Перспективы развития инновационного потенциала Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Благодаря научно-технологическому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада НТП в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………....3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность научно-технологического потенциала……………….……..4
1.2 Структура и состав научно-технологического потенциала…………..5
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Стратегия инновационного развития государства …………...………..6
2.2 Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь………………………………………...…………...7
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное стимулирование инновационной деятельности предприятий ………………………………………………..………………….........9
3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь…………………………………………………..………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..15

Файлы: 1 файл

эк-ка Юля.doc

— 495.00 Кб (Скачать)

     В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели (отчетный период 2008).

     Таблица 1

Показатель Новая продукция

%

План

%

Продукция промышленности 16,4 15,0
Промышленное  производство 70,3 69,0
Транспортные  средства      43,6 48,0
 

     Наиболее  напряженные планы по созданию и  внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали:

     Таблица 2 

Предприятия Реализовано проектов
Министерство  промышленности 26
Витебский облисполком 21
Министерство  транспорта и коммуникаций 15
Могилевский облисполком 14
Минский горисполком 12
Минский облисполком 11
Брестский облисполком 11
Министерство  спорта и туризма 10
Министерство  связи и информации 10
Концерн «Белнефтехим» 10
Гомельский  облисполком  10
 

     В настоящее время инновационной  деятельностью охвачены все отрасли  промышленности республики, а показатель числа инновационно активных предприятий  достаточно устойчив.

     О высокой конкурентоспособности  и востребованности производимой инновационной продукции говорит повышение уровня ее поставок на рынки за пределами Республики Беларусь. Основными экспортерами инновационной продукции в 2008 г. были Гомельская и Минская области, а также г. Минск.

     В целом по республике 73% инновационной продукции идет на экспорт, при этом в общем объеме экспорта большая часть инновационной продукций (54%) направляется в страны дальнего зарубежья. Из 46% инновационной продукции, поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется в Россию.

     Большая часть внутренних инвестиций (73%) инновационно активных предприятий (исходя из показателей 2008 г.) пришлась на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 7,8% — на новые технологии, 15% — на программные средства. Постепенно увеличивается доля инновационно активных предприятий, которые занимаются обучением и переподготовкой персонала, связанного с их работой.

     Динамика  объемов финансирования за счет средств  республиканского бюджета, предусмотренных  на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, начиная с 2006 г. свидетельствует о проявлении негативной тенденции: несмотря на абсолютное увеличение расходов на науку к 2009 г. по сравнению с 2005 г. в 1,9 раз (при необходимом увеличении к 2010 г. в 2,5–3,0 раза), удельный вес расходов республиканского бюджета в процентах к ВВП снижается с 0,38% в 2005 г. до 0,33% в 2008 г.  

     Основные  показатели, характеризующие научную, научно-техническую и инновационную деятельность в Республике Беларусь за 2002-2009 годы  

     Показатель      Годы
     22002      22003      22004      22005      22006      22007      22008      22009
Валовый внутренний продукт, трлн.руб.      17,2      26,1      36,6      50,0      65,1      79,3      97,2      128,8
Расходы консолидированного бюджета, млрд.руб.      6023,5      8681,1      12795,0      22036,4      31256,8      37256,2      47626,9      63798,7
Расходы республиканского бюджета на науку, млрд.руб.      66,6      86,8      132,5      185,3      245,3      300,6      337,5      467,1
в % к  расходной части республиканского бюджета      20,0      10,9      20,0      00,3      10,3      10,1      00,9      00,97
в % к ВВП      0,39      0,33      0,37      0,37      0,38      0.,38      0,35      0,36
Расходы бюджета на науку в % к расходам консолидированного бюджета      1,11      1,00      1,04      0,84      0,78      0,81      0,71      0,73
Внутренние  затраты на научные исследования и разработки (из всех видов источников), млрд.руб.      121,7      162,3      223,6      313,7      441,5      523,7      934,8      962,4
Наукоемкость  ВВП,% (исчислена по сумме внутренних затрат, методика стран ОЭСР)      0,71      0,62      0,61      0,63      0,68      0,66      0,96      0,75
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс.чел.      4417,4      4380,8      4339,3      4316,3      4349,8      4401,9      4476,6      4520,7
Списочная численность работников, выполнявших  НИР, тыс.чел.      30,5      29,6      30,0      28,7      30,2      30,5      31,3      31,5
Удельный  вес численности работников, выполнявших НИР, в общей численности занятых в экономике, %      0,69      0,68      0,69      0,67      0,69      0,69      0,70      0,70
Численность работников, выполнявших НИР, на 10 тыс.чел, занятых в экономике, чел      69      68      69      67      69      69      70      70
Соотношение уровней среднемесячной заработной платы в отраслях «Наука и научное  обслуживание» и «Промышленность», %      110,1      112,6      121,7      121,6      126,5      126,8      133,4      125,1
Соотношение уровней среднемесячной заработной платы в отраслях «Наука и научное  обслуживание» и по экономике  в целом, %      128,0      126,4      134,3      131,4      133,9      134,5      143,3      141,9
Дефлятор  ВВП, в % к предыдущему году      179,5      144,9      130,7      122,7      118,9      110,8      112,1      120,6

     3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     3.1 Государственное  стимулирование инновационной  деятельности предприятий 

     Республика  Беларусь – одно из немногих государств на постсоветском пространстве, которое не только сохранило, но и последовательно наращивает образовательный, интеллектуальный и научно-технический потенциал общества. Вместе с тем реализация стратегии инновационного развития страны, которую определил глава государства, требует от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных технологий, повышении экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики, что позволит обеспечить более высокий уровень жизни белорусского народа.

     Основными направлениями государственного стимулирования инновационной деятельности белорусских  предприятий и повышения доли наукоемкой продукции в экспорте с учетом опыта стран с малой экономикой Западной и Северной Европы являются:

     а) повышение уровня финансирования НИОКР  из государственных источников, средств  отечественных компаний и университетского сектора. Наукоемкость ВВП в Беларуси в 2001—2008 гг. составляла 0,6—0,7% (по методике ОЭСР) и 0,7—0,8% (по методике СНГ), в то же время в странах с малой экономикой Западной и Северной Европы в среднем она была на уровне 2,25%;

     б) осуществление финансовых вливаний в производство высокотехнологичных  товаров, а также средней и  низкой наукоемкости, по которым Республика Беларусь обладает выявленными сравнительными преимуществами, и сферу услуг;

     в) формирование развитого рынка знаний и инноваций на основе института  интеллектуальной собственности;

     г) стимулирование инновационной деятельности не только крупных национальных компаний, но и средних и мелких фирм.

     д) развитие инфраструктуры инновационной  деятельности, а именно организаций  по прикладным исследованиям, технологических  и научных парков различного профиля, бизнес-инкубаторов, предоставляющих наиболее благоприятные условия для развития молодых высокотехнологичных компаний.

     е) привлечение в технологические  и научные парки крупных мировых  инновационных компаний, чья деятельность соответствует ведущим технологическим  направлениям белорусской науки;

     ж) создание системы распространения  знаний, так называемых центров знаний, которые, с одной стороны, будут  опираться на вузовские научные  школы, с другой — на уже созданные  в регионах технологические и  научные парки. При этом основной упор делается на развитие прикладных исследований в наиболее конкурентоспособных отраслях промышленности и организацию диалога между всеми заинтересованными в развитии данного региона сторонами.

     з) совместное участие государства, предприятий  и исследовательских организаций в определении перспективных направлений создания конкурентоспособных инноваций в будущем. Предвидение определяет государственные приоритеты в научно-технических программах, подготовке кадров, методах государственного регулирования;

     и) стимулирование создания специализированных сетей знаний, технологических кластеров, предусматривающих развитие взаимосвязей между различными отраслями. Кластеры будут играть ключевую роль в привлечении иностранного капитала, создающего новые технологические знания, повышении заинтересованности инвесторов в финансировании инноваций, получении выгод от международной мобильности квалифицированных кадров;

     к) кооперирование в НИОКР с компаниями-конкурентами, особенно в тех секторах, где необходима стандартизация продукта.

     Ключевым моментом стимулирования инновационной деятельности и выпуска наукоемкой продукции белорусскими предприятиями является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет получить доходы от инвестиций в НИОКР и реализации наукоемкой продукции.

     Благодаря инвестициям в науку и инновации возможно существенное улучшение экономических показателей организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.

     3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь

     Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов населения обусловят  благоприятные социально-экономические  последствия, укрепление экономической  безопасности страны, а также будут  выступать факторами улучшения предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований к широкому привлечению средств нерезидентов, развитию банковского кредитования при реализации инвестиционных инновационных проектов.

     Во внедрении новых технологий субъектам хозяйствования по-прежнему недостает заинтересованности. В итоге годами выпускается устаревшая продукция, а НИИ в связи с отсутствием спроса нередко сворачивают свои научно-исследовательские работы.

     Между тем использование инновационного потенциала субъектов малого предпринимательства  может существенно поднять эффективность  внедрения в промышленность результатов фундаментальных и прикладных исследований. Сегодня инновационные малые предприятия работают в сфере информационных продуктов, здравоохранения, систем безопасности, строительных материалов, пищевых продуктов и добавок, экологии (приборы контроля и энергосбережения). Согласно статистике, пока в отрасли «наука и научное обслуживание» работает только порядка 1,1% малых предприятий от их общего количества.

     Разработчики  высоких технологий нуждаются не только в активном спросе на инновации. От получения заказа до реального экономического эффекта на вложенные ресурсы проходит год и более. Следовательно, требуется привлечение бюджетных инвестиций (если это государственный заказ) или предприятий-инвесторов. Но с этим всегда проблемы. В итоге для ведения инициативных работ, крайне необходимых при создании новой продукции, они вынуждены искать пути повышения финансовой устойчивости за счет непрофильной деятельности.

     Стоит в полной мере использовать возможности Парка высоких технологий. ПВТ сегодня имеет следующие направления деятельности: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

     Как видим, все малые инновационные  предприятия, не связанные с информационными технологиями, вынуждены согласовывать в высших инстанциях возможность работать в данном Парке на льготных условиях. Сейчас это сдерживающий фактор привлечения малого бизнеса в инновационную сферу. Устранить его можно было бы, дополнив направления деятельности ПВТ таким, как «разработка и внедрение инноваций, приоритетных для республики и региона», это имело бы массу положительных последствий — дополнительный выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, новые рабочие места, реальное снижение «утечки умов» и др.

     В настоящее время Госкомитетом по науке и технологиям завершена работа над проектом закона «Об инновационной деятельности». Его принятие предусмотрено Государственной программой инновационного развития на 2007-2010 гг. Законопроект содержит важный стимул для инновационной деятельности. Он регламентирует финансовые отношения между разработчиком и юридическим лицом, внедрившим научно-техническую продукцию и получающим благодаря этому прибыль.

Информация о работе Перспективы развития инновационного потенциала Республики Беларусь