Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:53, курсовая работа
Производственный процесс - совокупность взаимосвязанных процессов труда и
естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются
в готовые изделия.
В зависимости от характера и масштаба выпускаемой продукции производственные
процессы могут быть простыми и сложными.
Введение.....................................3
Глава 1. Производство: ресурсы, факторы, тенденции....................5
1.1. Ресурсы и факторы производства...................5
1.2. Сущность производства.......................7
1.3. Уровни производства. Разделение труда.................8
1.4. Типы, тенденции и общие проблемы производства..............8
Глава 2. Экономическая организация производства....................10
2.1 Экономическая организация производства и ограниченность
ресурсов.....10
2.2 Оптимальный выбор..........................12
2.3 Анализ графика производственных возможностей............13
2.4 Проблемы альтернативных и предельных затрат............15
Глава 3.
производства.........................20
3.3 Заменяемость факторов производства..................22
3.4 Прямая равных издержек.
Правило минимальных издержек........23
3.5 Производство с двумя переменными факторами. Правило
максимизации прибыли................
Производство экономических благ......................18
3.1 Производство. Производственная функция................18
3.2 Производство с одним переменным фактором. Предельная
производительность факторов...............24
3.6 Влияние технического прогресса на выпуск фирмы.............25
Глава 4. Издержки производства.............................27
4.1. Определение издержек производства.................27
4.2. Виды издержек...........................31
4.3. Отдача от масштаба и издержки производства.............35
4.4. Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы...........37
4.5. Распределение прибыли........................40
Список.....................................4
Готовая продукция предприятий машиностроения в первая очередь рассчитана на
оптовую торговлю с себе подобными крупными заводами или посредническими
фирмами. Однако в последнее время на некоторых (например, автомобильных)
заводах организуются свои отделы розничной торговли, которые налаживают
торговлю в магазинах от этого завода. В этом случае для привлечения новых
покупателей используются всевозможные виды рекламы: на телевидении, в прессе,
щитовая реклама и т.д
Глава 1. Производство: ресурсы, факторы, тенденции.
1.1. Ресурсы и факторы производства
Ресурсы производства — это совокупность тех природных, социальных и
духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания
товаров, услуг и иных ценностей.
В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:
1) природные — потенциально пригодные для применения в производстве
естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и
«исчерпаемте» (а в последних — «возобновляемые» и «невозобновляемые»);
2) материальные — все созданные человеком («рукотворные»)
средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом
производства);
3) трудовые — население в трудоспособном возрасте, которое в
«ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем параметрам:
социально-демографическому,
профессионально-
культурно-образовательному;
4) финансовые — денежные средства, которые общество в состоянии выделить
на организацию производства.
Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от
доиндустриальной к
В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым
ресурсам, в индустриальном — материальным, в постиндустриальном •—
интеллектуальным и
Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому
они получили название «базовых»; возникшие на «рыночной» ступени финансовые
ресурсы стали называться «производными».
Наряду с понятием «ресурсы
производства» экономическая
понятием «факторы производства». В чем же их отличие?
Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, что это — те природные и
социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот,
«факторы производства» — экономическая категория, обозначающая уже
реально вовлеченные в процесс производства ресурсы; следовательно,
«ресурсы производства» — понятие более широкое, чем «факторы производства».
Иными словами, факторы производства — это производящие ресурсы.
В отличие от ресурсов факторы становятся таковыми только в рамках их
взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее
единство его факторов.
В экономической теории выделяют три основных фактора производства:
1) «земля» — как фактор производства имеет троякое значение:
— в широком смысле она означает все используемые в производственном
процессе естественные ресурсы;
— в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) «земля» есть объект
хозяйствования, когда она одновременно выступает и «предметом труда», и
«средством труда»;
— в пределах всей экономики
«земля» может выступить как об
собственности (в этом случае ее собственник непосредственного участия в
процессе производства может не принимать, — он участвует опосредованно,
предоставлением «своей» земли);
2) «капитал» — так
называют материальные и
факторов производства;
3) «труд» — та часть общества, которая непосредственно занята в процессе
производства (иногда используют и такой термин, как «экономически активное
население», который охватывает только трудоспособных, занятых в
производстве).
Фактор «труд» включает и предпринимательство — уважаемую во всем мире
деятельность, требующую
способности к организации
ориентироваться в рыночной конъюнктуре и бесстрашия риска. В западной традиции
уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность рассматривают
как самостоятельный фактор производства.
Главной социальной функцией предпринимателя следует признать организацию
доходного производства: более заинтересованную в этом сторону, чем сам
предприниматель, вряд ли можно отыскать.
Теперь вернемся ко всем трем факторам производства.
В экономической науке на протяжении столетия шла дискуссия о роли каждого
фактора в создании стоимости товара: «классическая» политэкономия признавала
приоритет за трудом, тогда как марксистская традиция трактовала стоимость
как результат только труда (в его абстрактном выражении). И хотя
дискуссия продолжается, на практике экономисты исходят из концепции,