Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 09:22, контрольная работа
Исследование трудового поведения с позиции социологии управления исходит из понимания его как процесса, определяемого взаимодействием внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы, имеющие сложную структуру, непосредственно связаны с процессом мотивации трудового поведения.
К структурным элементам процесса мотивации относят потребности, интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы
Введение……………………………………………………………………….....3
1.Сущность и теории трудовой мотивации………………………………...4
2. Факторы и современные проблемы трудовой мотивации………….......7
3. Мотивационное управление персоналом………………………………..9
Список используемой литературы………………………..………..………15
ОГЛАВЛЕНИЕ
Теоретическая часть.
Введение…………………………………………………………
1.Сущность
и теории трудовой мотивации………
2. Факторы
и современные проблемы
3. Мотивационное управление персоналом………………………………..9
Практическая часть.
коммерческих организаций………………
Список используемой
литературы………………………..………..………
Введение
Для того, чтобы подключить
человека к решению той или
иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию,
которая побудила бы его к действию. И
только при соответствующих мотивациях
можно вдохновить людей на решение сложных
и сверхсложных задач.
Исследование трудового
поведения с позиции социологии управления
исходит из понимания его как процесса,
определяемого взаимодействием внутренних
и внешних побудительных сил. Внутренние
побудительные силы, имеющие сложную структуру,
непосредственно связаны с процессом
мотивации трудового поведения.
К структурным элементам процесса
мотивации относят потребности, интересы,
желания, стремления, ценности, ценностные
ориентации, идеалы, мотивы
Процесс формирования этих внутренних побудительных сил трудовой деятельности понимают как мотивацию трудового поведения.
1. Сущность и теории трудовой мотивации.
Сущность мотивационного
процесса реализуется через
· Регулятивная, блокирующая одни действия
и разрешающие другие.
· Коммуникативная, объясняющая, прогнозирующая
общение в сфере труда.
· Социализации, путем осознания своей
социальной роли в микро и макросреде
в трудовом коллективе.
· Корректирующая, как механизм уточнения
старых и формирования идеалов, норм,
ценностных ориентаций.
Научное объяснение
механизма реализации этих функций в процессе
мотивации осуществляются, исходя из той
или иной научной теории (концепции) мотивации
труда.
Применительно к управлению
хозяйственной деятельностью впервые
проблема мотивов и стимулов была поставлена
Адамом Смитом, который считал, что людьми
управляют эгоистические мотивы, постоянное
и неистребимое стремление людей улучшать
свое материальное положение. Но А. Смит
рассматривал мотивацию предпринимателей,
а не рабочих.
Этот пробел восполнен
Ф.У. Тейлором. Создатель (НОТ) утверждал,
что рабочим свойственны только инстинкты
удовлетворения потребностей физиологического
уровня, поэтому их можно “приводить в
действие” с помощью элементарных стимулов,
поскольку рабочими управляют только
инстинкты удовлетворения потребностей
физиологического уровня, поэтому их можно
“приводить в действие” с помощью элементарных
стимулов.
Труд не предусмотрен биологической природой
человека, поэтому каждый работает только
по необходимости, т.е. работать поменьше,
получать по- больше. Принудительная сила
администратора - главный мотор производства
и главная мотивация к труду. Повременная
оплата труда не позволяет работнику распоряжаться
своим временем, администрация же задает
темп труда, запрещая самовольные остановки
и перерывы. Избыток рабочей силы, неполная
занятость явились мощным стимулом повышения
производительности труда.
В 50-60-х годах гуманистическое
направление, возникшее в 30-х годах в управлении
(Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо с его
Хортонскими экспериментами) было обогащено
исследованиями А. Маслоу, Г. Олпорта, К.
Роджерса и др. Мотивация становится важнейшей
функцией управления. Наиболее популярной
из теорий мотивации является концепция
А. Маслоу.
Научные концепции мотивации
описывает их в своей работе югославский
ученый Д. Маркович. Иерархия потребностей
может быть представлена следующей схемой.
1.Теория иерархических
потребностей А. Маслоу, согласно которой
человеческое поведение определяется
потребностями двух видов: базисные и
производные. Последние равны друг другу,
а базисные расположены в порядке от “низших”
к “высшим”. Причем потребности более
высокого уровня актуализируются для
индивида после удовлетворения предыдущих
уровней.
А)Физические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и др.
Б) Экзистенциальные потребности - потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне.
В) Социальные потребности - в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о др., внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности
Г) Престижные потребности - в уважении со «стороны значимых» других, служебном росте, статусе, престиже и признании.
Д) Духовные потребности
- потребности в самовыражении
через творчество.
2. Теория потребности
в достижении результатов (Д. Мак Клелланд) объясняет
желание человека работать в соответствии
со степенью развитости у него потребности
добиваться успеха.
3. Двойная теория мотивации
(Ф. Херцбергер), согласно которой у индивида
имеются две системы (иерархии) потребностей гигиенические
факторы, связанные с условиями труда; мотиваторные,
связанные с “внутренними потребностями:
успех, содержание труда, ответственность,
самостоятельность в работе.
Гигиенические факторы
закрепляют и стабилизируют персонал,
а побуждают к производительной работе
мотиваторы.
Теория справедливости
или общественного сравнения, согласно
которой трудовую активность человек
повышает, сравнивая свой вклад и отдачу
от труда с аналогичными показателями
других.
4. Теория ожидания (оценки)
исходит из того, что мотивационные усилия
достижения успеха индивида формируются
на основе высокой ценности результатов
деятельности в будущем.
5. Интересна и “теория
Х” и “теория У” (Д. Макгрегор), согласно
которой нужно отказаться от теории Х,
считающей, что ведущий мотив труда - угроза
лишить индивида возможности удовлетворить
материальные потребности. Будущее за
теорией У, предполагающей, что человек
при соответствующих условиях стремиться
к творчеству и ответственности в сфере
труда.
2. Факторы и современные проблемы трудовой мотивации.
2.1.Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала.
Индивидуальные характеристики |
Характеристики выполняемой |
Характеристики рабочей |
• Пол • Возраст • Образование • Квалификация • Стаж работы в организации • Трудовые ценности • Установки • Ведущие потребности |
• Сложность и ответственность выполняемой работы • Степень самостоятельности, которую имеет исполнитель • Степень ответственности за конечные результаты • Наличие обратной связи относительно рабочих результатов • Степень разнообразия выполняемых заданий |
• Организационный контекст: • система стимулирования • система информирования • оргкультура • сложившаяся практика управления • обучение и развитие персонала • условия труда • Непосредственное рабочее окружение • коллеги (равные по положению) • подчиненные • руководство |
В настоящее время
организация эффективной
. Высокая текучесть кадров
. Высокая конфликтность
. Низкий уровень исполнительской дисциплины
. Некачественный труд (брак)
. Нерациональность мотивов поведения
исполнителей
. Слабая связь результатов труда исполнителей
и поощрения
. Халатное отношение к труду
. Отсутствие условий для самореализации
потенциалов сотрудников
. Проблемы “общественного сотрудничества”
в деятельности фирмы
. Низкая эффективность воздействия руководителей
на подчиненных
. Низкий уровень межличностных коммуникаций
. Сбои в производственном процессе
. Проблемы при создании согласованной
команды
. Слабая перспектива карьерного роста,
отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников
. Противоречия в отношениях между предпринимателем
и работником
. Низкая эффективность методов нормативного
описания труда
. Неудовлетворенность работой сотрудников
. Низкий профессиональный уровень персонала
. Безынициативность сотрудников
. Деятельность руководства негативно
оценивается персоналом
. Неудовлетворительный морально психологический
климат
. Недостаточное оснащение рабочих мест
. Организационная неразбериха
. Недостаточное внимание к учебе и стажировке
резерва
. Неразвитость соцкультбыта предприятия
. Нежелание сотрудников повышать свою
квалификацию
. Неналаженность системы стимулирования
труда
. Несоответствие между реальным поведением
исполнителя и ожиданиями от него начальником
. Низкий моральный дух в коллективе
. Проблемы в управлении персоналом, склонных
к честолюбию, карьерному росту и многие
другие. Построение эффективной системы
мотивации требует изучения теоретических
основ мотивации и применяемых в настоящее
время систем стимулирования
2.2. Проблемы
и препятствия на пути
На первый взгляд, изучение особенностей мотивации работника кажется простым и очевидным делом. Создается впечатление, что достаточно руководителю определить доминирующие потребности подчиненного - и он сможет легко определить тот тип рабочих заданий и такие условия, которые смогут наилучшим образом заинтересовать работника в достижении конечных результатов и мотивировать на работу с высокой отдачей. Однако, на практике воздействие на мотивацию персонала является намного более сложной задачей, чем это может показаться. Здесь может возникнуть ряд проблем, мешающих ее решению:
1. Потребностная сфера человека - это динамичное образование. Потребности и мотивы могут различаться не только от человека к человеку, но и от ситуации к ситуации. При этом со временем не только может меняться сила отдельных потребностей, на смену одним потребностям могут приходить другие.
2. Мотивация работника, его отношение к делу зависит не только от его потребностей, то есть от того, какие возможности их удовлетворения он имеет в каждом конкретном случае, но и от того, как он себя чувствует, какое у него настроение. Так, один и тот же работник один день может превзойти все самые высокие ожидания своего руководителя, а на другой день - работать спустя рукава.
3. Мотивация по-разному
выражается в поведении. Один
человек с сильной
4. Разные люди по-разному
реагируют на препятствия на
пути удовлетворения одной и
той же потребности. Один
5. Многие руководители не готовы к тому, что именно на них лежит ответственность за обеспечение высокой мотивации у своих подчиненных. Так, руководитель может разражаться на тех подчиненных, которые проявляют низкое рвение в работе, отсутствие заинтересованности в конечных результатах собственного труда и работы всего подразделения, ничего не делая, чтобы изменить эту ситуацию.
Руководителям, желающим воздействовать на трудовую мотивацию своих подчиненных, недостаточно оценить и понять их доминирующие потребности, необходимо создать такие условия, которые будут повышать уровень трудовой мотивации работников и степень их заинтересованности в достижении высоких рабочих результатов. Однако, как показывает опыт нашей работы в российских организациях разного типа, сложившаяся практика работы и система управления порождает ряд препятствий, мешающих руководителям добиться высокой заинтересованности персонала в конечных результатах. Среди этих препятствий наиболее типичными являются следующие:
• низкая зарплата (как по мнению самих работников, так и по мнению их руководителей)
• плохая связь системы материального стимулирования и рабочих результатов;
• неудовлетворительные условия труда;
• плохие возможности обучения и повышения квалификации;
• низкий уровень доверия к руководству;
• недостатки в организации труда (неритмичная работа, ошибки в планировании, плохая обеспеченность сырьем и материалами, несвоевременный ремонт оборудования и т.п.);
• сложившаяся практика управления, ориентированная больше на контроль и поддержание дисциплины, чем на формирование заинтересованного отношения к делу;
• равнодушие к потребностям, проблемам, устремлениям персонала; отношение к человеческим ресурсам как к расходному материалу; преобладание авторитарного стиля управления, насаждение в организации порядков и правил, отражающих ценности, установки, приоритеты высшего руководства, иногда идущие вразрез с интересами организации.
Преодоление некоторых из перечисленных препятствий на пути формирования высокой мотивации персонала (например, таких, как уровень зарплаты, условия труда или сложившая практика управления) возможно лишь в масштабах всей организации, в то время как преодоление других препятствий (недоверие к руководству, недостатки в организации труда или равнодушие к интересам работников) по силам отдельным руководителям и может быть осуществлено в рамках единичного подразделения.
3. Мотивационное управление персоналом
Основной особенностью
управления персоналом при переходе
к рынку является возрастающая роль
личности работника. Ситуация которая сложилась
в настоящее время в нашей стране несёт
как большие возможности, так и большие
угрозы для каждой личности в плане устойчивости
её существования.
То есть сейчас существует
крайне высокая степень неопределенности
в жизни каждого человека. Следовательно,
необходимо разработать новый подход
к управлению персоналом. Этот подход
заключается в следующем:
1) создание философии управления персоналом.
2) создание совершенных служб управления персоналом.
3) применение новых технологий в управлении персоналом.
4) создание и выработка
совместных ценностей,
Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. В таких условиях мотивация трудовой деятельности сотрудников фирмы приобретает особенно важное значение. Для того, чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, иначе говоря, мотивирован.