Организация, реорганизация и прекращение деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы создания, реорганизации и прекращения деятельности предприятий весьма актуальны для современной российской действительности. Данная курсовая работа представляет собой попытку раскрыть эти аспекты деятельности предприятий.
Для того, чтобы раскрыть тему, необходимо сначала дать определение объекту изучения данной курсовой работы – предприятию.
Под самостоятельным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и
других обязательных платежей. Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Создание и юридическое оформление нового предприятия…………………………….5
Понятие предпринимательства и причины создания нового предприятия………………6
Порядок создания нового предприятия………………………………………….…………..8
Глава 2. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия……………………..………15
2.1. Причины принятия решения о реорганизации\ликвидации и понятие о несостоятельности предприятия………………………………………………………………………………………...…15
2.2. Реорганизация предприятия……………………………………………………………………..20
2.3. Ликвидация предприятия……………………………………………………...………………...26
Заключение…………………………………………………………………...………………………33
Список используемой литературы………………………………………………………………..35
Приложения …………………………………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Подозная М.О., гр.242.docx

— 856.61 Кб (Скачать)

Московский государственный лингвистический университет

 

 

 

Курсовая работа

по экономике предприятия

студентки 242 группы 2 курса

факультета экономики  и права

Подлозной М. О.

 

Тема: Организация, реорганизация и прекращение деятельности предприятия

 

 

Руководитель:

          Доцент Зайцев В.В.

 

Защищена «_»____с оценкой «__»

 

 

Москва – 2012

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Создание и юридическое оформление нового предприятия…………………………….5

    1. Понятие предпринимательства и причины создания нового предприятия………………6
    2. Порядок создания нового предприятия………………………………………….…………..8

Глава 2. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия……………………..………15

2.1. Причины принятия решения  о реорганизации\ликвидации и  понятие о несостоятельности  предприятия………………………………………………………………………………………...…15

2.2. Реорганизация предприятия……………………………………………………………………..20

2.3. Ликвидация предприятия……………………………………………………...………………...26

Заключение…………………………………………………………………...………………………33

Список используемой литературы………………………………………………………………..35

Приложения …………………………………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В период перехода экономики  от административно-хозяйственной  к смешанной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики  предприятия. При этом возникает  множество вопросов и проблем, требующих  решения: как создавать новую  компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит  эффективность ее ведения, что следует  предпринимать для большей результативности деятельности предприятия.

Поиск ответов на эти вопросы  происходит на основе метода проб и  ошибок, что в настоящих условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является неумение и незнание руководителями предприятий форм и  методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования. В экономически развитых странах имеется большой  опыт решения подобных вопросов. Однако он не всегда может быть применен в  Российской Федерации. Необходима его  адаптация с учетом традиций и  менталитета российских хозяйственников.

Проблемы создания, реорганизации  и прекращения деятельности предприятий  весьма актуальны для современной  российской действительности. Данная курсовая работа представляет собой  попытку раскрыть эти аспекты  деятельности предприятий.

Для того, чтобы раскрыть тему, необходимо сначала дать определение объекту изучения данной курсовой работы – предприятию.

Под самостоятельным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим  единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и

других обязательных платежей. Ключевой фигурой рыночных отношений  выступает предприниматель. При  этом субъектом предпринимательской  деятельности может быть как отдельный  гражданин, так и объединение  граждан.

Таким образом, предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятия становятся основной ячейкой, где происходит рыночная трансформация  экономики. Именно в этом заключены  суть и характер изменений и развития экономической системы в целом. [1]

Предприятие имеет собственное  название, фирменный знак (марку), самостоятельный  баланс, расчетный счет в банке. Оно  несет имущественную ответственность  по своим обязательствам, то есть является юридическим лицом. Группы предприятий, сходные по производимой продукции (или технологии) и занимающие определенное место в системе расширенного воспроизводства, образуют отрасли  производства.

 

К важнейшим задачам действующего предприятия (фирмы) относятся:

 

• возмещение затрат и получение  дохода владельцем предприятия (среди  владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

• недопущение сбоев в  работе предприятия (в том числе  срывов поставок и выпуска недоброкачественной  бракованной продукции, резкого  сокращения объема производства и дохода предприятия);

• обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

• обеспечение выплаты  заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;

• создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

• охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);

• стабильное наращивание  темпов роста объема производства

и дохода предприятия.

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________________________

 

 

  1. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля, проф. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Задачи предприятия (фирмы) определяются интересами владельца, размером капитала, ситуацией внутри предприятия (фирмы), внешней средой.

 

В условия современной  российской экономики начинающий предприниматель  сталкивается с огромным количеством  проблем, связанных с учреждением  нового предприятия. В них входят и первоначальное планирование организации, и поиск собственной ниши на рынке, оформление различных правовых документов, регистрация в соответствующих  государственных органах и многое другое. Более того, успешное прохождение  всех начальных этапов не гарантирует  успех дальнейшей деятельности организации. Всегда остается возможность несостоятельности  предприятия, ведущей к необходимости  его реорганизации или даже ликвидации.

Задача данной курсовой –  изучить более подробно этапы  становления новой фирмы на рынке, а также определить и рассмотреть  причины, ведущие к реорганизации  и ликвидации предприятия и пути их осуществления.

 

Глава 1. Создание и юридическое оформление нового предприятия

 

Образование новых предприятий  и расширение действующих определяется следующими факторами:

  1. наличие неудовлетворенного спроса на продукцию (услуги);

      2) наличие  ресурсов, необходимых для организации  производства продукции; 

      3) уровень  развития науки и техники соответствующей  отрасли производства.

 

Определяющим является спрос  на продукцию, вызванный реальными  потребностями рынка и наличием ресурсов для организации производства. Если предприятие начнет изготовление продукции, не пользующейся спросом  потребителя, ему грозит разорение.

Такая продукция остается на складах нереализованной, а затраты  на ее изготовление — неоплаченными. Наряду с этим ресурсы (материальные и денежные) составляют базу, обеспечивающую деятельность предприятия, включая  формирование требующихся

средств производства и финансов, без которых невозможна организация производства.

В Гражданском кодексе  Российской Федерации (ст. 2, ч. 3) предпринимательство  характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Сущность предпринимательской  деятельности раскрывается через выполняемые  ею функции:

-       предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

-       предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и предпринимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения.

-       предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

-       предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

Чтобы успешно выполнять  названные функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе которых обязательно  должны присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив. Предпринимательское поведение  предполагает готовность идти на созидательный  риск и балансировать совокупность рискованных вариантов.

Предпринимательство может  осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Но если первая означает осуществление  ее гражданами, то есть физическими  лицами, «своей волей и в своем  интересе», гражданами, которые «свободны  в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении  любых, не противоречащих законодательству условий договора» то вторая форма  предпринимательства – коллективная – предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется на основе и в пределах задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и в  уставе соответствующих форм предприятий.

Организационно-правовые формы  хозяйственной деятельности характеризуются  большим разнообразием и имеют  значительные различия в разных странах. В России коммерческие организации  могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены действующим законодательством – новым Гражданским кодексом Российской Федерации. [2]

Признаки юридического лица состоят в том, что это прежде всего – организация, то есть определенным образом организованное объединение лиц, которое:

-       имеет обособленное имущество;

-       отвечает этим имуществом по своим обязательствам;

-       может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

-       нести обязанности;

-       быть истцом и ответчиком в суде;

-       иметь самостоятельный баланс или смету.[3]

Ведущее же место в рыночной экономике принадлежит предпринимательским структурам. Организационно-правовые формы, в которых выступают коммерческие организации – юридические лица, это:

1)           хозяйственные товарищества;

2)           хозяйственные общества;

3)           производственные кооперативы;

4)           государственные и муниципальные унитарные предприятия. [Приложение 1.]

 

_____________________________________________________________________________

  1. Гражданский кодекс РФ, Глава 2, ст. 1, п. 2 ГК РФ
  2. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 601 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).и доцента О.В. Девяткина.

 

Порядок создания нового предприятия

Создание нового предприятия  предполагает ряд обязательных этапов:

·        возникновение  и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;

·        постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;

·        формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;

·        подбор квалифицированных и надежных соучредителей  предприятия;

·        определение  финансовых источников, необходимых  для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования предприятия;

·        разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;

·        проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.

Информация о работе Организация, реорганизация и прекращение деятельности предприятия