Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:56, курсовая работа
Благодаря научно-технологическому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада НТП в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………....3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность научно-технологического потенциала……………….……..4
1.2 Структура и состав научно-технологического потенциала…………..5
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Стратегия инновационного развития государства …………...………..6
2.2 Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь………………………………………...…………...7
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное стимулирование инновационной деятельности предприятий ………………………………………………..………………….........9
3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь…………………………………………………..………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..15
СОДЕРЖАНИЕ
На современном этапе развития экономики на смену прежней экономической системе, невосприимчивой к новым технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая, более устойчивая. Перспективы развития экономики в настоящее время принято связывать с освоением новых технологий, производственных, информационных, социальных и т.п., а также с изменением общей концепции экономического развития на новой методологической основе, способной обеспечить проведение политики по изменению траектории развития, направленной на формирование и усиление позитивной динамики, становление инновационной экономики.
Благодаря научно-технологическому прогрессу
в XX веке экономический рост в промышленно
развитых странах превратился в устойчивую
тенденцию, что создало условия для значительного
повышения уровня жизни населения. В этой
связи особую актуальность приобретает
проблема оценки вклада НТП в обеспечение
экономического роста и выявление механизма
воздействия НТП на прирост реального
объема производства в целях разработки
рациональной стратегии реализации научно-технического
потенциала для повышения конкурентоспособности
экономики. В условиях белоруской экономики
освоение достижений НТП и проведение
грамотной технологической и инновационной
политики рассматривается как один из
важнейших путей преодоления кризиса
и нормализации функционирования реального
сектора экономики.
Научный и научно-технологический потенциал является частью системного экономического потенциала и поэтому находится в определённом пропорциональном соотношении с производственным потенциалом национальной экономики. Данное соотношение находится в зависимости от согласованности по количественным и качественным параметрам 2-х важнейших фаз в общественном воспроизводстве – предпроизводственной и производственной.
Необходимый
научный и научно-
Состояние и перспективы научного и научно-технологического потенциала зависят от совокупности условий, которые создаёт государство для его развития и использования. Эти условия напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский, научно-технический климат, институциональная среда, качество управления и другие.
Преобразующие возможности данного потенциала, проявляются, прежде всего, через обновление совокупности факторов – ресурсов и факторов – процессов в общественном воспроизводстве и позитивные изменения в основных свойствах и способностях экономики (конкурентоспособность, ресурсоэффективность, экономическая устойчивость, способность к саморазвитию, технологическая и энергетическая безопасность, инновационная направленность развития и др.)
Качество научного и научно-технологического потенциала предопределяется степенью технологической новизны, которая заложена в основе производимых с его помощью товаров и услуг, а также основных факторов – ресурсов.
Развитие научного и научно-технологического потенциала страны объективно предопределяется логикой, динамикой и закономерными тенденциями мирового научно-технологического прогресса.
Конкурентоспособность данного потенциала характеризуется, прежде всего, конкурентными преимуществами по сравнению с соответствующим потенциалом страны-конкурента.
Оценка
роли и места науки как комплекса
достижений человеческого разума, накапливаемых
и воплощаемых в общественном
производстве страны, может быть дана
путем анализа научно-
Научно-технологический потенциал (НТПт) страны создается усилиями как национально-технологических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технологического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технологического сотрудничества.
Научно-технологический потенциал включает:
Материально-техническая база – это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель – быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.
Информационная составляющая в научно-технологическом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты, о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.
По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:
Организационно-
Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.
Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил необходимость внедрения эффективной формы организации исследований, на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики.
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики - экономики, основанной на знаниях. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, Правительством совместно с НАН Беларуси с учетом предложений республиканских органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома в Республике Беларусь разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы .
Стратегическая цель Программы — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, защиту экологии.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
– создать благоприятную для инновационной деятельности экономическую, правовую и социально-культурную среду;
-
перестроить действующие
-
сформировать инновационную
-
обеспечить информационное
-
развивать инновационное
-
развивать финансовую
-
создать мотивационный
-
развивать институты
-
готовить кадры для
-
обеспечить государственное
Для реализации указанных направлений в Государственной программе разработан Комплекс мероприятий с указанием исполнителей, сроков, механизмов реализации, правового и финансового обеспечения.
Сегодня можно уже подвести некоторые предварительные итоги двухлетнего этапа (2007–2008 гг.) реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (ГПИР). В целом за 2007–2008 гг. введено в эксплуатацию 437 производств, что составляет 46% от плана. Если 2007 год был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов инновационного развития включились все 36 государственных заказчиков. В 2008 г. предусматривалось создание производств по 236 проектам. Этот показатель удалось превысить, и по итогам работы за год введено в эксплуатацию 242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших производств — 41, производств на действующих предприятиях — 87. На проектную мощность за 12 месяцев 2008 г. выведены 153 производства при плане 157.
Объем
произведенной инновационной
План по инвестициям в создание производств выполнен большинством государственных заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных проектов обеспечено Министерством архитектуры и строительства только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам — на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования — 20%, доля местных бюджетов составляет 5%.
Информация о работе Перспективы развития инновационного потенциала Республики Беларусь