Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа
При переходе к рыночной экономике возникла необходимость в трансформации экономической статистики, приведение ее в соответствие с институтами и механизмами рыночной экономики. Трансформация статистики осуществляется в России уже в течение нескольких лет в соответствии с принятыми государственными программами. Одна из целей этой трансформации – переход к использованию в статистике международных стандартов, под которыми на практике понимаются рекомендации международных экономических организаций по различным разделам экономической статистики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эффективность функционирования рыночной экономики…………..5
1.1 Макроэкономическая модель РФ.………………………………………........5
1.2 Государственное регулирование рыночной экономики….. ……………..10
1.3 Макроэкономические показатели рыночной экономики… ……….. ……20
1.3.1 Потоковые величины ……………………………………. ……………...20
1.3.2 Показатели запасов и экономической конъюнктуры …………………23
1.3.3 ВВП как важнейший показатель для измерения объема национального производства. Методы расчета …………………………………………………23
1.3.4. Расчет ВНП………………………………………………………………..28
1.3.5. Роль макроэкономических показателей………………………………..29
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономических показателей России и стран ЕврАзЭС ………………..………………………………………………34
Заключение………………………………………..………………………. …….43
Список использованной литературы………………………………………...…45
1.3.4 Расчет ВНП
Показатель ВНП дает возможность в денежном выражении измерить объем годового производства страны. Вместе с этим считается, что ВНП не полностью отражает реальное экономическое положение страны. В ВНП не учитываются некоторые секторы теневой экономики, домашняя работа, которая увеличивает благосостояние но имеет нерыночный характер. Учесть влияние этих и других факторов на общественное благосостояние позволяет показатель “чистого экономического благосостояния” общества. Его понятие ввели в научный оборот американские экономисты В. Нордхаус и Дж. Тобин. Чистое экономическое благосостояние общества =ВНП – отрицательные факторы, воздействующие на благосостояние + нерыночная деятельность ( в денежной оценке ) + денежная оценка свободного времени. Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавлять разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получим показатель ВНП. Разность между показателями ВНП и ВВП для многих стран незначительна и колеблется в пределах +-1% от ВВП.
1.3.5 Роль макроэкономических показателей
На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных сетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. На рис.1 приведена краткая схема Системы национальных счетов.
Национальное счетоводство - комплексная
система понятий, которые объясняют создание,
распределение, перераспределение и использование
валового национального продукта и национального
дохода в рамках экономической системы
с определенной структурой и закономерностями
функционирования.
Рис.1. Показатели СНС
Модель национального счетоводства ООН
можно рассматривать как некоторую теоретическую
концепцию, которая включает в себя: а)
описание продукта и дохода нации, а также
их движение с точки зрения равенства
инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого
баланса В.Леонтьева "затраты- выпуск";
в) анализ движения (потоков) финансовых
средств, отражающего встречное движение
материальных благ и услуг. Практической
реализацией данной концепции является
система национальных счетов, т.е. конкретная
статистическая система, базирующаяся
на комплексе специальных балансов, в
которых выражены равновесные состояния
совокупности операций обмена между участниками
экономических отношений. Система национальных
счетов - статистическая система, представляющая
собой формализацию теоретической концепции
национального счетоводства и состоящая
из логически последовательной и интегрированной
совокупности счетов, таблиц и балансовых
ведомостей, которые отражают производство,
распределение и использование валового
национального продукта и национального
дохода страны. Система национальных счетов
является замкнутой системой, где все
счета страны могут быть сведены в единую
матрицу, отражающую все потоки (товаров,
услуг, денег, финансовых документов) в
национальном хозяйстве. Основными структурными
элементами системы национальных счетов
являются: экономические функции производство,
потребление, накопление, посредничество
в перераспределении доходов; экономические
операции - индивидуальные акты, которые
совершают хозяйственные единицы в процессе
выполнения экономических функций (операции
с материальными благами и услугами, операции
по распределению, финансовые операции
и пр.); экономические агенты - субъекты
экономических операций, принимающие
хозяйственные решения (чистые отрасли,
институциональные секторы); объекты экономических
операций - товары, услуги, деньги, финансовые
документы. В системе национальных счетов
используется система двойной записи
по методу бухгалтерского учета. Метод
построения системы национальных счетов
заключается в отражении всех экономических
процессов как совокупности двусторонних
операций, совершаемых контрагентами.
Национальное хозяйство представляется
в виде замкнутой модели; экономическая
деятельность субъектов расписывается
по счетам как потоки доходов и расходов.
Налоги косвенные - налоги на товары и
услуги, взимаемые путем установления
надбавки к цене или тарифу. В отличие
от налогов прямых налоги косвенные не
связаны непосредственно с доходом или
имуществом налогоплательщика, т.е. физического
или юридического лица, на которое законом
возложена обязанность выплачивать налог.
Таким лицом обычно является производитель
или продавец товаров и услуг. Здесь налоговое
бремя через механизм цен может перекладываться
на другое лицо, каковым обычно выступает
покупатель товаров и услуг. Существуют
три основные разновидности косвенных
налогов: акцизы, фискальные монопольные
налоги и таможенные пошлины. В свою очередь
акцизы подразделяются на индивидуальные,
или выборочные, которые взимаются с отдельных
видов товаров и услуг, и универсальные.
К последним относятся налог с оборота
и налог на добавленную стоимость. Фискальные
монопольные налоги древний, но отмирающий
вид косвенных налогов. Они характеризуются
тем, что налоговая ставка не устанавливается,
просто государство монополизирует производство
отдельных продуктов, таких, как винно-водочные
изделия, соль, спички и т.п. Валовой внутренний
продукт (ВВП) - один из обобщающих статистических
показателей развития национального хозяйства;
основной показатель в системе национальных
счетов. ВВП представляет собой совокупную
рыночную стоимость всего объема конечного
производства товаров и услуг как в материальном,
так и в нематериальном производстве за
определенный статистический период (обычно
за год). Под конечным производством понимаются
товары и услуги, покупаемые для конечного
использования, а не для перепродажи или
дальнейшей переработки. Продажа промежуточной
продукции не учитывается при подсчете
ВВП. Это означает, что ВВП можно определить,
подсчитывая и суммируя добавленные стоимости,
созданные всеми фирмами в экономике.
Добавленная стоимость - это рыночная
цена объема продукции, произведенной
фирмой, за вычетом стоимости потребленных
сырья, полуфабрикатов, материалов, приобретенных
у поставщиков. Это производственный метод
подсчета ВВП. Кроме того, существуют метод
расчета ВВП по расходам и метод расчета
ВВП по доходам. Первый означает, что объем
ВВП равен сумме денежных расходов всех
секторов в экономике (домашних хозяйств,
частного бизнеса и государства), необходимых
для того, чтобы выкупить на рынке весь
объем производства. При этом методе суммируются
расходы домашних хозяйств на личное потребление,
инвестиционные расходы частных предприятий,
государственные расходы на покупку товаров
и услуг и сальдо экспортно-импортных
операций с товарами и услугами. Метод
расчета ВВП по доходам предполагает суммирование
всех доходов физических и юридических
лиц, полученных ими от производства всего
объема продукции за данный статистический
период. К доходам относятся: заработная
плата с отчислениями на социальное страхование,
рентные платежи, проценты, прибыль (которая
может распадаться на дивиденды и нераспределенную
прибыль корпораций), а также амортизация
и налоги косвенные. Теоретически все
три метода подсчета ВВП должны дать одинаковый
результат. Однако на практике существуют
расхождения при определении ВВП различными
способами. Так, например, многие граждане
и предприятия умышленно занижают величину
своих доходов, укрывая часть из них от
налогообложения. Это приводит к тому,
что объем ВВП, исчисленного по доходам
может оказаться ниже, чем ВВП, рассчитанный
по расходам. Чистый внутренний продукт
(ЧВП) - один из обобщающих статистических
показателей развития национального хозяйства,
использующийся в системе национальных
счетов. ЧВП представляет собой разницу
между валовым внутренним продуктом и
величиной амортизационных отчислений
(см. Амортизация). Таким образом, ЧВП можно
рассматривать как суммарные доходы, полученные
в течение статистического периода (обычно
года) только на территории данного государства
как в отраслях материального, так и в
отраслях нематериального производства.
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономических показателей
Россия и стран ЕврАзЭС
Для того, чтобы определить состояние национальной экономики, необходимо получить представление и проанализировать систему показателей, характеризующих макроуровень экономики. Более того, необходимо рассмотреть эти показатели в динамике, определив основную тенденцию экономики в текущем периоде. По данным статистики, прогнозные показатели за январь-сентябрь 2005 года достигнуты лишь по инвестициям в основной капитал, розничному товарообороту и вводу в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, т.е. по параметрам, связанным с потреблением. Что же касается показателей, характеризующих производство продукта, то они далеки от желаемых. Из приведенных данных видно, что из 16 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития России на 2005г.,, запланированные уровни в 2004-2005 достигнуты лишь по 8, а планка "повышенного" прогноза не взята ни по одному показателю Рост ВВП за январь — сентябрь составил 124,4% при основном прогнозе 124—125% и "повышенном" — 126,5%. Именно исходя из последнего рассчитывался рост реальных доходов населения и заработной платы, доходов госбюджета. На диаграмме 1 можно посмотреть изменение ВВП РБ:
Изменение ВВП РФ По денежным доходам населения намеченный уровень существенно превышен (132% против 125—126% по прогнозу), а по источникам, т.е росту ВВП, наблюдается значительное отставание. Во всех странах ЕврАзЭС, кроме Киргизии, в 2002 году наблюдался рост основных макроэкономических показателей, однако его темпы по сравнению с предыдущим несколько замедлились. В Казахстане в 2003 году рост ВВП составил - 12,5 %, России - 14,2 %, Таджикистане -19,1 %. В Киргизии объем ВВП снизился на 10,5%, что вызвано спадом производства в металлургической промышленности в связи с перебоями в деятельности недавно построенного золоторудного комбината. Следовательно, достаточных источников для роста доходов населения и наполнения госбюджета ожидать не следует, как не надо и обольщаться превышением прогнозных показателей по реальным денежным доходам населения. Оно означает лишь усиление разбалансированности экономики, которое тяжелым бременем ложится на субъекты хозяйствования. Это четко прослеживается на состоянии отраслей реального сектора. Сократили по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. производство продукции 51,2% общего числа предприятий, в т.ч. в целом отрасли химической и нефтехимической, а также легкой промышленности. Теоретически при наличии ресурсов объемы производства увеличить не трудно. Гораздо сложнее выгодно реализовать произведенную продукцию, чего как раз и не хватает многим предприятиям. Несмотря на административные меры в виде целевых заданий, доведенных до предприятий по снижению запасов готовой продукции, объемы нереализованных товаров практически не снижаются. На 1 октября т.г. на складах предприятий находилось товаров на 1249 млрд руб., что составляет 70,4% среднемесячного объема производства, в т ч. на предприятиях легкой промышленности — 142 млрд. руб. (126,9% к среднемесячному объему), в машиностроении и металлообработке—502,1 млрд, (145,1%). Характерно, что в сентябре при росте объемов производства по сравнению с августом на 121,1 % запасы готовой продукции выросли на 121,6%, в т.ч. по химической и нефтехимической промышленности — на 136,5%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — 123,7, пищевой—на 122,7%. Рост промышленной продукции в 2005 году по сравнению с 2004 годом в Беларуси составил 14,3 %, Казахстане -19,8 %, России -13,7 %, Таджикистане - 18,2 %. В Киргизии снижение выпуска промышленной продукции достигло 23,1 %. По сравнению с началом года запасы готовой продукции в РБ увеличились на 160,3%, что является следствием, выполнения заданий государственных органов по росту объемов производства, с другой — осложнением ситуации на рынках и снижением конкурентоспособности белорусских товаров. В сельском хозяйстве, где еще в августе ситуация с выполнением прогноза по росту объемов производства казалась вполне благополучной, все резко изменилось В сентябре объем сельхозпродукции снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,7% В целом за 9 месяцев положительная динамика еще сохраняется (рост 123,2%). Однако рассчитывать на улучшение положения сложно. Во-первых, если была выше прошлогоднего, то по "второму хлебу" (картофелю) она по состоянию на 7 октября оказалась ниже на 15,7%, сахарной свеклы — на 28,2%, кормов заготовлено на 3% меньше. Снизилось и поголовье крупного рогатого скота (на 11,1 %), в т ч коров (на 1%). Поэтому ресурсы, в т.ч. финансовые, для роста объемов производства сельскохозяйственной продукции весьма и весьма ограничены. Добыча нефти (включая газовый конденсат) в Казахстане и России выросла в указанный период на 18 % и 9 %, составив соответственно 49,2 и 399 млн тонн. Производство нефти в других странах ЕврАзЭС было на уровне около 2 млн тонн. В 2005 году добыча угля выросла в Киргизии на 5 %, Таджикистане - на 49 %, а в Казахстане и России, напротив, снизилась на 7 % и 6 %, составив соответственно 75,2 и 273 млн тонн. Рост стоимостного объема импорта энергоносителей прежде всего связан со значительным повышением средней цены на нефть, поставляемую из Российской Федерации. В отдельные месяцы прошлого года (сентябрь, октябрь, ноябрь) средняя цена нефти превышала 200USD за тонну, а в целом по году она составила 181USDпротив 133USD в 2003г., что при увеличении на 22,3% экспорт нефти в натуральном выражении обеспечило прирост экспорта на 2,3 млрд. USD. Производство электроэнергии в России, Казахстане и Таджикистане выросло по сравнению с 2004 годом на 6 %, в Украине и Киргизии, напротив, снизилось на 1,2 % и 23 % соответственно. Существенно (на 288,1 млн. USD) возросли затраты на закупку в РФ природного газа, что в первую очередь обусловлено ростом на 40% его средней цены, а также увеличением на 10% поставок газа в натуральном выражении. Добыча природного газа в Казахстане и России выросла в 2005 году соответственно на 15 % и 4 %. Добыча газа в других странах Сообщества составляет порядка 2,3 млрд кубометров. Для сравнения можно привести макроэкономические показатели Испании в 2009-2010 гг.
Наиболее благополучно выглядит выполнение прогнозных показателей в сфере инвестиционной деятельности РФ, особенно по объектам производственного назначения. Хотя снижение инвестиций в приоритетные отрасли — здравоохранение (за январь — сентябрь их объем уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2004 г на 5,7%) и жилищное строительство (снижение на 8,8%) нельзя отнести к активам. Сложно оценивать и рост иностранных капиталовложений (за январь — сентябрь он составил 180%), т.к. их доля в общем объеме составила лишь 0,6%.
На диаграммах 2 и 3 показаны инвестиции РФ по отраслям экономики в 2009 и 2010 гг. соответственно, в млн. USD.
Диаграмма 2. Инвестиции РФ по отраслям экономики в 2009.
Диаграмма 3. Инвестиции Р.Ф. по отраслям экономики в 2010.
В 2010г. инвестиции из России за рубеж составили всего3162,8 тыс. USD, что на 0,8% меньше, чем за 2009г. В общей сумме инвестиций русских предприятий и организаций за границей прямые составили 1603,9 тыс.USD, или 50,7% от общего объема инвестиций, направленных за рубеж (2009г.-1550тыс.USD,или 48,6%), портфельные -5,6 тыс.USD, 0,2% (1308,8 тыс.USD, 41%), прочие -1553,3 тыс.USD,49,1%(329,9 тыс.USD, 10,3%) Главным экспортером иностранных инвестиций выступил Минск, на долю которого пришлось 1953,1 тыс.USD(61,8%). В 2009г. России вкладывала иностранные инвестиции в 11 стран. При этом из общей суммы вывоза белорусского капитала 29,4% пришлось на вложения в Венгрию (929,9 тыс.USD), совершаемые в форме прямых инвестиций. Два последнее места в списке импортеров заняла Украина (соответственно 845,8 628,9 тыс.USD,
Другим источником социально – экономического развития, но уже на микроуровне, т.е уровне субъектов хозяйствования, явились ресурсы банковской системы, которая аккумулирует те же сбережения населения, составившие на начало текущего года 3,9 трл.руб., средства предприятий и собственный капитал.
На диаграмме 4 показано изменение курса доллара США.
Диаграмма4
Всего остатки задолженности по выданным кредитам увеличились в 2009г. на 63,2% и на 1.01. 2010г.превысили 9 трл. руб.
С 2008 г. Снижается ставка рефинансирования (диаграмма 5).
Указанные источники
развития будут иметь важное значение
и в следующей пятилетке. Желательно
лишь увеличить долю долгосрочных кредитов,
направляемых в основной капитал. Пока
в кредитных вложениях
Диаграмма 5.
Пока в кредитных вложениях преобладали краткосрочные, направляемые на пополнение оборотных средств – выдачу заработной платы и закупку сырья и материалов. Такое кредитование существенно увеличивает затраты и снижает эффективность производства. Расчеты показывают, что платежи по выданным банками кредитами составили в прошлом году около 1,3 трл.руб., а это треть объема полученной чистой прибыли в экономике. Помимо задолженности перед банками при подготовке новой программы придется учитывать и задолженности между субъектами хозяйствования, которая на начало текущего года достигла 18трл.руб.(36,6% к полученному 2009г. объему ВВП). Внешняя торговля - один из наиболее динамично развевающийся сектор в экономике. В 2010г. по сравнению с 2009г. внешнеторговый оборот возрос на 40% и составил 30,1 млрд.USD. При этом экспорт товаров достиг 13,8 млрд.USD(больше на 3,9 млрд.USD, или на 38,3%).Столь существенный прирост в основном обеспечен за счет резкого увеличения импортных поставок, объем которых вырос на 41,4% и составил 16,3 млрд.USD. На диаграмме 6 показан рост экспорта и импорта.
Диаграмма6
Увеличение стоимости экспорта и импорта
произошло за счет роста как физического
объема (товарной массы), так и средних
цен на экспортируемые товары. Так, средние
цены экспорта в 2009 г.по сравнению с 2008г.
увеличились на 20,2%, импорт – на 17,7%. В то
же время темп роста физического объема
импорта превысил темп роста товарной
массы экспорта на 5,2% (120,2% против 115%). Несмотря
на благоприятные ценовые условия внешней
торговли, в физическом выражении товаров
куплено больше, чем продано. Следствием
этого явилось значительное увеличение
отрицательного сальдо внешней торговли.
Тем не менее проблема повышения конкурентоспособности
белорусских товаров остается актуальной
и решать ее необходимо путем улучшения
организации внешней торговли, создания
оптимального торгово-экономического
режима, дерегуляции внешнеэкономической
деятельности и, главное, через реформирование
и модернизацию предприятий на основе
привлечения иностранного капитала и
передового менеджмента. Исходя из выше
сказанного можно сделать вывод. В целом
успешным и результативным был для экономики
Беларуси был 2004г. Рост ВВП по его итогом
составил 110%. Выполняются все остальные
прогнозные показатели социально – экономического
развития страны. Особенностью 2004г. является
тот факт, что улучшились не только макроэкономические
показатели, но и финансовые. Благодаря
поддержки государства в 2 раза количество
убыточных предприятий на селе. И сейчас
их доля составляет около 17%, что даже ниже,
чем в промышленности. В 2 раза улучшилась
рентабельность реализации продукции,
у предприятия появилась прибыль. Снизился
недостаток оборотных средств, что свидетельствует
о явном оздоровлении экономики. Впервые
в ноябре 2009г. объем экспорта превысил
рост объема импорта.