Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести анализ содержания понятия конкурентной среды в предпринимательской деятельности, ее форм и методов.
Задачи исследования:
1. Обосновать содержание понятия «конкуренция».
2. Рассмотреть основные функции и виды конкуренции.
3. Проанализировать основные формы современной конкуренции.
4. Определить методы конкурентной борьбы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Элементы конкурентной среды………………………………………………..…5
Сущность и функции конкуренции…………………………………………………5
Виды конкуренции…………………………………………………………………..6
Объекты конкуренции (товары, услуги).…………………………………………..9
Субъекты конкуренции (предприятия)……………………………………………10

Глава 2. Механизм конкурентной борьбы………………………………………………..14
2.1. Стратегии конкурентной борьбы…………………………………………………….14
2.2. Персонал как активный элемент конкурентной борьбы……………………………22

Глава 3. Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке……………...29
3.1. Приемы и методы конкурентоспособности…………………………………………29
3.2. Рейтинги конкурентоспособности…………………………………………………...35

Заключение…………………………………………………………………………………48

Список литературы…………………………………………………………...……………51

Файлы: 1 файл

Шаршакова Э-10-4.docx

— 46.26 Кб (Скачать)

Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые  на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.

Организационные условия  приобретения товаров производителями  обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей по конкурентоспособности. К ним относят:

  • обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара и к показателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;
  • доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономики доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
  • расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием18.

В настоящее время  покупатель предъявляет к продавцу товара обязательные требования: сервис должен обеспечить работоспособность  товара в течение всего срока  службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы19:

1) хорошо подготовленная  стратегия, определяющая наиболее  оптимальный уровень сервиса  для каждого сегмента работника;

2) умелое использование  рекламы, доносящей до покупателя  все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с покупателем;

3) учетная система  поставки запасных частей;

4) система правил вызова  сотрудников сервисной службы  к клиенту;

5) обучение персонала,  связанное с доведением до  каждого исполнителя стандартов обслуживания.

В основе главных аспектов конкурентоспособности  лежит нечто, что можно назвать “мягкими” составляющими конкурентной борьбы, которые не могут быть оценены в денежном выражении и вообще трудно поддаются количественному определению.

В промышленно развитых странах эти составляющие играют, как правило, большую роль, чем в развивающихся. В то же время “мягкие” составляющие не поддаются политическому манипулированию, а их изменение требует больше времени, чем, например, такие трудноосуществимые мероприятия, как повышение производительности труда или построение инфраструктуры. Несмотря на отсутствие разработанных методик изучения, игнорировать эту группу факторов конкурентной борьбы нельзя. Среди них можно выделить следующие:

Трудовая этика. Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. Во многих развитых странах недостает чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно.

Гибкость и  готовность к самосовершенствованию. Безусловно, приверженность традициям, выверенным вариантам решений и т.п. имеют свои преимущества. Однако в борьбе с конкурентами, обладающими совершенно иной ментальностью, готовых быстро отреагировать на любое желание клиента и новые тенденции, эти преимущества сходят на нет.

Готовность  работать в сфере обслуживания. Нежелание этого может оказаться фатальным для развития общества, особенно в случае, если это - одна из важнейших отраслей экономики. Общество должно понять, что работа в сфере обслуживания не означает унижения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности экономики, в которой клиент хочет и должен быть главным действующим лицом.

Уровень претензий. Население развитых стран привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся. Такая позиция лишает общество всякой гибкости, снижает, в конечном счете, конкурентоспособность экономики. Это делает неуправляемыми государственный бюджет, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.

Открытость  внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. негативно влияют на экономику.

Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают нежелание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран. Отставанию страны в этом отношений способствует закрытость внутренних рынков рабочей силы от внешнего воздействия и вмешательства.

Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования. Менталитет, например, швейцарцев полностью лишен такого качества. Они предпочитают картельные соглашения, а не споры и столкновения. Корпоративность явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере были достигнуты успехи в прошлом. Однако в настоящее время и на перспективу складывается иная обстановка20.

 

 

3.2. Рейтинги  конкурентоспособности.

Рассмотрим динамику конкуренции в российской промышленности. Последние годы мониторинга дают представление о том, как предприятия оценивают конкуренцию на своих рынках сбыта в условиях промышленного роста, укрепления рубля и масштабного роста импорта. Статистической базой мониторинга конкуренции стали опросы руководителей предприятий, проводимые Институтом экономики переходного периода.

Конкурентные рынки:

Как показывают опросы, за время мониторинга максимальный уровень конкурентности рынков с  внутрироссийской конкуренцией был  зарегистрирован в отечественной  промышленности в 2005 г. Тогда 94% предприятий ощущали хотя бы какую-то конкуренцию со стороны других российских производителей на своих рынках сбыта (рис. 1).

Максимальная доля рынков с конкуренцией из стран дальнего зарубежья пришлась на 2006 г. и составила 73%. Но всегда доля конкурентных рынков с конкуренцией из стран дальнего зарубежья в российской промышленности существенно уступала доле конкурентных рынков с внутрироссийской конкуренцией. То есть главный конкурент для российских промышленных предприятий — свои же соотечественники.

Очень высока и стабильна доля конкурентных рынков в промышленности строительных материалов. В последефолтные годы этот показатель не опускается в отрасли ниже 90%, в 2001 и 2005 гг. он достигал 95%, но в последнее время составляет только 91%. Сказывается, вероятно, строительный бум, позволяющий производителям без помех сбывать всю произведенную продукцию почти по любым ценам.

Таблица 1. Среднегодовая  доля конкурентных рынков с внутрироссийской конкуренцией в отраслях, в процентах

 
 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Металлургия

54

78

80

74

86

75

84

89

85

82

90

80

79

Химия и нефтехимия

72

86

89

83

90

86

94

90

96

86

100

94

88

Машиностроение

79

80

79

79

83

90

91

89

92

93

95

97

95

ЛПК

80

81

78

90

83

84

85

91

95

94

95

96

89

Стройиндустрия

85

73

90

94

91

94

91

94

93

94

95

91

91

Легкая промышленность

72

75

81

85

84

87

94

96

94

97

96

97

98

Пищевая промышленность

90

90

96

79

90

88

84

97

95

93

90

93

96


Существенно меньшей  однородностью характеризуются  масштабы конкурентных рынков с конкуренцией с предприятиями из стран дальнего зарубежья (табл. 2). Так, в 2007 г. минимальное отраслевое значение составляло 38% — оно было получено для промышленности строительных материалов. В металлургии же этот показатель в истекшем году равен 75% — наблюдается почти двукратное превосходство. На втором месте по защищенности от импорта (точнее, по его нераспространенности) находится пищевая отрасль. Ее предприятия в среднем за время мониторинга сталкивались с импортом только на 49% своих рынков. Правда, в 2007 г. доля конкурентных рынков достигла в отрасли уже 62% (двукратный рост по сравнению с 2002 г.), но остается на втором месте по «несоприкосновению» с импортом. Максимальная доля конкурентных рынков в отрасли была зарегистрирована в преддефолтном 1997 г.

 

 

Таблица 2. Среднегодовая  доля конкурентных рынков с конкуренцией с предприятиями из стран дальнего зарубежья в отраслях, в процентах

 
 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Металлургия

18

48

54

70

65

59

76

61

63

59

84

79

75

Химия и нефтехимия

50

68

65

68

65

72

78

68

58

55

81

75

64

Машиностроение

51

57

63

60

60

61

63

65

70

67

73

79

71

ЛПК

55

58

50

55

31

42

32

37

44

47

61

81

68

Стройиндустрия

25

20

36

23

27

10

16

32

10

12

24

46

38

Легкая промышленность

65

66

58

60

50

47

50

70

66

63

75

65

66

Пищевая промышленность

60

58

64

45

43

43

37

32

41

43

56

49

62


Наиболее ярко выраженным присутствие конкурирующего импорта  в период 1995—2007 гг. было на рынках химии  и нефтехимии. Средний уровень  конкурентности рынков этой отрасли составил 67%, а в период 2000—2007 гг. — 69%. Максимум был зарегистрирован в 2005 г. (81%). На втором месте в общем (для периода 1995—2007 гг.) рейтинге конкурентности рынков находится машиностроение. Конкурирующий импорт на рынках сбыта заводов этой отрасли всегда в течение периода мониторинга расширял свое присутствие, достигнув к 2006 г. 79%, и только в последний год потерял 8 пп., снизив соприкосновение с отечественной машиностроительной продукцией до 71%. В 2007 г. на первое место по присутствию конкурирующего импорта вышла металлургия. Но и ее результат в 2007 г. был не самым высоким для отрасли: импорт снижает свое присутствие в этой отрасли с 2005 г., когда он достиг абсолютного максимума в 84%. И только пищевая промышленность ощутила в 2007 г. большее присутствие конкурирующего импорта, чем в предыдущие годы. Сейчас импорт конкурирует с отечественными пищевиками на 62% рынков. По сравнению с другими отраслями это достаточно низкий для 2007 г. результат. Но при этом надо иметь в виду, что присутствие конкурирующего импорта в отрасли с 2002 г. выросло почти в два раза: с 32% до 62%. До этого (в 1998—2002 гг.) присутствие импорта на рынках отрасли снизилось ровно вдвое (с 64% до 32%).

Интенсивность конкуренции:

В 2007 г. тенденция снижения интенсивности трех видов конкуренции, начавшаяся в 2006 г., стала более очевидной (табл. 3). Основные индикаторы конкуренции, отслеживаемые ИЭПП с 1995 г., показали снижение уровня конкурентной борьбы по всем трем «направлениям» (внутрироссийская конкуренция, конкуренция со странами ближнего и дальнего зарубежья). Самым значительным было снижение годового индекса внутрироссийской конкуренции: за последний год он потерял 0,15 пп., за два — 0,24 пп. Минимальные изменения за 2005—2007 гг. зарегистрированы в динамике конкуренции с импортом: здесь снижение составило всего 0,07 пп., поэтому более корректно будет говорить о неизменности этого показателя. Таким образом, максимальная интенсивность конкуренции на рынках сбыта российских промышленных предприятий за 13 лет мониторинга была зарегистрирована в 2005 г., когда все три индекса достигли абсолютных рекордов.

 

 

 

 

Таблица 3. Значения годовых  индексов конкуренции с разными  производителями 

 

Российскими

Из ближнего зарубежья

Из дальнего зарубежья

Общий индекс

1995

3,39

2,65

2,79

2,94

1996

3,46

2,82

3,01

3,10

1997

3,55

2,81

3,02

3,13

1998

3,52

2,79

3,09

3,13

1999

3,61

2,73

2,87

3,07

2000

3,60

2,70

2,80

3,03

2001

3,73

2,89

2,90

3,17

2002

3,87

2,93

2,96

3,25

2003

3,95

2,92

3,08

3,32

2004

3,94

2,82

3,03

3,39

2005

4,21

3,27

3,39

3,27

2006

4,12

3,20

3,47

3,60

2007

3,97

3,14

3,42

3,51

Информация о работе Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке