Основы корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:33, доклад

Краткое описание

В основе понятия «корпоративное управление» лежит так называемая «проблема агентских издержек», и возникла она с разделением функций собственности и управления в компании. Собственники (акционеры), не имея возможности непосредственно участвовать в управлении, передают эту функцию наемным менеджерам. С этого момента возникает конфликт интересов собственников и менеджеров как основных участников корпоративных отношений (рис.1).

Файлы: 1 файл

Основы корпоративного управления.docx

— 38.19 Кб (Скачать)

Выделяют  следующие преимущества англо-американской модели:

  • Высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок, легкость и быстрота их перетока между компаниями и отраслями.
  • Инвесторы ориентированы на поиск сфер, обеспечивающих высокий уровень дохода (через рост курсовой разницы или высокие дивиденды), готовность ради этого принять повышенные риски, что стимулирует компании к инновациям, поиску перспективных направления развития, поддерживает их конкурентоспособность.
  • Легкость «входа» и «выхода» для инвесторов в компании.
  • Высокая информационная прозрачность компаний, вытекающая из указанных особенностей.

Основные  недостатки англо-американской модели:

  • Высокая стоимость привлеченного капитала.
  • Ориентация высших менеджеров, вынужденных учитывать ожидания инвесторов, преимущественно на краткосрочные цели. Они стараются избегать шагов, которые могут привести к снижению курсовой стоимости акций.
  • Завышенные требования к доходности инвестиционных проектов.
  • Значительные искажения реальной стоимости активов фондовым рынком, высокая опасность переоценки (чаще) или недооценки (реже) активов.
  • Завышенный уровень вознаграждения высшего менеджмента.

Отличительным признаком  англо-американской модели корпоративного управления стал так называемый «унитарный» (одноуровневый) совет директоров, включающий как исполнительных членов (менеджеров компании), так и неисполнительных (не являющихся работниками компании), часть из которых является «независимыми» директорами, не имеющими никаких отношений  с компанией помимо членства в  совете директоров. В последние годы после ряда корпоративных скандалов  и банкротств, обусловленных мошенническими действиями со стороны менеджмента  и недостаточным контролем со стороны советов директоров, число  независимых директоров в компаниях  растет.

Немецкая (рейнская) модель корпоративного управления сформировалась в контексте следующих экономических  особенностей:

  • Высокая концентрация акционерного капитала в руках средних и крупных акционеров и широкая практика перекрестного владения акциями. Институциональные и мелкие частные инвесторы, до последнего времени, владели незначительным объемом акций и пассивно участвовали в процессе принятия решений в компаниях.
  • Большим весом в структуре собственности компаний обладают банки, а также другие промышленные компании, связанные с компаниями, акциями которых они владеют, не только отношениями собственности, но и деловыми интересами. Как крупные, так и мелкие акционеры являются «терпеливыми акционерами», ориентированными на долгосрочные цели. Преобладающей формой получения доходов от владения акциями до самого недавнего времени были дивиденды.
  • Фондовый рынок до последнего времени обладал меньшей ликвидностью по сравнению с фондовыми рынками США и Великобритании. Для привлечения финансирования компании более активно используют банковские инструменты.
  • Структура акционерного капитала и невысокая ликвидность обусловливают незначительное влияние враждебных поглощений на систему корпоративного управления.

Основными преимуществами немецкой модели считаются:

  • Более низкая по сравнению с США и Великобританией стоимость привлечения капитала.
  • Ориентация инвесторов на долгосрочное развитие.
  • Высокий уровень устойчивости компаний.
  • Более высокая степень корреляции между фундаментальной стоимостью компании и  стоимостью ее акций.

Среди недостатков  немецкой модели выделяют следующие:

  • Более сложный, по сравнению с США и Великобританией, «вход» и «выход» вложений инвесторов в компании.
  • Невысокая степень информационной прозрачности компаний.
  • Недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров.

Отличительным признаком  немецкой модели корпоративного управления стал «двухуровневый» совет директоров – жесткое разделение на наблюдательный совет, состоящий из внешних директоров, не являющихся работниками компании, и правление. В состав наблюдательного  совета обязательно входят представители  банков и работников компании.

Японская модель корпоративного управления имеет следующие  особенности:

  • Высокая степень концентрации акционерного капитала в руках средних и крупных акционеров и широкая практика перекрестного владения акциями между компаниями входящими в одну группу (кейрецу). Институциональные и мелкие частные инвесторы до последнего времени располагали незначительным объемом акций и вели себя пассивно.
  • Исключительно важную роль в деятельности компании играют банки. Каждая промышленная группа имеет свой банк, составляющий ее ядро, выступающий основным регулятором финансовых потоков в ней, и, как правило, являющийся важным акционером компании. Все акционеры ориентированы на долгосрочные цели развития компаний. Преобладающей формой доходов на акции были дивиденды.
  • Фондовый рынок до последнего времени обладал гораздо меньшей ликвидностью по сравнению с фондовыми рынками США и Великобритании. Для привлечения капитала активнее использовались банки.
  • Структура капитала и невысокая ликвидность обусловливают крайне незначительное  влияние враждебных поглощений на систему корпоративного управления.

Основные  преимущества японской модели:

  • Низкая стоимость привлечения капитала.
  • Ориентация инвесторов на долгосрочное развитие.
  • Ориентация компаний на высокую конкурентоспособность.
  • Больший уровень устойчивости компаний.
  • Более высокая степень корреляции между фундаментальной стоимостью компании и курсовой стоимостью ее акций.

Недостатки  японской модели:

  • Очень сложный «вход» и «выход» вложений инвесторов.
  • Недостаточное внимание доходности инвестиций.
  • Абсолютное доминирование банковской формы финансирования.
  • Слабая информационная прозрачность компаний.
  • Незначительное внимание к правам миноритарных акционеров и низкий уровень защиты их прав.

Формально структура  совета директоров японской компании повторяет американскую. На практике почти 80% японских открытых акционерных  обществ не имеют в составе  советов независимых директоров, а сами советы, как и в Германии, являются проводниками интересов компании. При этом две отличительные черты  немецкой модели – представительство  банков и работников компании –  здесь отсутствуют. Почти все  члены советов директоров японских компаний – представители высшего  руководства или бывшие управляющие.  

Характеристики  основных моделей корпоративного управления

Англо-саксонская

Немецкая

Японская

Рыночная культура

Культура согласия

Культура сплоченности

Краткосрочная стратегия

Долгосрочная стратегия

Долгосрочная стратегия

Относительно большее  влияние акционерного капитала

Относительно большее  влияние заемного капитала

Подавляющее влияние заемного капитала

Финансовые системы, основанные на рынке

Финансовые системы, основанные на банках

Финансовые системы, основанные на банках

Доминирование аутсайдеров

Доминирование инсайдеров

Доминирование инсайдеров

Акцент на акционерах

Акцент на других заинтересованных лицах

Акцент на акционерах


В системах корпоративного управления других стран присутствуют элементы описанные выше моделей.

Во Франции корпоративное  управление характеризуется следующими чертами:

  • Высокая степень концентрации капитала. Корпоративный сектор представляет крупнейшую группу акционеров.
  • Некоторые крупнейшие компании принадлежат государству.
  • Большое число акционеров не принимает участия в контроле.
  • Возможна как одноуровневая, так и двухуровневая структура советов директоров.

В Швеции действует  система унитарных (одноуровневых) советов, но в отличие от США законодательно закреплено участие представителей трудового коллектива, а участие  менеджмента сведено к включению  в совет президента компании.

В Нидерландах распространена двухуровневая система советов  директоров, но служащие не допускаются  в наблюдательные советы, которые  состоят только из независимых директоров.

В Италии даже очень  большие компании нередко принадлежат  семьям, поэтому крупнейшие акционеры  почти всегда являются и менеджерами. Советы директоров являются унитарными.

E. История развития  и регулирование корпоративного управления

1. История развития  корпоративного управления

Практика и стандарты  корпоративного управления совершенствовались на протяжении многих лет. Нередко их развитие подталкивали системные кризисы  и банкротства крупнейших корпораций. Первым документально зафиксированным  крахом системы управления стал крах Торговой компании южных морей в 1721 г., который привел к коренным изменениям в законодательстве и  коммерческой практике Великобритании. Аналогично многие положения законодательства о ценных бумагах в США были приняты после краха фондового  рынка в 1929 г. Случались и другие кризисы, такие как вторичный  банковский кризис 1970-х в Великобритании и банкротство ссудно-сберегательных ассоциаций в США в 1980-х.

На формирование стандартов корпоративного управления оказали влияние также ряд  банкротств в США и Европе. Начало 1990-х ознаменовалось историей с Maxwell Group, которая присвоила активы пенсионных фондов газет из Mirror Group, а также  крахом банка Barrings. Новый век также  начался с впечатляющего банкротства  компании Enron в США, близкой к банкротству  ситуации, в которую попала компания Vivendi Universal во Франции, и скандала с  компанией Parmalat  в Италии. В результате всех этих банкротств и скандалов, которые возникали по причине некомпетентности или явного мошенничества, на государственном уровне принимались меры, которые оказывали влияние на систему корпоративного управления.    

2. Регулирование корпоративного управления

Традиционно корпоративное  управление в разных странах мира регулировалось с помощью корпоративного законодательства (законодательства о  компаниях). Однако с развитием корпоративных  отношений, стало очевидно, что для  построения эффективной системы  корпоративного управления законодательных  актов недостаточно, необходимо, чтобы  участники этих отношений принимали  на себя добровольные обязательства  в этой сфере, что позволит более  гибко строить отношения и  повысит уровень доверия инвесторов. Таким образом, появилась еще  одна форма регулирования корпоративного управления – кодексы корпоративного управления. На систему корпоративного управления компании также влияют правила  фондовых бирж по включению в котировальные  списки. В последнее время они  все больше ужесточают требования в  сфере корпоративного управления.

За последние  десять лет были приняты множество  кодексов наилучшей практики и принципов  корпоративного управления. В 40 странах  и регионах было подготовлено более 100 кодексов. В большинстве этих кодексов основное внимание уделяется роли советов  директоров в компании. Подавляющее  большинство этих кодексов являются национальными, международными  можно назвать лишь несколько: рекомендации Европейской ассоциации фондовых дилеров (EASD – www.easd.org), Руководящие принципы корпоративного управления Конфедерации ассоциаций европейских акционеров (www.wfic.org/esh), Изложение глобальных принципов корпоративного управления Международной сети корпоративного управления (ICGN – www.icgn.org) и Принципы корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (www.oecd.org).

Принципы корпоративного управления ОЭСР необходимо отметить особо, так как только они адресованы не только компаниям, но и органам  государственной власти, ответственным  за выработку политики в сфере  корпоративного управления. Принципы ОЭСР охватывают все сферы корпоративного управления: права акционеров, роль заинтересованных лиц, практику деятельности совета директоров и раскрытие информации). Принятые в 1999 году и обновленные  в 2004, Принципы ОЭСР получили признанные во многих странах мира в качестве основополагающего документа при  разработке законодательства и национальных кодексов корпоративного управления, в том числе и российского  Кодекса корпоративного поведения.

Концепция корпоративного управления ОЭСР строится на четырех  ключевых принципах:

  • Справедливость. Система корпоративного управления должна защищать права акционеров и обеспечивать равное отношение ко всем акционерам, в том числе миноритарным и иностранным. Все акционеры должны иметь доступ к эффективным средствам защит в случае нарушения их прав.
  • Ответственность. Система корпоративного управления  должна признавать предусмотренные законом  права заинтересованных лиц и способствовать активному сотрудничеству между компаниями и заинтересованными лицами в целях создания рабочих мест, обеспечения благосостояния и устойчивости здоровых с финансовой точки зрения компаний.
  • Прозрачность. Система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам, касающимся компании, в том числе о его финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления.
  • Подотчетность. Система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство компанией, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров акционерам.

Информация о работе Основы корпоративного управления