Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:14, реферат

Краткое описание

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I 6
1. Общие положения 6
1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 6
1.2 Банкротство и уголовная ответственность 8
1.3 Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий 10
ГЛАВА II 12
1. Причины банкротства предприятий 12
1.1 Стадии банкротства 13
1.2 Признаки банкротства 14
ГЛАВА III 20
1. Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе 20
1.1 Внешнее управление 20
1.2 Санация 21
1.3 Конкурсный процесс 22
1.4 Внесудебные процедуры 23
1.5 Мировое соглашение 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа эк-ка организаций и предприятий.docx

— 70.97 Кб (Скачать)
  • низкой конкурентоспособности продукции, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и высоких ценах;
  • несвоевременность поступления выручки  при продаже продукции и растущие неплатежи предприятию за отгруженную им продукцию из – за невыполнения покупателем своих обязательств, в связи с чем, у предприятия образуется огромная дебиторская задолженность;
  • осуществление предприятием неэффективного долгосрочного инвестирования в проекты, которые не гарантируют соответствующего роста выручки;
  • низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями;
  • неиспользуемые в результате сокращения производства основные фонды, административные и бытовые помещения, другое имущество предприятия.
    1. Стадии банкротства

Различают следующие стадии банкротства:

  • скрытая стадия, при которой происходит скрытое (особенно если не налажен специальный управленческий учёт) снижение «цены предприятия», определяющейся капитализацией прибыли:

V= P/K,

где P – ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов;

 K – средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заёмный и акционерный капиталы);

 V – ожидаемая «цена предприятия».

Снижение «цены предприятия» означает снижение её прибыльности (это  явно проявится в отчётности) либо увеличение средней стоимости обязательств, которые предприятие будет вынуждено  принять на себя в ближайшем будущем (это может происходить незаметно, если финансовые службы не отслеживают ситуацию на рынке акций и облигаций аналогичных фирм, банковских кредитов). Целесообразно рассчитывать «цену предприятия» на ближайшую долгосрочную перспективу.

  • вторая стадия – финансовая неустойчивость, т.е. возникновение трудностей с наличностью, некоторых ранних признаков банкротства. На этой стадии руководство часто прибегает к «косметическим» мерам, например, продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заёмный капитал путём продажи части активов, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.
  • третья стадия – явное, юридически очевидное банкротство, т.е. предприятие не может своевременно оплачивать долги. 
    1. Признаки банкротства

Важной  составляющей системы банкротства  является диагностика состояния  предприятия, контроль и своевременное предупреждение и предотвращение кризисных ситуации. Своевременная, качественная диагностика и профилактическая работа – главная задача управления предприятием вообще и кризисного в частности. Работа по диагностике проводится в несколько этапов, главными из которых являются:

  • анализ финансового состояния, прогноз развития рыночной ситуации;
  • своевременное обнаружение причин и основных факторов. способствующих развитию кризисных ситуаций;
  • умение обнаружить раньше не заметные для неспециалиста признаки грядущего неблагополучия предприятия.

В классической рыночной экономике, как  отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 – на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобной оценки; однако можно не без основания предполагать, что для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов.

Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать  как взаимодействие целого ряда факторов: внешних (на них предприятие не может  влиять вообще, или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они зависят от организации работы самого предприятия).

Способность предприятия приспособиться к изменению технологических, экономических и социальных факторов – гарантия не только его выживания, но и процветания.

В экономической литературе к внешним  факторам, оказывающим сильное влияние  на деятельность предприятия, относятся:

  1. Размер и структура потребностей населения.
  2. Уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и покупательная его способность.
  3. Политическая стабильность и направленность внутренней политики.
  4. Развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность.
  5. Уровень культуры, проявляющейся в привычках и нормах.

Важным является система контроля и раннего обнаружения признаков  предстоящей кризисной ситуации.

 Серьезным предупреждением  грядущего неблагополучия предприятия  является отрицательная реакция  партнеров по бизнесу, поставщиков,  кредиторов, банков, потребителей продукции  на те, или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве предприятием.

 Другой блок ранних признаков  банкротства включает в себя  характер изменений финансовых  показателей деятельности предприятия,  своевременность и качество представления  финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:

  • задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала. Во всяком случае, и то и другое может говорить специалисту о неэффективности финансового управления;
  • изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности;
  • увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;
  • увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;
  • уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.

Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение коммерческой деятельности предприятия органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.

  • оздоровление финансового положения предприятия, как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством;
  • целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры.

По характеру этих мероприятий  можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых  тактических программ, получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. 
Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Она характерна для большинства российских государственных и частных предприятий в 1992 – 1994гг. – наиболее нестабильном времени всей экономической системы. Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей части предприятий. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий, среди которых следует отметить: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытку улаживания дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с поставщиками и другие мероприятия.

Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с экономными, ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, политика более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.





 


 










Рис.2 Управление кризисными ситуациями предприятия

 

В соответствии с новой  стратегией пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция, все в большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на существующих, и, завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенклатура выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.

Таким образом, подводя итог, можно  сказать, что сегодняшнее тяжелое  финансовое состояние многих российских предприятий явилось следствием как объективных, так и субъективных причин. Банкротство – один из легальных механизмов обновления и реформирования наших предприятий; это механизм развития путем эффективного перераспределения собственности. Банкротство далеко не всегда означает ликвидацию предприятия.

Безусловно, необходимо принимать  все меры по предотвращению кризисной  ситуации. Если же предприятие оказалось  в долговой яме, необходимо предпринимать  комплексные усилия по восстановлению платежеспособности, эффективно используя  законодательные процедуры банкротства  и методы антикризисного управления.

В третьей главе рассматриваются  основные процедуры, предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации.

 

ГЛАВА III

  1. Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе

Одним из координальных нововведений изменившим всю российскую систему  банкротства, можно с уверенностью назвать установление новых процедур банкротства. Прежний Закон о  несостоятельности (банкротстве) предприятий  предусматривал, как известно, три  типа юридических процедур: ликвидационные (принудительная и добровольная ликвидация), реорганизационные (внешнее управление, санация) и мировое соглашение.

Действующий закон, введя новый  институт наблюдения, установил следующую  систему юридических процедур банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

    1. Внешнее управление

Внешнее управление – одна из реорганизационных  процедур, которая состоит в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника. Эта мера применяется в  том случае, если есть основания  полагать, что платёжеспособность предприятия  может быть восстановлена.

Внешнее управление вводится арбитражным  судом по ходатайству самого должника, собственника или кредитора. В заявлении  должна быть обоснована целесообразность применения этой процедуры, а также, указана кандидатура на должность  арбитражного управляющего, которая  должна удовлетворять требованиям, указанным в законе.

Внешний управляющий приобретает  все полномочия руководителя предприятия. Он созывает собрание кредиторов, которое составляет и утверждает план проведений внешнего управления. Этот план подлежит доведению до сведения арбитражного суда.

Внешнее управление вводится на 18 месяцев. На всё это время вводится отсрочка удовлетворения требований кредиторов (мораторий).  Он распространяется на все долги  предприятия, возникшие до введения внешнего управления.

Управляющий вправе обратиться в арбитражный  суд с заявлением о завершении внешнего управления. При этом различаются 2 ситуации:

  1. Цель внешнего управления достигнута, платёжеспособность предприятия восстановлена.  Арбитражный суд выносит определение о завершении внешнего управления и прекращении производства по делу о банкротстве.
  2. Достижение цели внешнего управления невозможно. Суд выносит определение о завершении внешнего управления, признании предприятия банкротом и возбуждении конкурсного процесса.
    1. Санация

Санация (оздоровление) – финансовая помощь должнику со стороны собственника, кредиторов и иных лиц. Эта процедура  применяется по ходатайству лиц, по чьему заявлению было возбуждено дело о несостоятельности, с той же целью, что и внешнее управление. Преимущественным правом на проведение санации имеют собственник, кредиторы и трудовой коллектив предприятия – должника.

Те, кто получил право на осуществление  санации, принимают на себя сообща обязанность  в полном объёме и своевременно рассчитаться со всеми кредиторами в согласованные  с ними сроки и несут непосредственно  перед кредиторами ответственность  за соблюдение указанной обязанности. Требования кредиторов удовлетворяются  в порядке очереди, установленной  ст. 64 ГК РФ.

Информация о работе Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе