Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:14, реферат

Краткое описание

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I 6
1. Общие положения 6
1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 6
1.2 Банкротство и уголовная ответственность 8
1.3 Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий 10
ГЛАВА II 12
1. Причины банкротства предприятий 12
1.1 Стадии банкротства 13
1.2 Признаки банкротства 14
ГЛАВА III 20
1. Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе 20
1.1 Внешнее управление 20
1.2 Санация 21
1.3 Конкурсный процесс 22
1.4 Внесудебные процедуры 23
1.5 Мировое соглашение 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа эк-ка организаций и предприятий.docx

— 70.97 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

СОДЕРЖАНИЕ: 2

Введение 3

ГЛАВА I 6

1. Общие положения 6

1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 6

1.2 Банкротство и уголовная ответственность 8

1.3 Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий 10

ГЛАВА II 12

1. Причины банкротства предприятий 12

1.1 Стадии банкротства 13

1.2 Признаки банкротства 14

ГЛАВА III 20

1. Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе 20

1.1 Внешнее управление 20

1.2 Санация 21

1.3 Конкурсный процесс 22

1.4 Внесудебные процедуры 23

1.5 Мировое соглашение 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список литературы 27

 

Введение

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение  собственности от неэффективных  хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение  посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической  системой одним из основных элементов  механизма правового регулирования  рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления  как спад промышленности, экономический  кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение  денежно – кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед обществом встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями?

Существующая до 2002 г. в России нормативно – правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растёт, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

В настоящее время основным нормативным  документом, регламентирующим процедуру  банкротства, является Федеральный  закон №127 “О несостоятельности (банкротстве)” от 26 октября 2002 года. Необходимость принятия нового закона была обусловлена несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года.

В Законе о банкротстве 1998 г. содержались  противоречивые определения досудебной санации. Согласно ст. 2 досудебная санация  представляла собой меры по восстановлению платежеспособности, а ст. 27 рассматривала  досудебную санацию как мероприятие  по предоставлению финансовой помощи должнику третьими лицами. Закон практически  не регулировал отношений, возникающих  между должником и участниками  санации, а также отношений участников санации между собой. Кроме того, предоставление финансовой помощи для  проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов не находит своего должного подтверждения при принятии федерального бюджета на соответствующий  год. Закон о банкротстве 2002 г. также ушёл от решения вопросов, связанных с досудебной санацией. В законе имеются всего две статьи (30, 31), которые полностью дублируют аналогичные статьи Закона о банкротстве 1998 г. (26, 27), не раскрывающие сущность досудебной санации. Для реализации мер по предупреждению несостоятельности (банкротству), на мой взгляд, необходимо определить срок проведения досудебной санации (12 месяцев), а также ответственность её участников.

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена  рядом причин.

Во – первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.

Во – вторых, в условиях массовой неплатёжеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.

В первой главе мною будут рассмотрены  общие положения настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским  кодексом РФ; основные понятия, используемые в Федеральном законе №127; уголовная ответственность при банкротстве; рассмотрение дел Арбитражным судом о несостоятельности.

 

 

ГЛАВА I

  1. Общие положения

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон (№127) устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические  лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе  индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом.

Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе  индивидуальных предпринимателей, и  содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после  внесения соответствующих изменений  и дополнений в настоящий Федеральный  закон.

 

    1.  Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

 Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
  • должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
  • денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;
  • обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;
  • кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
  • арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
  • временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • внешний управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;
  • мораторий – приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;
  • неплатежеспособность – прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.
    1. Банкротство и уголовная ответственность

Статья 195 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) посвящена  неправомерным действиям при  банкротстве. Таковыми являются:

  1. Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб – наказываются  ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.
  2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника – юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем заведомо в ущерб другим кредиторам, если это действие совершено при наличии признаков банкротства и причинило крупный ущерб – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
  3. Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Рис.1 Участники системы  банкротства

 

 

    1.  Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются Арбитражным судом по месту нахождения должника, указанного в его учредительных документах.

Основанием для возбуждения  дела может служить заявление  должника, заявление кредитора (кредиторов) или заявление прокурора.

Заявление должника подаётся в письменной форме на основании решения собственника или органа уполномоченного руководить имуществом должника. Заявление должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, о причинах по которым должник не выполняет требований, о сумме требований. К заявлению прилагается список кредиторов и должников, бухгалтерский баланс. Заявление не может быть отозвано.

Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должником своих обязательств по истечении трёх месяцев со дня наступления сроков исполнения. Перед обращением в суд, необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора: кредитор должен послать должнику извещение с уведомлением о вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок исполнения своих обязательств. В случае получения уведомления и неисполнения обязательств должником, у кредитора появляется право обращения в суд. К заявлению прилагаются документы подтверждающие требования к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями. Заявление кредитора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу.

Прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законом.

Умышленное банкротство – преднамеренное создание или увеличение руководителями, или собственником, неплатёжеспособности предприятия, нанесения им ущерба в личных интересах, или в интересах других лиц.

Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятия о своём банкротстве с целью отсрочки или рассрочки платежей, либо скидки с долгов. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу.

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из нижеследующих  решений:

  1. Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, направленного на ликвидацию предприятия.
  2. Решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность.
  3. Может быть вынесено определение о приостановлении производства по делу и проведении реорганизационных процедур (внешнее управление имуществом или санация) при наличии ходатайства на их проведение.

Таблица 1.  Размеры денежного требования

Размер денежных требований к должнику

 

Юридическому лицу

Не менее 100 000 руб.

Физическому лицу

Не менее 10 000 руб.


 

В первой главе подробно были рассмотрены  общие положения настоящего Федерального закона; основные понятия; уголовная ответственность при банкротстве; рассмотрение дел Арбитражным судом.

Вторая глава курсовой работы посвящена причинам, стадиям  банкротства, его признакам.

 

ГЛАВА II

  1. Причины банкротства предприятий

Неэффективность системы управления предприятием объясняется:

  • отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
  • низкий уровень квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации  работников, падением престижа рабочих и инженерно – технических профессий;
  • небольшой размер уставного капитала акционерных обществ существенно ограничивающий масштабы деятельности предприятия;
  • отсутствие эффективного механизма исполнения решений арбитражных судов, особенно, в части взыскания на имущество должника;
  • необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность;
  • отсутствие достоверной информации о финансово – экономическом состоянии предприятия для акционеров;
  • появление различных форм собственности предприятий.

Под влиянием перечисленных факторов, при определённых  условиях, предприятия, фирмы, корпорации, в процессе своей  деятельности сталкиваются с финансовыми  затруднениями, которые в конечном итого могут привести к их неплатёжеспособности. Существенную роль в этом могут сыграть, например, замедление темпов роста  или абсолютное снижение выручки  предприятия при одновременном  увеличении внешних обязательств.

Они, как правило, являются результатом:

Информация о работе Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе