Перспективы развития инновационного потенциала Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Благодаря научно-технологическому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада НТП в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………....3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность научно-технологического потенциала……………….……..4
1.2 Структура и состав научно-технологического потенциала…………..5
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Стратегия инновационного развития государства …………...………..6
2.2 Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь………………………………………...…………...7
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное стимулирование инновационной деятельности предприятий ………………………………………………..………………….........9
3.2 Оптимизация развития инновационного потенциала Республики Беларусь…………………………………………………..………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..15

Файлы: 1 файл

эк-ка Юля.doc

— 495.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     На  современном этапе развития экономики на смену прежней экономической системе, невосприимчивой к новым технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая, более устойчивая. Перспективы развития экономики в настоящее время принято связывать с освоением новых технологий, производственных, информационных, социальных и т.п., а также с изменением общей концепции экономического развития на новой методологической основе, способной обеспечить проведение политики по изменению траектории развития, направленной на формирование и усиление позитивной динамики, становление  инновационной экономики.

       Благодаря научно-технологическому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада НТП в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА

    1.   Сущность научно-технологического потенциала

     Научный и научно-технологический потенциал является частью  системного экономического потенциала и поэтому находится в определённом пропорциональном соотношении с производственным потенциалом  национальной экономики. Данное соотношение находится в зависимости  от согласованности по количественным и качественным параметрам 2-х важнейших фаз в общественном воспроизводстве – предпроизводственной и производственной.

     Необходимый научный и научно-технологический потенциал страны предопределён по содержанию, структуре и новизне целями и задачами тактического и стратегического развития экономики страны. Отсюда вытекает необходимость выделения тактических и стратегических компонентов научного и научно-технологического потенциала.

     Состояние и перспективы  научного и научно-технологического потенциала зависят от совокупности условий, которые создаёт государство для его развития и использования. Эти условия напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский, научно-технический климат, институциональная среда, качество управления и другие.

     Преобразующие возможности данного потенциала, проявляются, прежде всего, через обновление совокупности факторов – ресурсов и факторов – процессов в общественном воспроизводстве и позитивные изменения в основных свойствах и способностях экономики (конкурентоспособность, ресурсоэффективность, экономическая устойчивость, способность к саморазвитию, технологическая и энергетическая безопасность, инновационная направленность развития и др.)

     Качество  научного и научно-технологического потенциала предопределяется степенью технологической новизны, которая заложена в основе производимых с его помощью товаров и услуг, а также основных факторов – ресурсов.

     Развитие  научного и научно-технологического потенциала страны объективно предопределяется логикой, динамикой и закономерными тенденциями мирового научно-технологического прогресса.

     Конкурентоспособность данного потенциала характеризуется, прежде всего, конкурентными преимуществами по сравнению с соответствующим  потенциалом страны-конкурента.

    1.   Структура и состав  научно-технологического потенциала

     Оценка  роли и места науки как комплекса  достижений человеческого разума, накапливаемых  и воплощаемых в общественном производстве страны, может быть дана путем анализа научно-технологического потенциала, который располагает национальная экономика.

     Научно-технологический потенциал (НТПт) страны создается усилиями как национально-технологических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технологического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технологического сотрудничества.

     Научно-технологический потенциал включает:

  • материально-технологическую базу;
  • научные кадры;
  • информационную составляющую;
  • организационно-управленческую структуру.

     Материально-техническая  база – это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель – быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.

     Информационная  составляющая в научно-технологическом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты, о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.

     По  характеру материальных носителей  можно выделить следующие виды информации:

  • нормативно-техническую документацию – технические  задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и технические условия, патенты;
  • научные отсчеты – ими чаще всего заканчиваются фундаментальные исследования;
  • образцы нововведений – технологические процессы, режимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы;
  • проектно-конструкторскую документацию – комплекты рабочих чертежей;
  • Публикации и диссертации.

     Организационно-управленческая структура научной сферы – это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, т.е. возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

     2.1 Стратегия инновационного развития государства

     Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

     Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил необходимость внедрения эффективной формы организации исследований, на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики.

     В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики - экономики, основанной на знаниях.  Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

     В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, Правительством совместно с НАН Беларуси с  учетом предложений республиканских  органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома в Республике Беларусь разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы .

     Стратегическая  цель Программы — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом  рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, защиту экологии.

     Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

     – создать благоприятную для инновационной деятельности экономическую, правовую и социально-культурную среду;

     - перестроить действующие структурно-функциональные  блоки НИС, повысить их интегрированность  и эффективность в рыночных  условиях;

     - сформировать инновационную инфраструктуру;

     - обеспечить информационное сопровождение  инновационной деятельности;

     - развивать инновационное предпринимательство;

     - развивать финансовую инфраструктуру;

     - создать мотивационный механизм  инновационной деятельности;

     - развивать институты использования и защиты прав интеллектуальной собственности;

     - готовить кадры для инновационной  деятельности;

     - обеспечить государственное управление  и взаимодействие элементов НИС.

     Для реализации указанных направлений  в Государственной программе  разработан Комплекс мероприятий с указанием исполнителей, сроков, механизмов реализации, правового и финансового обеспечения.

     2.2  Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь

     Сегодня можно уже подвести некоторые  предварительные итоги двухлетнего этапа (2007–2008 гг.) реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (ГПИР). В целом за 2007–2008 гг. введено в эксплуатацию 437 производств, что составляет 46% от плана. Если 2007 год был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов инновационного развития включились все 36 государственных заказчиков. В 2008 г. предусматривалось создание производств по 236 проектам. Этот показатель удалось превысить, и по итогам работы за год введено в эксплуатацию 242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших производств — 41, производств на действующих предприятиях — 87. На проектную мощность за 12 месяцев 2008 г. выведены 153 производства при плане 157.

     Объем произведенной инновационной продукции в 2008 г. составил около 3,5 трлн руб., в том числе по важнейшим инновационным проектам в период выполнения этапов от ввода в эксплуатацию до выхода на проектную мощность — 1856 млрд руб., произведено 286 наименований инновационной продукции; при освоении и выпуске новой продукции, технологий, изделий по заданиям государственных научно-технических программ (ГНТП) — 1633,5 млрд руб.

     План  по инвестициям в создание производств  выполнен большинством государственных  заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных проектов обеспечено Министерством архитектуры и строительства только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам — на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования — 20%, доля местных бюджетов составляет 5%.

Информация о работе Перспективы развития инновационного потенциала Республики Беларусь