Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:14, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ содержания понятия конкурентной среды в предпринимательской деятельности, ее форм и методов.
Задачи исследования:
1. Обосновать содержание понятия «конкуренция».
2. Рассмотреть основные функции и виды конкуренции.
3. Проанализировать основные формы современной конкуренции.
4. Определить методы конкурентной борьбы.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Элементы конкурентной среды………………………………………………..…5
Сущность и функции конкуренции…………………………………………………5
Виды конкуренции…………………………………………………………………..6
Объекты конкуренции (товары, услуги).…………………………………………..9
Субъекты конкуренции (предприятия)……………………………………………10
Глава 2. Механизм конкурентной борьбы………………………………………………..14
2.1. Стратегии конкурентной борьбы…………………………………………………….14
2.2. Персонал как активный элемент конкурентной борьбы……………………………22
Глава 3. Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке……………...29
3.1. Приемы и методы конкурентоспособности…………………………………………29
3.2. Рейтинги конкурентоспособности…………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………...……………51
Уровень внутрироссийской конкуренции снизился в 2006—2007 гг. почти во всех отраслях российской промышленности. Особенно сильным было падение показателя в металлургии: индекс конкуренции потерял там 0,59 пп. и сейчас составляет только 3,51 пп., т. е. находится между категориями «умеренная» и «слабая». Минимальные «потери» понесла внутрироссийская конкуренция в легкой промышленности, где индекс конкуренции, достигнув абсолютного максимума в 2006 г., снизился за следующий год всего на 0,01 пп. В результате отрасль «укрепила» лидирующие позиции по накалу внутрироссийской конкуренции, завоеванные год назад. Тогда индекс внутрироссийской конкуренции в этой отрасли вырос на 0,2 пп. за год и достиг 4,47 балла (из 5 возможных), т. е. находился примерно посередине между оценками «умеренная» и «сильная» (рис. 3). Это самый высокий результат за период 13-летнего мониторинга конкуренции на отраслевом уровне.
А конкуренция с импортом в отрасли после 2005 г. ослабла. В 2006 г. она потеряла сразу 0,48 пп., потом, правда, возросла на 0,16 пп. Но 2005 г. пока остается периодом самого высокого накала борьбы с импортом, который потребовал не только мобилизации усилий предприятий по отстаиванию своих позиций на рынке, но действий государства по «обелению» импортного товара. Результат пока виден предприятиям отрасли.
Пищевая отрасль, традиционно считающаяся наиболее защищенной от импорта из стран дальнего зарубежья, подтвердила свою репутацию и в 2007 г. Хотя доля конкурентных с импортом рынков почти достигла преддефолтного максимума, конкуренция в отрасли осталась на прежнем, крайне низком уровне (рис. 4). Конкуренция пищевых предприятий с производителями из стран ближнего зарубежья в последние годы становится более интенсивной и все больше превосходит конкуренцию с продуктами из стран дальнего зарубежья. Но и здесь абсолютные уровни конкуренции лишь в 2005 г. превзошли уровень «слабая»; при этом, достигнув в 2006 г. интенсивности в 3,29 балла, они снизились в 2007 г. до 3,11. Иными словами, нашей пищевой промышленности не страшен никакой импорт.
А вот внутрироссийская
конкуренция в отрасли
В машиностроении пик внутрироссийской конкуренции, как и в большинстве отраслей, был пройден в 2005 г. Тогда значение индекса впервые превысило уровень «умеренная» и достигло 4,23. Это результат стал итогом небыстрого, но устойчивого роста конкуренции в отрасли в течение предыдущих 10 лет (рис. 5). Затем началось снижение показателя, в результате чего в 2007 г. индекс опустился до 4,09, т. е. практически вернулся к прежней умеренности. Конкуренция с импортной продукцией всегда ощутимо уступала борьбе с «внутренним врагом».
Единственная отрасль, где конкуренция с импортом оказалась сильнее, чем внутрироссийская, — металлургия (рис. 6). Такая уникальная для российской экономики ситуация сложилась в отрасли в 2007 г. Это следствие двух противоположных процессов. С одной стороны, уровень внутрироссийской конкуренции снизился очень резко за 2006—2007 гг.: индекс конкуренции потерял 0,67 балла и находится сейчас посередине между оценками «слабая» и «умеренная». Аналогичный «сброс» произошел и с конкуренцией с производителями из стран ближнего зарубежья.
Таким образом, 13-летний мониторинг конкуренции позволяет сделать ряд принципиальных выводов о ее динамике.
Во-первых, результаты мониторинга всегда свидетельствовали о том, что самую существенную конкуренцию российские предприятия в целом испытывают со стороны других отечественных предприятий.
Во-вторых, абсолютный уровень конкуренции в целом по промышленности остается невысоким. Оценки внутрироссийской конкуренции лишь в течение двух лет были выше уровня «умеренная». Суммарные оценки конкуренции с производителями из стран дальнего зарубежья только в 2003 г. превзошли уровень «слабая»; сейчас они находятся посередине между отметками «слабая» и «умеренная». И на последнем месте по интенсивности находится конкуренция с товарами из стран ближнего зарубежья.
В-третьих, самая сильная конкуренция в российской промышленности регистрировалась в 2005 г. К 2007 г. накал конкурентной борьбы снизился, наиболее существенно — в части внутрироссийской конкуренции. Но это не привело к смене лидера: самую жесткую конкуренцию и на большем числе рынков отечественные предприятия по-прежнему испытывают со стороны других российских производителей.
Рейтинг 10 крупнейших компаний России.
1. ГАЗПРОМ 1384 млрд рублей.
О влиятельности «Газпрома» точнее всего говорят факты. И самый убедительный из них — закон «Об экспорте природного газа», вступивший в силу всего через два месяца после его внесения в Госдуму. Документ закрепил за «Газпромом» исключительное право на вывоз из России природного газа, за исключением произведенного на условиях СРП. Монополия постепенно подминает под себя и независимую добычу. «Газпром» отсудил 51% акций «Нортгаза», купил 20% «Новатэка» и приобрел у НГК «Итера» 51% акций «Сибнефтегаза», владеющего Береговым месторождением. Сбылись мечты Алексея Миллера о создании мощного подразделения по добыче нефти. Газовый концерн заплатил Роману Абрамовичу $13 млрд за 72% акций «Сибнефти». Кто еще в России, кроме национального достояния, способен разом перечислить такую сумму? Теперь «Газпром» собирается отхватить наиболее лакомые из активов «Юкоса». В то же время аналитики указывают на нерациональное расходование денег монополией. Инвесторы, не обращая внимания на их стенания, взвинтили капитализацию компании до $256 млрд, а 10 мая 2006 года стоимость «Газпрома» поставила рекорд в $305 млрд.
2. ЛУКОЙЛ 1310 млрд рублей.
Частная компания России № 1 по-прежнему дышит в спину «Газпрому». В прошлом рейтинге 500 крупнейших компаний по выручке «Лукойл» отставал от газового концерна почти на 147 млрд рублей. В этом году разрыв сократился в два раза — до 73 млрд. «Лукойлу» требовалось заработать всего на 5,7% больше, чтобы опередить госструктуру. 2005 год был чрезвычайно удачным для компании. В первую очередь благодаря сверхвысоким ценам на нефть. Но не только — благосклонность к «частнику» проявляет Владимир Путин. Президент публично одобрил сделку по покупке ConocoPhillips 20% акций «Лукойла». Получив благословение свыше, американский инвестор сначала приобрел на приватизационном аукционе 7,59% акций за $1,988 млрд, а теперь постепенно увеличивает свой пакет, скупая бумаги на открытом рынке. К середине 2006 года ConocoPhillips принадлежало уже 18% акций «Лукойла». Успехи на фондовом рынке сопровождались зарубежной экспансией. В 2005 году компания сделала самое крупное приобретение за всю свою историю, купив казахского нефтедобытчика Nelson Resources за $2 млрд. Вот только рентабельность «Лукойла» оставляет желать лучшего. Она ниже, чем у «Роснефти» или «Газпрома» — государственных компаний, априори работающих с меньшей эффективностью, чем частные.
3. РАО «ЕЭС России» 765 млрд рублей.
Из-за дефицита генерирующих мощностей грядущий осенне-зимний период станет очередным испытанием для потребителей из 16 региональных энергетических систем. В докладе Минпромэнерго о перспективах развития электроэнергетики содержится информация, что прошлой зимой в Пензенской, Архангельской, Тюменской, Московской и Ленинградской энергосистемах многократно вводились графики ограничения потребления и временного отключения электроэнергии. Кроме того, в Нижегородской области и Ямало-Ненецком АО вводились графики ограничения электропотребления при выводе в ремонт линий электропередачи. В этот раз черная кошка «перебежит дорогу» потребителям из Московской, Ленинградской, Тюменской, Пермской, Вологодской, Архангельской, Свердловской, Дагестанской и других энергосистем. Выход из ситуации есть — до 2010 года необходимо реализовать инвестиционную программу стоимостью 2,1 трлн рублей. Но даже в этом случае в течение четырех лет дефицит будет составлять 1-2% от установленной электрической мощности. Если же инвестиционную программу «спустят на тормозах», то, по прогнозу РАО «ЕЭС России», в 2010 году страну ожидает энергетический коллапс — дефицит превысит 10% от установленной мощности.
4. РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ 749 млрд рублей.
Руководством компании было решено облагодетельствовать отечественный фондовый рынок акциями грузовых железнодорожных компаний. Их планировалось выделить из состава РЖД до 2009 года по виду перевозок: контейнеры, рефрижераторы, нефть, лес и автомобили. Остальные вагоны будут «сливаться» в Грузовую перевозочную компанию. Как раз ее акции появятся на бирже в первую очередь. Кроме того, руководство озаботилось снижением доли своей компании на рынке перевозок. Частные фирмы основательно потеснили госмонополию в наиболее доходной его части — транспортировке металлов и нефти.
5. ТНК-BP 627 млрд рублей.
Союз британского льва и русского медведя в ТНК-BP оказался на удивление прочным. Мало кто верил в момент слияния, что они смогут ужиться друг с другом. Ведь объединение российских активов BP с ТНК проходило по рискованной схеме 50:50, когда ни у одной из сторон нет контрольного пакета. Казалось, что сделка обречена на провал: одним из партнеров англичан стала «Альфа-групп», известная своими рейдерскими замашками. Но союз крепчал, стороны ни разу не высказывали своего недовольства сделкой. Может, одна из причин тому — усилившееся давление со стороны государства. Не до споров, когда налоговая инспекция предъявляет многомиллиардные претензии, а Министерство природных ресурсов грозится отозвать лицензии на основные месторождения. Но ничто не мешает ТНК-BP нормально развиваться. Компания прошла через реструктуризацию, в результате которой дочерние компании перешли на баланс или присоединились к «ТНК-ВР Холдинг». В итоге центр прибыли переместился из офшоров в Россию. А акции компании стали торговаться на бирже, так как 5% «ТНК-ВР Холдинг» в результате консолидации оказались в руках миноритариев. Неудачи преследуют русско-британское СП лишь в области добычи газа, в частности на Ковыктинском месторождении. Сложно частной компании тягаться с «Газпромом».
6. РОСНЕФТЬ 500 млрд рублей.
Выручка нефтяной компании всего за год выросла более чем в три раза: со 130 млрд до 500 млрд рублей. Секрет эффективности в том, что госкомпания купила «Юганскнефтегаз» — основной добывающий актив опального «Юкоса», отобранный государством за долги. И отдала за него всего $9,35 млрд — как минимум вдвое меньше реальной цены. Лоббистские возможности «Роснефти» по достоинству оценили инвесторы во время IPO, прошедшего летом 2006 года. Капитализация компании превысила стоимость «Лукойла», у которого выручка за 2005 год почти втрое выше. По-видимому, столько стоит личный контакт топ-менеджмента с Владимиром Путиным. «Роснефть» размещала свои акции не только на бирже, но и среди населения, в основном через Сбербанк: 115 тыс. человек купили акций на $750,5 млн. Для компании IPO было крайне удачным, она продала бумаги по $7,55 рядом с верхней границей заявленного ценового диапазона в $5,58-7,85. А население прогадало: с самого момента размещения котировки акций «Роснефти» топчутся на месте.
7. СУРГУТНЕФТЕГАЗ 446 млрд рублей.
«Сургутнефтегаз» нашел применение для собранных $11 млрд. Часть из них компания собирается направить на проекты в Восточной Сибири. Разрабатывать тамошние недра компания намерена исключительно за счет собственных средств. Нефть планируется поставлять по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан в Китай и Японию. Деньги «Сургута» стали привлекать слишком много внимания. Начались брожения даже среди собственных рабочих, которые устроили пятитысячный митинг с требованиями о повышении зарплат и улучшении социального пакета. Весь 2009 год участники рынка сватали «Сургутнефтегаз» то «Роснефти», то «Газпрому». Первой пригодились бы деньги «Сургута» для погашения огромной задолженности. А «Газпром», энергично развивающий нефтяное направление, мог увеличить более чем в два раза свою добычу «черного золота». Все дело в уязвимой структуре собственности «Сургутнефтегаза». 62% акций компании принадлежат ее же «дочкам». Компанию контролирует менеджмент, и, чтобы перехватить управление, достаточно сменить руководство. Например, так поступил «Рособоронэкспорт» на «Автовазе». Но гендиректор «Сургута» Владимир Богданов постоянно опровергает слухи о продаже.
8. СБЕРБАНК 312 млрд рублей.
Крупнейший банк страны второй год уверенно держит восьмое место по выручке в рейтинге «Ф.». 2009 год был благоприятным для банка: активы выросли почти на треть, чистая прибыль — на 262%. Основа благополучия — лояльное отношение населения, отдавшего банку половину всего рынка депозитов. Вкладчики «Сбера» даже не догадываются о том, что в частном кредитном учреждении вклад принесет больше денег при тех же рисках — ведь уже больше двух лет в России действует система страхования вкладов. Невзирая на ужасный сервис, люди по привычке идут в Сбербанк оплачивать телефонные и коммунальные счета. По-видимому, монополист может не опасаться конкуренции, пока в Россию не будут допущены филиалы иностранных банков. Осторожный подход к оценке заемщиков заставил Сбербанк уйти от экспресс-кредитования в магазинах. Он счел риски слишком высокими, а их компенсацию за счет увеличения ставок — неправильной с точки зрения имиджа. Для инвесторов акции Сбербанка остаются практически единственной возможностью для вложений в российский финансовый сектор. Благодаря этому с начала 2005 года стоимость «Сбера» увеличилась более чем в четыре раза — до $41 млрд. Инвесторов не беспокоят слишком быстрый рост расходов на персонал и увеличение численности сотрудников.
9. СЕВЕРСТАЛЬ 226 млрд рублей.
«Северсталь» едва не стала иностранной. В конце мая 2006 года она рассказала о том, что Алексей Мордашов (№ 10 в рейтинге миллиардеров «Ф.») готов отдать 87% собственных акций компании и $1,6 млрд в обмен на 32,2% (а затем 25%) Arcelor. Появившийся концерн стал бы крупнейшим в мире с объемом производства 70 млн тонн и выручкой в 46 млрд евро. В тот момент Arcelor сопротивлялась недружественному поглощению со стороны индийского предпринимателя Лакшми Миттала и его компании Mittal Steel. Алексей Мордашов выступил в роли рыцаря-спасителя на белом коне. Но в результате индиец улучшил предложение о выкупе и переиграл «Северсталь». Российскому миллиардеру пришлось довольствоваться 140 млн евро отступных. Правда, и такую неудачу бизнесмен собирается использовать на полную катушку. Известность, полученную в ходе борьбы с Лакшми Митталом, «Северсталь» собирается капитализировать в ходе размещения до 25% акций на Лондонской фондовой бирже. Невольно возникает ощущение, что именно с целью PR и немного подзаработать Алексей Мордашов влез в противостояние между Arcelor и Mittal Steel. Ведь консолидация горнорудных активов на балансе «Северстали» стартовала в начале 2006 года, когда Mittal Steel еще не сделала предложения акционерам Arcelor.
10. АФК СИСТЕМА 215 млрд рублей.
Многопрофильная корпорация перестала быть несырьевой: в 2008 году «Система» инвестировала почти $600 млн в покупку блок-пакетов акций предприятий башкирского ТЭКа. Основной владелец АФК Владимир Евтушенков не смог найти иного применения $1,35 млрд, вырученным от продажи 19% акций на Лондонской фондовой бирже. Весь 2008 год неудачи преследовали сотового оператора МТС — основной актив «Системы». Он развивался гораздо хуже своих основных конкурентов и даже сократил долю рынка по выручке. Спасти положение должны реструктуризации компания, смена менеджмента и ребрэндинг. Старый символ заменило белое яйцо в красном квадрате. Такие же овоиды, но в рамках другого цвета получили основные телекоммуникационные подразделения «Системы». Ощутимых результатов яйца пока не принесли. Кстати, АФК нашла цель своего существования: провести IPO всех «дочек», причем на зарубежных площадках. Уже продал свои акции в Лондоне «Комстар-ОТС». В начале 2009 года состоится размещение девелоперского подразделения «Система-Галс» и концерна «Ситроникс», который АФК гордо называет своим высокотехнологичным подразделением. Он действительно не только выпускает чайники и утюги, но еще производит микросхемы и занимается системной интеграцией.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке