятельность, начиная с 2006 г. свидетельствует
о проявлении негативной тенденции: несмотря
на абсолютное увеличение расходов на
науку к 2009 г. по сравнению с 2005 г. в 1,9 раз
(при необходимом увеличении к 2010 г. в 2,5–3,0 раза),
удельный вес расходов республиканского
бюджета в процентах к ВВП снижается с 0,38%
в 2005 г. до 0,33% в 2008 г.
Основные
показатели, характеризующие
научную, научно-техническую
и инновационную деятельность
в Республике Беларусь
за 2002-2009 годы
Показатель | Годы | |||||||
22002 | 22003 | 22004 | 22005 | 22006 | 22007 | 22008 | 22009 | |
Валовый внутренний продукт, трлн.руб. | 17,2 | 26,1 | 36,6 | 50,0 | 65,1 | 79,3 | 97,2 | 128,8 |
Расходы консолидированного бюджета, млрд.руб. | 6023,5 | 8681,1 | 12795,0 | 22036,4 | 31256,8 | 37256,2 | 47626,9 | 63798,7 |
Расходы республиканского бюджета на науку, млрд.руб. | 66,6 | 86,8 | 132,5 | 185,3 | 245,3 | 300,6 | 337,5 | 467,1 |
в % к
расходной части |
20,0 | 10,9 | 20,0 | 00,3 | 10,3 | 10,1 | 00,9 | 00,97 |
в % к ВВП | 0,39 | 0,33 | 0,37 | 0,37 | 0,38 | 0.,38 | 0,35 | 0,36 |
Расходы бюджета на науку в % к расходам консолидированного бюджета | 1,11 | 1,00 | 1,04 | 0,84 | 0,78 | 0,81 | 0,71 | 0,73 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки (из всех видов источников), млрд.руб. | 121,7 | 162,3 | 223,6 | 313,7 | 441,5 | 523,7 | 934,8 | 962,4 |
Наукоемкость ВВП,% (исчислена по сумме внутренних затрат, методика стран ОЭСР) | 0,71 | 0,62 | 0,61 | 0,63 | 0,68 | 0,66 | 0,96 | 0,75 |
Среднегодовая
численность занятых в |
4417,4 | 4380,8 | 4339,3 | 4316,3 | 4349,8 | 4401,9 | 4476,6 | 4520,7 |
Списочная численность работников, выполнявших НИР, тыс.чел. | 30,5 | 29,6 | 30,0 | 28,7 | 30,2 | 30,5 | 31,3 | 31,5 |
Удельный вес численности работников, выполнявших НИР, в общей численности занятых в экономике, % | 0,69 | 0,68 | 0,69 | 0,67 | 0,69 | 0,69 | 0,70 | 0,70 |
Численность работников, выполнявших НИР, на 10 тыс.чел, занятых в экономике, чел | 69 | 68 | 69 | 67 | 69 | 69 | 70 | 70 |
Соотношение
уровней среднемесячной заработной
платы в отраслях «Наука и научное
обслуживание» и « |
110,1 | 112,6 | 121,7 | 121,6 | 126,5 | 126,8 | 133,4 | 125,1 |
Соотношение уровней среднемесячной заработной платы в отраслях «Наука и научное обслуживание» и по экономике в целом, % | 128,0 | 126,4 | 134,3 | 131,4 | 133,9 | 134,5 | 143,3 | 141,9 |
Дефлятор ВВП, в % к предыдущему году | 179,5 | 144,9 | 130,7 | 122,7 | 118,9 | 110,8 | 112,1 | 120,6 |
Республика Беларусь – одно из немногих государств на постсоветском пространстве, которое не только сохранило, но и последовательно наращивает образовательный, интеллектуальный и научно-технический потенциал общества. Вместе с тем реализация стратегии инновационного развития страны, которую определил глава государства, требует от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных технологий, повышении экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики, что позволит обеспечить более высокий уровень жизни белорусского народа.
Основными направлениями государственного стимулирования инновационной деятельности белорусских предприятий и повышения доли наукоемкой продукции в экспорте с учетом опыта стран с малой экономикой Западной и Северной Европы являются:
а) повышение уровня финансирования НИОКР из государственных источников, средств отечественных компаний и университетского сектора. Наукоемкость ВВП в Беларуси в 2001—2008 гг. составляла 0,6—0,7% (по методике ОЭСР) и 0,7—0,8% (по методике СНГ), в то же время в странах с малой экономикой Западной и Северной Европы в среднем она была на уровне 2,25%;
б) осуществление финансовых вливаний в производство высокотехнологичных товаров, а также средней и низкой наукоемкости, по которым Республика Беларусь обладает выявленными сравнительными преимуществами, и сферу услуг;
в) формирование развитого рынка знаний и инноваций на основе института интеллектуальной собственности;
г) стимулирование инновационной деятельности не только крупных национальных компаний, но и средних и мелких фирм.
д) развитие инфраструктуры инновационной деятельности, а именно организаций по прикладным исследованиям, технологических и научных парков различного профиля, бизнес-инкубаторов, предоставляющих наиболее благоприятные условия для развития молодых высокотехнологичных компаний.
е)
привлечение в технологические
и научные парки крупных
ж) создание системы распространения знаний, так называемых центров знаний, которые, с одной стороны, будут опираться на вузовские научные школы, с другой — на уже созданные в регионах технологические и научные парки. При этом основной упор делается на развитие прикладных исследований в наиболее конкурентоспособных отраслях промышленности и организацию диалога между всеми заинтересованными в развитии данного региона сторонами.
з)
совместное участие государства, предприятий
и исследовательских
и) стимулирование создания специализированных сетей знаний, технологических кластеров, предусматривающих развитие взаимосвязей между различными отраслями. Кластеры будут играть ключевую роль в привлечении иностранного капитала, создающего новые технологические знания, повышении заинтересованности инвесторов в финансировании инноваций, получении выгод от международной мобильности квалифицированных кадров;
к)
кооперирование в НИОКР с компаниями-
Ключевым моментом стимулирования инновационной деятельности и выпуска наукоемкой продукции белорусскими предприятиями является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет получить доходы от инвестиций в НИОКР и реализации наукоемкой продукции.
Благодаря инвестициям в науку и инновации возможно существенное улучшение экономических показателей организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Повышение
рентабельности в реальном секторе,
увеличение доходов населения обусловят
благоприятные социально-
Во внедрении новых технологий субъектам хозяйствования по-прежнему недостает заинтересованности. В итоге годами выпускается устаревшая продукция, а НИИ в связи с отсутствием спроса нередко сворачивают свои научно-исследовательские работы.
Между
тем использование
Разработчики высоких технологий нуждаются не только в активном спросе на инновации. От получения заказа до реального экономического эффекта на вложенные ресурсы проходит год и более. Следовательно, требуется привлечение бюджетных инвестиций (если это государственный заказ) или предприятий-инвесторов. Но с этим всегда проблемы. В итоге для ведения инициативных работ, крайне необходимых при создании новой продукции, они вынуждены искать пути повышения финансовой устойчивости за счет непрофильной деятельности.
Стоит в полной мере использовать возможности Парка высоких технологий. ПВТ сегодня имеет следующие направления деятельности: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Как видим, все малые инновационные предприятия, не связанные с информационными технологиями, вынуждены согласовывать в высших инстанциях возможность работать в данном Парке на льготных условиях. Сейчас это сдерживающий фактор привлечения малого бизнеса в инновационную сферу. Устранить его можно было бы, дополнив направления деятельности ПВТ таким, как «разработка и внедрение инноваций, приоритетных для республики и региона», это имело бы массу положительных последствий — дополнительный выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, новые рабочие места, реальное снижение «утечки умов» и др.
В настоящее время Госкомитетом по науке и технологиям завершена работа над проектом закона «Об инновационной деятельности». Его принятие предусмотрено Государственной программой инновационного развития на 2007-2010 гг. Законопроект содержит важный стимул для инновационной деятельности. Он регламентирует финансовые отношения между разработчиком и юридическим лицом, внедрившим научно-техническую продукцию и получающим благодаря этому прибыль.
Информация о работе Перспективы развития инновационного потенциала Республики Беларусь