Организация, реорганизация и прекращение деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы создания, реорганизации и прекращения деятельности предприятий весьма актуальны для современной российской действительности. Данная курсовая работа представляет собой попытку раскрыть эти аспекты деятельности предприятий.
Для того, чтобы раскрыть тему, необходимо сначала дать определение объекту изучения данной курсовой работы – предприятию.
Под самостоятельным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и
других обязательных платежей. Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Создание и юридическое оформление нового предприятия…………………………….5
Понятие предпринимательства и причины создания нового предприятия………………6
Порядок создания нового предприятия………………………………………….…………..8
Глава 2. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия……………………..………15
2.1. Причины принятия решения о реорганизации\ликвидации и понятие о несостоятельности предприятия………………………………………………………………………………………...…15
2.2. Реорганизация предприятия……………………………………………………………………..20
2.3. Ликвидация предприятия……………………………………………………...………………...26
Заключение…………………………………………………………………...………………………33
Список используемой литературы………………………………………………………………..35
Приложения …………………………………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Подозная М.О., гр.242.docx

— 856.61 Кб (Скачать)

Создание нового предприятия  – процесс трудоемкий, связанный  с оценкой  всего проекта в  целом, с его переосмыслением  и  корректированием. В наше время  все, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств, план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.

После определения направления  деятельности, выбора формы предпринимательства,  создания пошагового бизнес-плана, оформления всех необходимых документов и регистрации  нового предприятия,  заканчивается формальное юридическое формирование нового предприятия, и начинается его полномасштабная коммерческая деятельность.

 

Глава 2. Реорганизация  и прекращение деятельности предприятия

                Создаваемые субъекты хозяйствования могут функционировать неопределенно длительное время, в случае необходимости в Устав и учредительные документы могут вноситься изменения и дополнения. Однако в современных условиях часть субъектов хозяйствования может создаваться для конкретных единовременных целей и ликвидироваться после достижения этих целей в срок, оговоренный в уставе.

Во всех других случаях  прекращение деятельности может  иметь место либо по добровольному  согласию ее владельцев и совладельцев (акционеров, учредителей, пайщиков), либо по решению судебных органов.

Прекращение деятельности данного  предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации  и ликвидации. Под реорганизацией предприятия понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация предприятия может  быть осуществлена по решению его  учредителей либо органа управления предприятием, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии с законодательством реорганизация  юридического лица в форме его  разделения или выделения из состава  одного или нескольких лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных  органов или по решению суда. Реорганизация  предприятия как юридического лица осуществляется в соответствии с ГК РФ, законом об отдельных видах юридических лиц. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Решение о ликвидации или реорганизации предприятия, также,  как и о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом. Причины прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия могут быть различны. Среди них:

• отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию (услуги);

• убыточность производства;

• экологическая опасность  для окружающей среды и населения;                                   

 • возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции;

• объединение с другим или новым предприятием.[8]

В ряде случаев на предприятии  осуществляется конверсия производства — его перевод на выпуск продукции  принципиально нового характера  и назначения. Примером широкомасштабной конверсии может служить массовый переход предприятий оборонной промышленности России в 1990-е годы на выпуск продукции гражданского назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________

 

  1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 601 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).и доцента О.В. Девяткина.

              Прекращение деятельности предприятия как юридического лица считается законным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Предприятия, которые созданы на паях или акционерами и относятся к хозяйственным объединениям (обществам), могут быть реорганизованы или ликвидированы по решению общего собрания их участников. Они также могут быть по решению собрания преобразованы в общества с иным правовым уставом. Например, общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано в производственный кооператив или народное предприятие.

Особым случаем ликвидации является банкротство. Несостоятельность — это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Финансовая несостоятельность  возникает из-за превышения обязанностей над ликвидными активами, т.е. из-за неудовлетворительной структуры баланса. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами.

Банкротство является результатом  неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию. Банкротство — неотъемлемая часть конкурентной среды, без банкротства нет конкуренции. Возможность банкротства заставляет принимать эффективные меры по обеспечению финансовой устойчивости, повышать эффективность труда, В 1992 году был принят первый документ в области банкротства — Указ Президента РФ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».

Действующий от 26.10.2002 ФЗ—№ 127 (в редакции от 24.10.2005 № 133—ФЗ) определяет основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), а также условия и порядок проведения процедур банкротства.

Значение института банкротства  заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что способствует оздоровлению рынка, а, с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим организациям и добросовестным предпринимателям организовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. [9]

 

 

_______________________________________________________________________________

  1. Федеральный закон РФ —№ 127 от 26.10.2002

 

Процедура банкротства представляет собой совокупность формализованных факторов, включающих выявление признаков банкротства, рассмотрение дел по банкротству в арбитражном суде, выбор и проведение конкретных мероприятий в рамках дел о банкротстве, удовлетворение требований кредиторов, завершение дел о банкротстве.

Банкротство предприятий  и индивидуальных предпринимателей определяется следующими признаками:

 •в отношении граждан  — неспособность удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;

•  в отношении юридического лица — неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих  платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в  течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

В соответствии с законодательством  в отношении предприятия-должника применяют следующие процедуры:

1.  Реорганизационные, включающие внешнее управление имуществом должника и санацию.

2.  Ликвидационные, к ним относятся:

• принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов;

• ликвидация в процессе конкурсного производства.

3. Мировое соглашение  — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки долгов. [Приложение 4]

Санация направлена на оздоровление предприятия-должника, когда собственникам  предприятия-должника, кредиторам или  иным лицам оказывается финансовая помощь.

Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором с соблюдением требований к оформлению заявлений в арбитражный суд до принятия им решения по делу.

В тех случаях, когда лица, желающие участвовать в проведении санации, определены до вынесения арбитражным судом решения по ходатайству о проведении этой процедуры, в арбитражный суд представляются список этих лиц, сведения о них, включая сведения о характере их имущественных отношений с должником, а также их письменное соглашение на участие в проведении санации. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами. В случае если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, арбитражный суд не вправе выносить определение о проведении санации.

           Продолжительность санации не может превышать 18 месяцев. Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на 6 месяцев.

Когда говорят об «ускорении»  банкротства, имеют в виду Постановление Правительства РФ от 22 мая 1995 г. № 476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» и утвержденное этим постановлением Положение об ускоренном порядке применения процедур банкротства.

             Наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства (ликвидируемого или отсутствующего должника), добровольное объявление банкротства, финансовое оздоровление регулируются Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2003 г. ФЗ—№ 127. Данный закон детализирует как реорганизационные и ликвидационные меры, так и субъекты банкротства: стратегические предприятия и организации, естественные монополии и др.

             Цель Постановления Правительства РФ от 15.04.2003 г. № 218 — повышение эффективности применения процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

            Ускоренный порядок применения процедур банкротства — это особый способ реорганизации бизнеса должника и попытка восстановления его платежеспособности. Суть этого способа заключается в том, что на базе всего имущества, не включаемого в конкурсную массу, учреждается открытое акционерное общество. На сумму активов должника выпускаются акции вновь образованного акционерного общества. Указанные ценные бумаги подлежат продаже с публичных торгов, а вырученная сумма идет на расчеты с кредиторами.

             Если суммы, вырученной от продажи ценных бумаг вновь образованного акционерного общества, окажется достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, производство по делу о банкротстве прекращается, а судьба должника в дальнейшем решается исключительно его учредителями (участниками) в общем порядке.

             Если суммы, вырученной от продажи акции, окажется недостаточно для расчетов со всеми кредиторами, внешний управляющий должен будет обратиться в арбитражный суд с заявлением о досрочном прекращении внешнего управления, признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.[10]

 




Реорганизация предприятий

Согласно ст.57 ГК РФ, процедура  реорганизации предприятия (юридического лица) может проводиться в пяти формах, это:

  • преобразование
  • выделение
  • разделение
  • присоединение
  • слияние

Согласно действующему законодательству, в том числе и в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей “ от 8 августа 2001 года № 129. Рассмотрим подробно формы реорганизации.

Преобразование - форма, при которой одно юридическое лицо прекращает свое существование, а на его базе возникает тоже одно новое юридическое лицо, только в другой организационно-правовой форме. Процедура считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Прежнее же юридическое лицо с этого момента считается прекратившим свою деятельность.

Однако не любое преобразование является реорганизацией предприятия. Так, например, если закрытое акционерное  общество становится открытым (или  наоборот) – то эта процедура, согласно сложившейся правоприменительной практики, не является реорганизацией.

 

 

_________________________________________________________________________________               10. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998г. №6-ФЗ.

Документы по преобразованию подаются в уполномоченный орган (соответствующую  ИФНС) по месту нахождения юридического лица, которое прекращает свою деятельность. 
Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

  • вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности преобразованного юридического лица;
  • выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
  • сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом орган, направивший регистрационное дело.

Выделение или  разделение - форма реорганизации предприятия, при которой из одного юридического лица выделяется его часть, из которой формируется новое юридическое лицо. При этом первоначальное юридическое лицо (из которого выделяется другое юридическое лицо) продолжает существовать в уменьшенном виде, ровно на сумму активов переданных выделившемуся, вновь созданному юридическому лицу. При этом, реорганизация предприятия считается завершенной с момента государственной регистрации, вновь созданного юридического лица. А прежнее юридическое лицо продолжает свою деятельность.

Документы, при данной форме  реорганизации предприятий, подаются в уполномоченный орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, из которого выделяются юридические лица. Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

  • вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном (или созданных) юридическом лице и о внесении изменений в сведения о реорганизуемом юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
  • выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
  • сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом орган, направивший регистрационное дело.

Присоединение - форма реорганизации предприятия, при которой одно юридическое лицо присоединяется к другому юридическому лицу. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, а другое продолжает ее с учетом проведенной реорганизации предприятия в форме присоединения. Реорганизация предприятий считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых юридических лиц.

   Документы подаются в уполномоченный регистрирующий орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, к которому  присоединяется юридическое лицо. 
               Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

  • вносит в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица и об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, к которому присоединилось юридическое лицо.
  • выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
  • сообщает о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения указанного юридического лица и направляет ему копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица, заявления о прекращении его деятельности и выписки из ЕГРЮЛ.

Слияние - форма реорганизации предприятия, при которой два и более  юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое лицо. Реорганизация предприятий считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц.

Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

  • вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности реорганизуемых  юридических лиц;
  • сообщает о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц в регистрирующие органы по месту нахождения этих юридических лиц и направляет им копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридических лиц, заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, и выписки из ЕГРЮЛ.
  • выдает заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
  • сообщает о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме слияния, в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица и направляет ему (заказным письмом) регистрационное дело с описью прилагаемых документов. По получению которых, направивший документы регистрирующий орган уведомляется регистрирующим органом получившим дело.

Для общей информации по данной проблематике, следует отметить, что реорганизация может быть добровольная, вынужденная и принудительная.

При добровольной реорганизации, собственники юридических лиц принимают  решения самостоятельно, на основе добровольного волеизъявления,  руководствуясь личными мотивами. Слияние и присоединение предприятий возможны только на добровольной основе, а вот остальные формы могут иметь и иной характер.

При вынужденной реорганизации  решение также принимается собственниками предприятия, но к этому их обязывают  нормы действующего законодательства.

Приведем некоторые типичные примеры:

  • Так, в случае если число участников общества с ограниченной ответственностью станет более 50, то общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.[11]

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________

    1. http://www.ualis.ru/other/egrul.html

А также пример по некоммерческим организациям:

  • Если по решению участников на Ассоциацию или Союз возлагается обязанность вести предпринимательскую деятельность, то Ассоциация или Союз обязано преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество (требование п.1 ст.121 ГК РФ).

На этом перечень обстоятельств, при которых наступает обязательство  по вынужденной реорганизации, не ограничивается.

Принудительная реорганизация  предприятий возможна при определенных случаях установленных законом, только в форме его разделения либо выделения, по решению уполномоченных государственных органов или  по решению суда. Так например, Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ) вправе выдать Предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций. [12]

Ниже рассмотрим обстоятельства, касающиеся аспектов добровольной реорганизации.

В качестве общей полезной информации можно отметить следующую  особенность. Гражданское законодательство РФ содержит множество организационно-правовых форм, особенно некоммерческих. В связи  с чем, в том же законодательстве имеется ряд ограничений, касающихся возможности реорганизации различных организационно-правовых форм.

Иными словами, далеко не все  организационно-правовые формы совместимы между собой. Сама проблематика данного  вопроса в законодательстве не имеет  четкой регламентации, и как нам  кажется это вызвано двумя  обстоятельствами:

  • во-первых, это довольно новое явление для российского законодательства (не будем забывать, что от эпохи "развитого социализма" нас отделяет всего один десяток лет и никакой реорганизации предприятий раньше, как явления, не существовало)
  • во-вторых, правоприменительной практики явно не хватает. Нами замечено, что регламентация этого вопроса в законодательстве, напрямую зависит от развития правоприменительной практики и от ее качества ____________________________________________________________________________12. Федеральный закон РФ № 948-1 от 22.03.1991 г., ст.19.

Информация о работе Организация, реорганизация и прекращение деятельности предприятия