Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести анализ содержания понятия конкурентной среды в предпринимательской деятельности, ее форм и методов.
Задачи исследования:
1. Обосновать содержание понятия «конкуренция».
2. Рассмотреть основные функции и виды конкуренции.
3. Проанализировать основные формы современной конкуренции.
4. Определить методы конкурентной борьбы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Элементы конкурентной среды………………………………………………..…5
Сущность и функции конкуренции…………………………………………………5
Виды конкуренции…………………………………………………………………..6
Объекты конкуренции (товары, услуги).…………………………………………..9
Субъекты конкуренции (предприятия)……………………………………………10

Глава 2. Механизм конкурентной борьбы………………………………………………..14
2.1. Стратегии конкурентной борьбы…………………………………………………….14
2.2. Персонал как активный элемент конкурентной борьбы……………………………22

Глава 3. Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке……………...29
3.1. Приемы и методы конкурентоспособности…………………………………………29
3.2. Рейтинги конкурентоспособности…………………………………………………...35

Заключение…………………………………………………………………………………48

Список литературы…………………………………………………………...……………51

Файлы: 1 файл

Шаршакова Э-10-4.docx

— 46.26 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

        Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции21.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального  функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная  конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства22.

Конкурентная среда, как  и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей  основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Понятие конкуренции  многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция - это и способ хозяйствования, и  такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция - соперничество, соревнование между выступающими на рыке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция - это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция содержит в  себе самой противоречие, которое  в результате проявления воспроизводит  явление, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведет к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстает от требований рынка. На определенном этапе этот процесс обусловливает появление монополий. Диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя самое в чистом виде и переходит в свою противоположность - монополию. Монополия сдерживается в определенных границах во многих странах с рыночной экономикой благодаря антимонопольному законодательству.

И, тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке, существенно  устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в  конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой даже и слабые фирмы. Ключ к вопросу, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Нельзя свести конкуренцию к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция  строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных  единиц, и каждый из них имеет  свои особенности: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам (“нишам”) рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.

Конкуренция носит для  участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону их снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

Сложность, многогранность конкуренции как экономического явления находят отражение в многообразии форм и методов ее проявления. Классификация конкуренции как объекта исследования находится в прямой зависимости от методологических принципов, положенных в ее основу. В данном случае остановимся лишь на некоторых принципиальных аспектах этой проблемы.

В соответствии с поведением участников рыночных отношений конкуренция  проявляется по следующим основным направлениям: товаропроизводитель - товаропроизводитель, покупатель - покупатель, покупатель - товаропроизводитель. Имея в виду проявление конкуренции по указанным направлениям, следует со всей определенностью отметить, что именно конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно эта составляющая является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты - постоянное совершенствование существующих и появление новых, все более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, вымывание неэффективных товаропроизводителей и производств, а, в конечном счете, динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности.

Таким образом, конкуренция  в рыночной экономике, играет заметную роль в экономическом развитии, сохраняет важнейшее место в рыночном механизме. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют товаропроизводителей, вымывают неэффективные звенья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

  1. "Конкурентная борьба" (интервью с А. Рыжковой, генеральным директором компании "3R Recruitment Company" и Т. Меньшовой, внештатным консультантом этой компании, экспертом по психодиагностике и соционике) // Управление персоналом. N 4. 2007.
  2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. С. 90.
  3. Большой экономический  словарь.  М., 1994.
  4. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 122.
  5. Галкина О. Оценка конкурентоспособности товара. М., 2007. С. 76.
  6. Глазьев С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики. 2009. № 11. С. 7.
  7. Каплан Р.С, Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2008. С. 312.
  8. Коробков A. The Balanced Scorecard - новые возможности для эффективного управления - экономические стратегии // Экономические стратегии. 2008. N 3. С. 50.
  9. Королев С.В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень. N 6. 2007. С. 54.
  10. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб.: 2005. С. 345.
  11. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М., 2008. С. 241.
  12. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М., 1999. С. 123.
  13. Москаленко С.В. Стратегические направления в развитии конкурентоспособности фирмы. М., 2006. С. 66.
  14. Нэгл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. Питер, 2001. С. 404.
  15. Пикулин А.В. Система государственного управления. М., 2008. С. 122.
  16. Раздорский О.С.  Оценка и повышение конкурентоспособности товаров. Самара, 2009. С. 116.
  17. Стариков В.И. Фондовый рынок. Учебное пособие. М., 2008. С. 90.
  18. Степанова Г.Н. Сбалансированная система показателей как инструмент управления конкурентоспособностью современного предприятия // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2009. N 10. С. 9.
  19. Фишер С. Экономика. M., 1999. С. 341.
  20. Ханжина В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2007. N 6. С. 118.
  21. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 2006. С. 123.

 

 

Всемирный экономический  форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009-2010

 

The Global Competitiveness Index 
2009–2010

The Global Competitiveness Index 
2008–2009

Страна

Рейтинг

Оценка

Рейтинг

Соединенные Штаты

2

5,59

1

Германия

7

5,37

7

Япония

8

5,37

9

Великобритания

13

5,19

12

Франция

16

5,13

16

Китай

29

4,74

30

Чехия

31

4,67

33

Испания

33

4,59

29

Италия

48

4,31

49

Азербайджан

51

4,30

69

Литва

53

4,30

44

Турция

61

4,16

63

Российская Федерация

63

4,15

51

Румыния

64

4,11

68

Казахстан

67

4,08

66

Египет

70

4,04

81

Греция

71

4,04

67

Болгария

76

4,02

76

Украина

82

3,95

72

Грузия

90

3,81

90


 

1 Большой экономический  словарь.  М., 1994.

2 Глазьев С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики. 2009. № 11. С. 7.

3 Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М., 1999. С. 123.

4 Пикулин А.В. Система государственного управления. М., 2008. С. 122.

5 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. С. 90.

6 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. С. 90.

7 Фишер С. Экономика. M., 1999. С. 341.

8 "Конкурентная борьба" (интервью с А. Рыжковой, генеральным директором компании "3R Recruitment Company" и Т. Меньшовой, внештатным консультантом этой компании, экспертом по психодиагностике и соционике) // Управление персоналом. N 4. 2007.

9 Нэгл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. Питер, 2001. С. 404.

10 "Конкурентная борьба" (интервью с А. Рыжковой, генеральным директором компании "3R Recruitment Company" и Т. Меньшовой, внештатным консультантом этой компании, экспертом по психодиагностике и соционике) // Управление персоналом. N 4. 2007.

11 Ханжина В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2007. N 6. С. 118.

12 Коробков A. The Balanced Scorecard - новые возможности для эффективного управления - экономические стратегии // Экономические стратегии. 2008. N 3. С. 50.

13 Каплан Р.С, Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2008. С. 312.

14 Королев С.В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень. N 6. 2007. С. 54.

15 Королев С.В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень. N 6. 2007. С. 55.

16 Королев С.В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень. N 6. 2007. С. 55.

17 Королев С.В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень. N 6. 2007. С. 55.

18 Раздорский О.С.  Оценка и повышение конкурентоспособности товаров. Самара, 2009. С. 116.

19 Москаленко С.В. Стратегические направления в развитии конкурентоспособности фирмы. М., 2006. С. 66.

20 Галкина О. Оценка конкурентоспособности товара. М., 2007. С. 76.

21 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 2006. С. 123.

22 Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М., 2008. С. 241.


Информация о работе Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке