Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа
При переходе к рыночной экономике возникла необходимость в трансформации экономической статистики, приведение ее в соответствие с институтами и механизмами рыночной экономики. Трансформация статистики осуществляется в России уже в течение нескольких лет в соответствии с принятыми государственными программами. Одна из целей этой трансформации – переход к использованию в статистике международных стандартов, под которыми на практике понимаются рекомендации международных экономических организаций по различным разделам экономической статистики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эффективность функционирования рыночной экономики…………..5
1.1 Макроэкономическая модель РФ.………………………………………........5
1.2 Государственное регулирование рыночной экономики….. ……………..10
1.3 Макроэкономические показатели рыночной экономики… ……….. ……20
1.3.1 Потоковые величины ……………………………………. ……………...20
1.3.2 Показатели запасов и экономической конъюнктуры …………………23
1.3.3 ВВП как важнейший показатель для измерения объема национального производства. Методы расчета …………………………………………………23
1.3.4. Расчет ВНП………………………………………………………………..28
1.3.5. Роль макроэкономических показателей………………………………..29
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономических показателей России и стран ЕврАзЭС ………………..………………………………………………34
Заключение………………………………………..………………………. …….43
Список использованной литературы………………………………………...…45
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Эффективность функционирования рыночной экономики…………..5
1.1 Макроэкономическая модель РФ.………………………………………........5
1.2 Государственное регулирование рыночной экономики….. ……………..10
1.3 Макроэкономические показатели рыночной экономики… ……….. ……20
1.3.1 Потоковые величины ……………………………………. ……………...20
1.3.2 Показатели запасов и экономической конъюнктуры …………………23
1.3.3 ВВП
как важнейший показатель для
измерения объема
1.3.4. Расчет ВНП……………………………………………………
1.3.5. Роль макроэкономических показателей………………………………..29
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономических показателей России и стран ЕврАзЭС ………………..………………………………………………34
Заключение………………………………………..………
Список использованной
литературы………………………………………...…
Введение
При переходе к рыночной экономике возникла необходимость в трансформации экономической статистики, приведение ее в соответствие с институтами и механизмами рыночной экономики. Трансформация статистики осуществляется в России уже в течение нескольких лет в соответствии с принятыми государственными программами. Одна из целей этой трансформации – переход к использованию в статистике международных стандартов, под которыми на практике понимаются рекомендации международных экономических организаций по различным разделам экономической статистики. Переход к этим стандартам, во-первых, позволит применять в статистике показатели, которые предназначены для описания и анализа рыночной экономики, во-вторых, обеспечивает международную сопоставимость данных. При переходе к международным стандартам в отечественной статистике предполагается их адаптация к особенностям и организации экономики, которые характерны для стран переходного периода вообще и для той страны, в частности. В настоящее время центральное место в экономической статистике занимает система национальных счетов, поскольку, во-первых, в ее рамках исчисляются наиболее важные макроэкономические показатели, и, во-вторых, она является важным инструментом гармонизации и интеграции всей экономической статистики, т. е. Согласование концепций, определений и классификаций, используемых в различных разделах экономической статистики, с основополагающими концепциями, определениями и классификациями СНС. Одним из важных направлений современного экономического анализа на основе данных экономической статистики являются международные сопоставления валового внутреннего продукта (ВВП) и его компонентов на основе паритетов покупательной способности валют. Для проведения этих сопоставлений применяются достаточно сложные методы, вплоть до решения систем линейных уравнений с большим числом неизвестных. Точные и объективные данные статистики необходимы для составления текущих и перспективных планов развития народного хозяйства и его отраслей, правильной разработки планов работы отдельных предприятий. На основе статистических показателей отчетности предприятий и организаций ведется наблюдение за ходом выполнения народнохозяйственных планов, установленных как для отрасли в целом, так и для отдельных предприятий и организаций. При помощи статистики изучают народное хозяйство в целом и характеризуют развитие и соотношения отраслей народного хозяйства. Для обеспечения эффективности общественного производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов необходимо находить в конкретных условиях работы предприятий лучшие способы решения разнообразных задач.
Задачи курсовой работы: изучить эффективность функционирования рыночной экономики, влияние государственной политики на рыночную экономику, рассмотреть макроэкономические показатели, оказывающие непосредственное влияние на рыночную экономику, провести сравнительный анализ функционирования экономики России и стран с развитыми рыночными отношениями. Курсовая работа состоит из двух разделов: теоретического и практического. В теоретическом разделе рассмотрены следующие вопросы: эффективность функционирования рыночной экономики, государственное регулирование и основные макроэкономические показатели рыночной экономики. В практическом – проведен анализ макроэкономических показателей России и стран ЕврАзЭС. Макроэкономическая модель с тех пор, как Россия вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство.
Глава
1. Эффективность
функционирования рыночной
экономики
1.1
Макроэкономическая
модель РФ
Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику. Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течении десятилетий. Основной особенностью экономики, унаследованной от плановой системы, является ее глубокая несбалансированность, проявляющаяся по крайней мере в двух аспектах. Во-первых, это неравномерность развития отдельных секторов и отраслей экономики, состоящая прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей. Во-вторых, это неравномерность технико-технологического оснащения различных производств и отдельных предприятий. Переживаемый Россией кризис требует принятия комплексных мер, направленных на его преодоление и системное реформирование экономики. Инструментом такого согласования показателей экономической политики может служить макроэкономическая модель. В странах с развитой рыночной экономикой большинство среднесрочных макроэкономических моделей базируется на регрессионных методах, которые по своей сути предполагают некоторую неизменность динамики технологических факторов, результатов институциональной деятельности и экономического поведения в сравнении с базовым периодом. Представляется очевидной проблематичность подобного инструментария для моделирования экономики переходного периода, отличающегося нестабильностью экономических процессов. Более того, применение стохастических моделей в переходной экономике затруднено переводом статистики России на принятую в международной практике систему национальных счетов и в этой связи наличием слишком узкой информационной базы. Последнее делает объясняющую способность модели весьма ограниченной. Необходимо также иметь в виду, что в переходный период не могут быть использованы положения теории рыночной экономики без внесения в нее корректив. Применительно к модели это касается, прежде всего, выбора факторов, объясняющих поведение экономических показателей. C 1994 г. в НИЭИ Минэкономики России началась разработка собственной среднесрочной макроэкономической модели. Основная цель первого этапа работы — создание комплексной макромодели, позволяющей осуществить прогноз взаимосвязанных потоков материально-вещественных и денежно-финансовых ресурсов в экономике республики. По аналогии с моделью Всемирного банка в основу модели был положен методологический принцип потока финансовых средств, согласно которому доходы одного сектора служат расходами другого. При этом в модели выделены четыре внутренних сектора экономики - домашние хозяйства, нефинансовые предприятия, сектор государственного управления, банковский сектор, а также внешний сектор. Конечной целью построения модели является разработка инструмента, который позволил бы в зависимости от проводимой экономической политики и развития экономической конъюнктуры осуществлять прогноз комплекса не противоречащих друг другу счетов основных секторов экономики. Создание модели, способствующей решению данной задачи, требует, с одной стороны, адекватного воспроизведения взаимосвязей макропоказателей; с другой стороны, — введения в модель группы государственных регуляторов (налоги, бюджетные статьи расходов, ставка процента, индекс реальной денежной массы) и адекватного отражения их влияния на макропоказатели. Первое требование в модели удовлетворяется посредством реализации методологии потока финансовых средств. Что касается второго требования, то его достижение обеспечивается за счет отражения взаимосвязей показателей в методологии СНС, а также за счет отражения прямого влияния регуляторов на поведение экономических субъектов на основе коэффициентов эластичности. Использование в модели принципа методологии потока финансовых средств автоматически предполагает прогнозирование в разрезе секторов экономики и отслеживание движения потоков между секторами. Каждый сектор имеет информационную базу для прогнозирования финансовых и нефинансовых потоков: сектор госуправления - государственная финансовая статистика; домашние хозяйства - баланс доходов и расходов населения; банковский сектор - денежно-кредитный обзор; внешний сектор - платежный баланс; в целом по экономике - счет национального дохода и продукта Исключение составляет лишь сектор нефинансовых предприятий, для прогнозирования показателей которого информационная база отсутствует. Поэтому в рамках модели доходы и расходы данного сектора определяются как балансирующие элементы между соответствующими показателями национального дохода и показателями секторов государственного управления и домашних хозяйств.
При выборе условно расчетных баз налогообложения
мы исходили из следующих соображений:
а) условно расчетная база, принятая в
модельных расчетах, должна быть максимально
приближена к базе, устанавливаемой в
законодательном порядке; б) при невозможности
установления подобного соответствия
приоритет отдается базе, которая в наибольшей
степени отражает сферу производства;
в) в методологии модельных расчетов не
должно быть противоречия при определении
налогооблагаемой базы: если показатель
является результирующим, он не может
выступать в качестве налогооблагаемой
базы, поскольку рассчитывается в первом
блоке модели. В модели воспроизводится
взаимосвязь бюджета и внебюджетных фондов
посредством включения позиции "поступления
из бюджета" в статьи внебюджетных фондов.
Следует отметить, что в модельных расчетах
данная позиция является балансирующей
между расходной и доходной частями внебюджетных
фондов. Такая методика расчетов предполагает
бездефицитность внебюджетных фондов.
В отличие от доходов, возможности прогнозирования
государственных расходов на основе обычных
экономических соотношений гораздо более
ограниченны. Это является следствием
политической природы принятия решения
по поводу государственных расходов. Методика
прогнозирования бюджетных расходов в
рамках модели предполагала решение следующих
вопросов: классификация расходов, обеспечивающая
связь финансовых потоков между бюджетом
и остальными секторами, методика прогноза
этих расходов. Доходы и расходы населения.
Данный блок является в целом производным
от показателей предыдущих блоков. В нем
отражается влияние налогов с населения
на располагаемый доход и далее — на конечное
потребление домашних хозяйств и инвестиции
населения. В блоке национального дохода
и продукта рассчитывается материально-вещественная
структура ВВП, финансовая структура,
а также сбережения как в целом по экономике
России, так и в разрезе секторов. В блоке
реализуются основные балансовые соотношения
макроэкономики. Очевидно, что основная
часть показателей балансовых соотношений
рассчитывается в предыдущих блоках, в
этом же определяются лишь балансирующие
элементы, по динамике которых можно судить
о реалистичности полученных ранее прогнозных
показателей. В блоке также отражается
влияние прямых налогов с юридических
лиц на величину чистой балансовой прибыли
и, как следствие, на инвестиции за счет
средств предприятий. В блоке платежного
баланса реализовано балансовое соотношение:
сальдо счета внешних текущих операций
должно компенсироваться за счет либо
притока капитала, либо снижения уровня
резервов. В качестве балансирующего элемента
в соотношении выступает показатель внешних
займов. Все остальные показатели указанного
балансового соотношения рассчитываются
автономно на основе экзогенно задаваемых
темпов роста, описывающих динамику внешней
конъюнктуры. Исключение составляют экспорт
и импорт товаров. Физический индекс роста
импорта товаров прогнозируется на основе
коэффициента эластичности от ВВП. Импорт
товаров в долларовом выражении определяется
на основе физического индекса роста импорта
и индекса цен на импорт. Экспорт товаров
является производным от рассчитанных
ранее внешнеторгового сальдо и импорта
товаров. Назначение блока заключается
не только в том, чтобы отразить взаимодействие
секторов экономики, но и в том, чтобы оценить
реалистичность прогноза на основе балансирующего
показателя "внешние займы". Блок
кредитно-денежного сектора. Реализация
данного блока решает, каковы должны быть
кредиты секторам, чтобы последние находились
в рамках своих бюджетных ограничений.
Решение данной задачи требует прогнозирования
спроса на денежные активы со стороны
секторов. В модели эта задача решается
с использованием коэффициентов эластичности:
депозиты населения - от реальной ставки
процента; депозиты предприятий - от ВВП.
Потоки кредитов секторам определяются
как балансирующие элементы соотношении,
отражающих бюджетные ограничения секторов.
Следует отметить, что в этих балансовых
соотношениях используются показатели,
рассчитанные в предыдущих блоках. В блоке
реализуется также соотношение, отражающее
баланс банковской системы: изменение
совокупной денежной массы совпадает
с изменением чистых иностранных активов
и чистых внутренних кредитов.
1.2 Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование
экономики в условиях
Основные объекты государственного регулирования экономики - это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров;· окружающая среда; внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. Рассмотрим важнейшие из них. Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем. Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства. Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям. От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды и т.п. Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и , во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения. Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.