Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 11:33, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в исследовании теоретических и практических аспектов управления прибылью современного предприятия.
В задачи работы входит:
• раскрыть сущность прибыли, ее функции и роль в хозяйственной деятельности предприятия;
• на материалах предприятия изучить динамику и состав прибыли. Раскрыть влияние факторов на размер прибыли от продаж;
• на материалах предприятия показать влияние учетной политики на прибыль и налогов на размер чистой прибыли;
• раскрыть взаимосвязь выручки, расходов и прибыли, определить точку безубыточности, запас финансовой прочности,
• показать особенности планирования прибыли;
• осветить порядок распределения прибыли;
• наметить пути совершенствования формирования и распределения прибыли.
Введение
ГЛАВА 1. Прибыль хозяйствующего субъекта: теоретические аспекты
1.1 . Понятие прибыли, сущность и ее значение для предприятия………………………..
1.2. Распределение, использование и планирование прибыли на предприятии
1.3. Источники информации при проведении анализа прибыли предприятия
1.4. Рентабельность как показатель, характеризующий прибыльность предприятия
ГЛАВА 2. Формирование и распределение прибыли СХПК «Родина» с.Шеломы Новозыбковского района
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка формирования и распределения прибыли предприятия
2.2.1. Анализ отчета о прибылях и убытках
2.2.2. Факторный анализ прибыли от реализации различных видов
продукции
2.2.3. Формирование и распределение чистой прибыли предприятия
2.3. Оценка рентабельности предприятия
ГЛАВА 3. Максимизация прибыли как главная цель хозяйственной деятельности СХПК «Родина» с.Шеломы Новозыбковского района
3.1. Основные направления по максимизации прибыли и повышению рентабельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
2.2. Оценка формирования и распределения прибыли предприятия
2.2.1. Анализ отчета о прибылях и убытках
При проведении анализа прибыли предприятия используются следующие показатели:
Маржинальная (валовая) прибыль – разница между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
Прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;
Общий финансовый результат отчетного периода (брутто-прибыль периода) – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, чрезвычайные доходы и расходы;
Налогооблагаемая прибыль – скорректированная сумма прибыли для нужд налогообложения в соответствии с действующим налоговым законодательством;
Чистая прибыль (непокрытый убыток) – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов; экономических санкций и прочих обязательных отчислений; отражается в балансе накопительным итогом с начала года, после распределения присоединяется к нераспределенной прибыли прошлых лет;
Капитализированная (нераспределенная) прибыль – часть активной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;
Потребленная прибыль – часть прибыли, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или на социальные программы.
Структурно – логическая модель формирования данных показателей следующая:
Схема 3. Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли
Анализ бухгалтерской прибыли (до налогообложения) начинается с анализа ее динамики как в целом, так и в разрезе элементов, формирующих ее структуру. При этом учитываются факторы, оказавшие влияние на величину прибыли. Различают внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам можно отнести:
К внутренним факторам можно отнести:
Факторы первой группы оказывают влияние на величину прибыли до налогообложения, факторы второй группы – на величину валовой прибыли. Формирование чистой прибыли отчетного периода отражает отчет о прибылях и убытках, представленный в таблице 5.
Горизонтальный анализ отчёта о прибылях и убытках, тыс. р. Таблица 5.
Показатели |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Отклонение 2012г. к 2011г. (+,-) |
Отклонение 2013г. к 2011г. (+,-) |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
16082 |
16816 |
20718 |
734 |
4636 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
14376 |
16255 |
21643 |
1879 |
7267 |
Валовая прибыль |
1706 |
561 |
-925 |
-1145 |
-2631 |
Коммерческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) от продаж |
1706 |
561 |
-925 |
-1145 |
-2631 |
Проценты к уплате |
4484 |
5093 |
4141 |
609 |
343 |
Прочие доходы |
20915 |
6030 |
7644 |
-14885 |
-13271 |
Прочие расходы |
3031 |
1482 |
5829 |
-1549 |
2798 |
Прибыль до налогообложения |
15106 |
16 |
-3251 |
-15090 |
-18357 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
15106 |
16 |
-3251 |
-15090 |
-18357 |
Таким образом, на основе данных табл 5. можно делать следующие выводы:
При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
Любой факторный анализ состоит из следующих этапов:
2.2.2 Факторный анализ
прибыли от реализации
Проанализируем динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от трех факторов отдельного порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Сi), и средне-реализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет следующий вид:
П = РПi х (Цi - Сi).
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
∆ПVPП = (VРП1 – VРП0) х (Ц0 – С0)
∆ПЦ = (Ц1 – Ц0) х VРП1
∆ПС = - (С1 – С0) х VРП1
Проведем факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции предприятия.
Молоко:
∆ПVPП = (VРП1 – VРП0) х (Ц0 – С0) = (10242 – 10919) х (11,46 – 9,9) = - 667 х 1,56 = 1040,52 тыс.руб.
Снижение объемов продаж в 2013 г. не оказало отрицательного влияния на величину прибыли при реализации молока.
∆ПЦ = (Ц1 – Ц0) х VРП1 = (12,52 – 11,46) х 10242 = 10856,52 тыс.руб.
Увеличение цены реализации молока оказало положительную динамику на величину прибыли
∆ПС = - (С1 – С0) х VРП1 = - (10,6 – 9,9) х 10242 = - 7169, 4 тыс.руб.
Увеличение себестоимости продукции на 6,3% оказало отрицательное влияние на величину прибыли.
КРС:
∆ПVPП = (VРП1 – VРП0) х (Ц0 – С0) = (1427 - 463) х (58,16 – 115,54) =
-5314,3 тыс.руб.
Увеличение объемов продаж в 2013 г. не оказало положительного влияния на величину прибыли при реализации КРС.
∆ПЦ = (Ц1 – Ц0) х VРП1 = (56,3 – 58,1) х 1427 = -2568,6 тыс.руб.
Снижение цены реализации КРС оказало отрицательную динамику на величину прибыли
∆ПС = - (С1 – С0) х VРП1 = - (256,6 – 115,5) х 1427 = - 586639 тыс.руб.
Увеличение себестоимости продукции на 45% оказало отрицательное влияние на величину прибыли.
Зерно:
∆ПVPП = (VРП1 – VРП0) х (Ц0 – С0) = (63 - 586) х (5,1 – 6,0) =
470,7 тыс.руб.
Снижение объемов продаж в 2013 г. не оказало отрицательного влияния на величину прибыли при реализации зерна.
∆ПЦ = (Ц1 – Ц0) х VРП1 = (5,1 – 6,0) х 63= -56,7 тыс.руб.
Снижение цены реализации оказало оказала отрицательную динамику на величину прибыли
∆ПС = - (С1 – С0) х VРП1 = - (4 – 6,4) х 63 = - 151,2 тыс.руб.
Снижение себестоимости продукции на 61% оказало положительное влияние на величину прибыли.
Результаты анализа представлены в таблице 2.6.
. Факторный анализ прибыли от реализации
отдельных видов продукции. Таблица6.
Вид продукции |
Объем продаж, ц |
Цена 1ц,руб. |
Себестоимость 1 ц, руб. |
Сумма прибыли, тыс.руб. |
Изменение суммы прибыли, тыс.руб. | |||||||
2011г. |
2013г. |
2011г. |
2013г. |
2011г. |
2013г. |
2011г. |
2013г. |
общее |
В том числе за счет | |||
объема продаж |
цены |
себестоимости | ||||||||||
Молоко |
10919 |
10242 |
1146,25 |
1252,8 |
997,11 |
1065,85 |
12516 |
12832 |
+4727,6 |
+1040,5 |
+10856,5 |
-7169,4 |
КРС |
463 |
1427 |
5816,4 |
5638,4 |
11554,12 |
25663,23 |
2693 |
8046 |
-578756 |
-5314,3 |
-2568,6 |
-586639 |
Зерно |
586 |
63 |
513,65 |
603,1 |
644,70 |
400 |
301 |
38 |
565,2 |
470,7 |
-56,7 |
-151,2 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
15510 |
20916 |
5406 |
-226 |
17,9 |
13933,04 |
Таким образом, можно делать следующие выводы:
В 2013 году валовая прибыль предприятия имела отрицательный результат, несмотря на полученные дотации и компенсации из бюджета. Это связано с гибелью сельскохозяйственных культур из-за погодных катаклизмов. Так в 2013 году в хозяйстве погибло 280 га озимой ржи, овса 170 га, ячменя 100 га, люпина 15 га, кукурузы 20 га, однолетних трав 400 га, многолетних трав на зеленую массу 400 га и 30 га многолетних трав на семена на общую сумму 2627 тыс. руб.
2.2.3. Формирование и распределение чистой прибыли предприятия
Чистая прибыль – один из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия.
Чистая прибыль (непокрытый убыток) – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений; отражается в балансе накопительным итогом с начала года, после распределения присоединяется к нераспределенной прибыли прошлых лет.
Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:
В СХПК «Родина» за анализируемый период выявлены следующие результаты: