Опыт подготовки руководителей и резерва на руководящие должности в ОАО "МГТС"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Зачем нужно учить руководителей и кандидатов на занятие руководящих должностей? Ответ для большинства компаний будет звучать примерно так: «Работа в условиях высокой конкуренции требует от наших руководителей умения максимально полно использовать все ресурсы, имеющиеся в распоряжении компании, требует постоянного обновления профессиональных знаний и развития новых управленческих навыков».

Файлы: 1 файл

Опыт подготовки руководителей и резерва на руководящие должности в ОАО.docx

— 26.69 Кб (Скачать)

Опыт  подготовки руководителей  и резерва на руководящие  должности в ОАО "МГТС"

М.И.Магура

От  стихии к планомерной  и целенаправленной работе

Зачем нужно  учить руководителей и кандидатов на занятие руководящих должностей? Ответ для большинства компаний будет звучать примерно так: «Работа  в условиях высокой конкуренции  требует от наших руководителей  умения максимально полно использовать все ресурсы, имеющиеся в распоряжении компании, требует постоянного обновления профессиональных знаний и развития новых управленческих навыков».

Понятно, что  от эффективности работы руководящего состава решающим образом зависят  результаты работы компании в целом, ее конкурентоспособность, однако не легче  ли принимать на работу или назначать  на руководящие должности людей, уже обладающих всем набором необходимых  компетенций – знания, опыт, способности, личные и деловые качества? Конечно, легче. До последнего времени многие компании именно так и поступали, отдавая на откуп самим руководителям  вопросы их профессионального развития. Но такую практику можно сравнить только с явно абсурдной ситуацией, когда родители не учат детей, не отдают их в школу, а считают, что те сами должны получить необходимые знания, потому что для этого есть все  возможности: книги, Интернет и т.п.

Конечно, в идеале любой работник, а в особенности если он занимает руководящую должность, должен постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний. Однако самообразование таит в себе и определенные опасности. Руководитель, который никогда не учился менеджменту, далеко не всегда обращается к учебным пособиям. Чаще он склонен использовать другие источники для развития собственного стиля управления: пример других руководителей, здравый смысл; собственный опыт, приобретенный ценой проб и ошибок (платить за которые приходится его компании).

Не отрицая  значения опыта и реальной практики для повышения квалификации руководителей, следует признать, что обучение на собственных ошибках не всегда эффективно. Есть руководители, способные на протяжении всей своей профессиональной карьеры  совершать одни и те же ошибки, наступать  на одни и те же грабли, придерживаясь  в своей работе неверных принципов, ошибочной системы приоритетов  или ошибочной стратегии. При  этом они склонны упорно отстаивать свое право на работу «по-старому», ссылаясь на специфику условий их работы или ограниченность ресурсов и возможностей, которыми они располагают.

Сегодня трудно найти организацию, в которой  руководство не было бы озабочено  необходимостью повышения квалификации своих руководящих кадров. Однако, большинство российских компаний, с  которыми нам приходилось работать в процессе подготовки управленческих кадров, больше ориентируются на разовые  учебы, не прописывая концепции обучения, которая была бы четко увязана  со стратегией компании. Но в России уже есть компании, которые перешли  на создание системы непрерывного образования  для своих руководителей и  резерва. К их числу относится  ОАО МГТС. Р азвитие управленческого персонала выступает для МГТС не как самоцель, а как важнейшее средство реализации намеченной стратегии развития компании.

Развитие  управленческого  персонала как  инструмент поддержки  стратегии компании

В ОАО «Московская  городская телефонная сеть» хорошо понимают, что лидирующие позиции  на рынке телекоммуникационных услуг  можно удержать лишь в том случае, если компания будет использовать самые  передовые технологии и последние  научные достижения. Реализация этой стратегии невозможна без напряженной  работы в сфере повышения квалификации всех категорий персонала компании. Особое значение здесь придается обучению управленческих кадров.

Инвестиции в  обучение персонала во всем мире признаны наиболее выгодным вложением денег, способным дать быструю и высокую  отдачу. Располагая современным учебным  центром, МГТС старается максимально  полно использовать его возможности  для подготовки основных категорий  персонала. В 2003 году почти половина всех сотрудников МГТС – 9177 человек, в том числе 2230 рабочих и 6947 руководителей  и специалистов прошли подготовку в  корпоративном учебном центре. Это  и проведение семинаров по освоению цифровой коммутационной техники, это  курсы по эксплуатации и обслуживанию цифровых коммутационных систем и др.

МГТС имеет  большой опыт обучения руководящего состава всех уровней и резерва  на руководящие должности. За последние  несколько лет в этом направлении  сделан существенный шаг вперед. Требования к учебным программам стали более  четко увязываться с задачами, которые приходится решать работникам компании. Для телекоммуникационной компании способности сотрудников  к эффективному общению с клиентами  особенно важны. Не случайно в работе Учебного центра такой большой объем занимают программы по деловому общению, ведению переговоров, разрешению конфликтов.

В Учебном центре МГТС последние годы ведется напряженная  работа, направленная на то, чтобы учебные  программы для руководителей  максимально работали на развитие ключевых компетенций, способствующих высокой  эффективности управленческой деятельности. Ответ на вопрос, чему и как учить  действующих руководителей и  людей, которые только готовятся  к выполнению этой сложной миссии, может быть получен с учетом двух основных целей:

а) как повысить эффективность управленческой деятельности;

б) как можно  уменьшить затраты физических и  нервных сил руководителей в  процессе выполнения возложенных на них управленческих функций.

Если рассмотреть  мировую и отечественную практику обучения руководителей, то речь чаще всего идет не о предоставлении слушателям фундаментальных знаний, эта задача решается на этапе получения высшего  или специального образования. Обучение руководителей призвано в первую очередь способствовать выработке таких установок, такой системы приоритетов, которые необходимы для успешного решения стоящих перед ними управленческих задач. Чтобы учеба дала максимальную отдачу на затраченные средства, она должна способствовать решению целого ряда задач:

•  Дать возможность слушателям провести ревизию своего управленческого опыта и выяснить, что в нем работает хорошо, а что нуждается в корректировке;

•  Систематизировать уже имеющиеся знания и представления относительно ключевых управленческих задач;

•  Способствовать осознанию тех управленческих моделей, которые были взяты на вооружение слушателями, и оценке степени их адекватности (характеристикам подчиненных, решаемым задачам, личности самого руководителя);

•  Знания и навыки, развиваемые в ходе обучения, призваны повышать способность руководителя соответствовать требованиям, предъявляемым к его работе со стороны организации.

Подготовка резерва  на руководящие должности и руководящего состава – это важнейшие инвестиции, нацеленные на рост эффективности работы подразделений и компании в целом. При этом в МГТС стараются не проводить обучение лишь для «галочки». Обучение жестко связано с каждодневной практикой и требованиями завтрашнего дня. Особенно это четко проявляется в отношении тех проблем, которые встают в связи с принятым в 2003 году решением о глобальной цифровизации сети.

Основные  принципы подготовки руководителей

Среди основных принципов, позволяющих добиться высокой  эффективности при обучении руководителей, следует выделить следующие:

•  Активность слушателей . Этот принцип реализуется при подготовке управленческих кадров в Учебном центре МГТС через широкое использование групповых и игровых методов работы. Реализации этого принципа способствует и создание преподавателями у слушателей постоянного настроя на то, чтобы внести свой вклад в групповые обсуждения, на активное участие в игровых процедурах. На реализацию этого принципа направлена минимизация использования в ходе обучения лекционной подачи материала.

•  Ориентация на сопоставление получаемой в ходе занятий информации с уже имеющимся опытом слушателей. Для того, чтобы работал этот принцип слушателям предлагаются задания, в которых устанавливается тесная связь содержания занятий с каждодневной управленческой практикой. Например слушатели рассматривают проблемы, которые они решают, взаимодействуя в процессе работы со своими подчиненными, анализируют возможности решения конкретных управленческих задач. Реализации этого принципа способствуют и групповые обсуждения, в ходе которых руководители делятся своими подходами к решению управленческих задач.

•  Практическая направленность . Этот принцип в Учебном центре МГТС поставлен на первое место. Главное требование к содержанию учебных программ и к используемым методам обучения состоит в том, что они должны быть направлены на практическое использование слушателями полученных знаний и навыков. При подведении итогов обучения главный вопрос, который задается слушателям: «Что из полученного в ходе занятий вы сможете использовать в своей каждодневной практике?»

•  Командная работа . Основная задача руководителя состоит в организации работы других людей, поэтому овладение навыками командной работы имеет особое значение для руководителей и лиц, состоящих в резерве на руководящие должности. Для того чтобы этот принцип был реализован в ходе обучения, значительная часть заданий, предлагаемых слушателям, предполагает их работу в составе малых групп (4 – 6 человек). Это позволяет им лучше прочувствовать, что такое работа в команде, понять, что надо сделать для повышения эффективности возглавляемой ими команды подчиненных.

•  Проектирование новых подходов к решению управленческих проблем . Командная работа по решению тех или иных управленческих проблем является формой моделирования в условиях аудитории ситуаций, которые встречаются в работе каждого руководителя. При подготовке руководителей в ОАО МГТС по программам, связанным с менеджментом и управлением человеческими ресурсами, семинары завершаются п роектной работой, выполняемой слушателями в составе малых групп из 4-6 человек. Каждая группа получает для проработки определенную проблему, которую слушатели должны проанализировать и дать предложения по ее решению. Проектная работа рассматривается нами как форма практического закрепления знаний, полученных в ходе обучения.

В МГТС обучение руководителей и резервистов  направлено на то, чтобы эти принципы была реализованы в полной мере. Учебные программы для руководителей  и резервистов направлены на то, чтобы максимально расширить  и развить знания и навыки, необходимые  для успешной управленческой деятельности в условиях конкурентной борьбы и  при постоянных изменениях и нововведениях  в работе. Этому способствует широкое  использование в ходе обучения активных методов обучения (деловые и ролевые  игры, разбор конкретных ситуаций, групповые  обсуждения), рассмотрение изучаемых  вопросов на материале реальных проблем, с которыми сегодня сталкивается компания.

Модульный подход к обучению руководителей

В 2004 году в издательстве «Дело» вышла «Модульная программа  «Руководитель XXI века» (В.В.Травин, М.И.Магура, М.Б.Курбатова), которая реализует комплексный подход к развитию управленческих компетенций руководящих работников. В программе представлены следующие модули:

•  Развитие управленческого потенциала

•  Деловое общение

•  Мотивационный менеджмент

•  Управление человеческими ресурсами

•  Индивидуальные ресурсы управления

•  Подготовка и реализация управленческих решений

Семинары, проводимые Учебным центром МГТС для руководителей  и резервистов, в значительной степени  отражают тот комплексный подход к развитию управленческих компетенций, который предложен в Модульной  программе «Руководитель XXI века». Можно  перечислить ряд семинаров, которые  проводятся компанией для руководителей  и резерва на руководящие должности:

•  Деловое общение руководителя

•  Психология общения и деловой этикет

•  Конфликты в организации

•  Основы управления трудовым коллективом

•  Мотивационный менеджмент

•  Технология управленческих решений и др.

Первые три  семинара направлены преимущественно  на развитие у руководителей так  нужных им коммуникационных навыков. За последние 10-15 лет необходимость развития этих компетенций у руководящих работников стала очевидной для компаний, работающих в самых разных сферах экономики, от торговли до промышленного производства. Тематика и содержание работы в ходе трех семинаров, замыкающих предложенный список, призваны совместить в себе работу, направленную на совершенствование стиля управления, и специальные задания на овладение методами эффективного управления людьми.

Рассмотрим содержание этих семинаров и основные принципы их построения.

Семинар «Основы управления трудовым коллективом» призван дать слушателям основные представления о структуре управленческой деятельности и тех возможностях, которые позволяют получить б о льшую отдачу не только от отдельных подчиненных, но и от всего трудового коллектива, от команды единомышленников, которую возглавляет руководитель.

Эффективное руководство  людьми в первую очередь основывается на том, что руководитель кроме профессиональных знаний в своей сфере деятельности должен уметь работать с людьми. Для этого необходим обширный набор знаний и умений, среди которых  важнейшее место занимает способность  эффективно общаться, делегировать, мотивировать, обеспечивать успешную командную работу, в том числе и в процессе решения проблем и при подготовке управленческих решений. Но именно в  этой сфере – сфере управления людьми – руководителям сегодня  катастрофически не хватает специальной  подготовки.

Информация о работе Опыт подготовки руководителей и резерва на руководящие должности в ОАО "МГТС"