Макроэкономика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

При переходе к рыночной экономике возникла необходимость в трансформации экономической статистики, приведение ее в соответствие с институтами и механизмами рыночной экономики. Трансформация статистики осуществляется в России уже в течение нескольких лет в соответствии с принятыми государственными программами. Одна из целей этой трансформации – переход к использованию в статистике международных стандартов, под которыми на практике понимаются рекомендации международных экономических организаций по различным разделам экономической статистики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эффективность функционирования рыночной экономики…………..5
1.1 Макроэкономическая модель РФ.………………………………………........5
1.2 Государственное регулирование рыночной экономики….. ……………..10
1.3 Макроэкономические показатели рыночной экономики… ……….. ……20
1.3.1 Потоковые величины ……………………………………. ……………...20
1.3.2 Показатели запасов и экономической конъюнктуры …………………23
1.3.3 ВВП как важнейший показатель для измерения объема национального производства. Методы расчета …………………………………………………23
1.3.4. Расчет ВНП………………………………………………………………..28
1.3.5. Роль макроэкономических показателей………………………………..29
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономических показателей России и стран ЕврАзЭС ………………..………………………………………………34
Заключение………………………………………..………………………. …….43
Список использованной литературы………………………………………...…45

Файлы: 1 файл

К.Р. Макроэкономике.docx

— 282.75 Кб (Скачать)

     Основные экономические средства - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

     При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов. Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды. Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования. Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др. Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период. 

1.3 Макроэкономические показатели рыночной экономики 

      Макроэкономика - это изучение экономики  в целом как совокупности экономических  явлений и их показателей. Она  позволяет понять структуру производства  в стране, уровень производства, природу экономических колебаний,  сущность экономического роста,  инфляции и безработицы. Все  важнейшие показатели, используемые  в макроэкономическом анализе,  принципиально разделяются на  три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы – накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год, значение экономических параметров запасов измеряется на определенный момент. Пример потоков – сбережения и инвестиции, бюджетный дефицит, запасов – накопленный в результате капитал, государственный долг. Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга.

1.3.1 Потоковые величины

     Валовый выпуск представляет  собой стоимость всех товаров  и услуг, произведенных в экономике  за определенный промежуток времени.  Валовый выпуск включает в  себя абсолютно все товары, произведенные  в экономике, в том числе  и предназначенные для производства  других товаров и услуг. Последние  составляют промежуточное потребление,  в отличие от конечного потребления.  Валовый национальный продукт  (ВНП) – стоимость всех конечных  товаров и услуг, произведенных  в экономике за определенный  промежуток времени. ВНП, в  отличие от валового выпуска,  очищен от промежуточного потребления.  Как на практике избегают двойного  счета, будет рассмотрено ниже.[13,99] Различают валовый национальный  и валовый внутренний продукт  (ВВП). ВНП – это ВВП минус  сумма добавленной стоимости,  созданной на территории страны  с использованием иностранных  факторов производства, плюс сумма  добавленной стоимости, созданной  за границей с использованием  факторов, принадлежащих гражданам  данной страны. Чистый национальный  продукт (ЧНП) - один из обобщающих  статистических показателей, использующийся  в системе национальных счетов. ЧНП представляет собой разницу  между валовым национальным продуктом  и суммой амортизационных отчислений  в национальном хозяйстве (см. Амортизация). ЧНП можно исчислять  и другим методом, рассматривая  его как сумму доходов: заработной  платы, взносов на социальное  страхование, налогов, процентов,  дивидендов, рентных платежей, нераспределенной  прибыли корпорации, доходов от  индивидуальной деятельности, а  также других форм доходов  резидентов данной страны. Национальный  доход - один из основных обобщающих  статистических показателей, использующийся  в системе национальных счетов. Национальный доход представляет  собой сумму всех видов доходов,  полученных экономическими агентами  в течение данного статистического  периода за их вклад в производство  валового национального продукта. Чтобы определить показатель  общего объема заработной платы,  процентов, рентных платежей, дивидендов, прибыли и других доходов, т.е.  величину национального дохода, необходимо из чистого национального  продукта вычесть налоги косвенные.  Национальный доход может быть  также определен посредством  расчета валового национального  продукта по доходам при исключении  двух видов платежей - амортизации  и косвенных налогов на бизнес. В указанном выше смысле общие  доходы нации можно определить  как заработанный национальный  доход. Поэтому в него не  включаются косвенные налоги, так  как государство, получая их, не  вкладывает никаких ресурсов  в производственный процесс. Однако  в системе национальных счетов  более широко используется показатель  располагаемого национального дохода, под которым понимается общая  велики. на доходов, полученных  и переданных хозяйственным единицам  в результате производственной  деятельности или от собственности,  а также в результате перераспределительных  процессов. При исчислении располагаемого  национального дохода суммируются:  а) заработная плата - вознаграждение  лицам наемного труда, выплачиваемое  в денежной и натуральной форме;  б) взносы на социальное страхование  которые не зависят от количества  и качества труда и вносятся  предприятиями; в) косвенные налоги  на бизнес и другие государственные  сборы; г) субсидии - это "отрицательные  налоги". Они уже не содержатся  в рыночных ценах, в которых  исчисляются основные статистические  показатели, поэтому из совокупных  доходов вычитаются; д) пособия-  трансфертные платежи домашним  хозяйствам в денежной и натуральной  форме, которые производятся административными  или частными бесприбыльными  организациями без каких-либо  эквивалентов: е) международная помощь - безвозмездные выплаты одного  государства другому и взносы  в международные организации.  Если нам помогают больше, чем  мы, то международная помощь включается  со знаком "+", если больше  помогаем мы, то со знаком "-": ж) нераспределенная прибыль корпораций - чистая прибыль, которая остается  у корпораций после вычета  из произведенной добавленной  стоимости издержек на оплату  труда, амортизации, налогов, процентов  и дивидендов; з) доходы от собственности  - поступления во все секторы  экономики в виде дивидендов, ренты, процентов; и) доходы  от индивидуальной деятельности - доходы мелких не корпоративных  предприятий и свободных профессий;  к) доходы от страхования - сальдо  ежегодно; выплат пособий по страхованию  и взносов на страхование (если  пособия больше взносов, то  разность учитывается со знаком "+"; если пособия меньше взносов,  то со знаком "-"); л) доходы  от операций: внешним миром - включается  сальдо этих доходов.

1.3.2 Показатели запасов  и экономической  конъюнктуры

      Имущество (активы) – любой источник  законного нетрудового дохода. К  имуществу относятся как реальные  активы, например, реальный капитал  (К), так и финансовые активы (акции,  облигации), кроме того, выделяют  имущественные права и интеллектуальную  собственность. Портфель активов  – совокупность активов, принадлежащих  экономическому субъекту. Национальное  богатство – суммарные активы, принадлежащие домашним хозяйствам  фирмам и государству. Реальные  денежные (кассовые) остатки – запас  платежных средств, который экономический  субъект желает держать в форме  наличности. Состояние экономической  коньюктуры отражают следующие  показатели: 

1.3.3 ВВП как важнейший показатель измерения объема

национального производства 

     Методы расчета ВВП — центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, т. е. до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. ВВП может быть исчислен следующими тремя методами: 1) как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод); 2) как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования); 3)как сумма первичных доходов (распределительный метод) ВВП как сумма валовой добавленной стоимости При расчете производственным методом ВВП исчисляется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех производственных единиц -резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам. Валовая добавленная стоимость — это разница между стоимостью произведенных товаров и оказанных услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточное потребление). Выпуск — это стоимость товаров и услуг, произведенных и оказанных экономическими единицами-резидентами за рассматриваемый период. В соответствии с принятой в СНС трактовкой границ сферы производственной деятельности выпуск включает: 1) все товары независимо от их использования (как товары, постав ленные другим единицам, не являющимся их производителями, так и то вары, произведенные для собственного конечного потребления или накопления, включая прирост запасов материальных оборотных средств у производителя); 2) услуги, предоставленные другим институциональным единицам, в частности, нерыночные услуги органов государственного управления и некоммерческих организаций; 3) услуги домашних хозяйств по проживанию в собственном жилище и домашние услуги, оказываемые оплачиваемой домашней прислугой. Бес платные домашние услуги, оказываемые членами домашнего хозяйства друг другу (приготовление пищи, стирка, уборка, ремонт домашнего оборудования и т. п.), не включаются в границы сферы производства в СНС.

     В границы сферы производства должны включаться также производство товаров и оказание услуг теневой экономикой, т. е. производство то варов и оказание услуг, запрещенные законом (незаконное производство), и производство товаров и оказание услуг, в принципе разрешенные законом, но скрываемые от государственных органов с целью сокрытия доходов (скрытое производство). Расходы на промежуточное потребление — это стоимость товаров (за исключением основных фондов) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства других товаров или услуг. Они включают: 1) затраты сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов (покупных и собственного производства), продуктов питания, медикаментов, канцелярских принадлежностей, спецодежды и т. п.; 2) оплату работ и услуг, предоставленных другими предприятиями и отдельными лицами (ремонт, услуги транспорта, связи, вычислительных центров, коммунальные услуги, услуги рекламы, банков, юристов, консультантов, страхование и т. п.); 3) расходы на командировки в части оплаты проезда и гостиниц.

      Промежуточное потребление оценивается по ценам покупателей, действующим на момент поступления товаров и услуг в процесс производства и включающим торгово-транспортную наценку и налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость) за вычетом субсидий на продукты. ВВП как сумма компонентов конечного использования. Согласно методу конечного использования ВВП определяется как сумма следующих компонентов: расходы на конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление, сальдо экспорта и импорта товаров и услуг. Расходы на конечное потребление товаров и услуг — расходы домашних хозяйств-резидентов на потребительские товары и услуги, а также расходы учреждений государственного управления (бюджетных организаций) и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление. Валовое накопление — чистое приобретение (приобретение за вычетом выбытия) резидентами товаров и услуг, произведенных и оказанных в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей. Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Основной капитал — это активы, являющиеся результатом производства, которые многократно используются в процессе производства: здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства; скот племенной, молочный, рабочий; сады, виноградники и другие насаждения; затраты на геологоразведочные работы; затраты на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ; оригиналы литературных и художественных произведений (фильмы, звукозаписи, рукописи, являющиеся основой для тиражирования). Изменение запасов материальных оборотных средств — это изменение стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости за пасов материальных оборотных средств должно определяться как разница между поступлениями продукции в запасы и изъятиями из них, при этом продукция должна оцениваться в рыночных ценах, действующих соответственно в момент поступления или изъятия. Однако на практике трудно получить информацию о всех поступлениях и изъятиях продукции в течение отчетного периода, поэтому изменение запасов обычно рас считывается как разница между стоимостью запасов на конец и начало периода по данным бухгалтерских отчетов предприятий. В этом случае необходимо исключить влияние изменения стоимости продукции в результате изменения цен за время нахождения ее в запасах. Чистое приобретение ценностей — это новая категория, появившаяся в СНС 1993 года. Ценностями являются предметы, которые приобретаются не для производственных или потребительских целей, а для сохранения стоимости, т. е. предметы, ценность которых со временем увеличивается: драгоценные металлы и камни (кроме монетарного золота, а также золота и камней, предназначенных для промышленного использования), ювелирные изделия, антиквариат, коллекции и т. п. В СНС 1968 года они учитывались в ВВП в составе конечного потребления.

     Экспорт и импорт товаров и услуг— экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами. Экспорт и импорт товаров представляет собой стоимость вывезенных из страны или ввезенных в страну (пересекающих государственную границу) товаров. Помимо экспорта и импорта товаров, учитываемых статистикой внешнеэкономической деятельности, в СНС экспорт и импорт товаров включает товары, поставляемые в порядке оказания безвозмездной (гуманитарной) помощи и в качестве дара, товары неорганизованной торговли, посылки, имущество мигрантов. Экспорт и импорт услуг охватывают транспортные услуги, туризм, коммуникационные услуги, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, рекламу, бухгалтерский учет, управленческое консультирование и другие виды услуг. ВВП как сумма первичных доходов (распределительный метод) При определении ВВП распределительным методом он включает следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами—резидентами: оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт), валовая прибыль и валовые смешанные доходы. Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде. Она учитывается на основе начисленных сумм и складывается из двух основных компонентов: а) заработная плата; б) отчисления работодателей на социальное страхование. Налоги на производство и импорт — это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производственных единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Они называются безвозмездными, потому что государство ничего не предоставляет взамен индивидуальной единице, производящей платеж, хотя оно может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом. Налоги, связанные с производством и импортом, уплачиваются предприятиями и организациями независимо от наличия прибыли. Субсидии на производство и импорт — это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы представляют собой часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплатой налогов на производство и импорт. Особенность распределительного метода расчета ВВП заключается в том, что один из его компонентов (валовая прибыль и валовые смешанные доходы) представляет собой балансирующую статью счета образования доходов и рассчитывается сальдовым путем, т. е. как разница между ВВП и другими компонентами первичных доходов (оплата труда и чистые налоги на производство и импорт). Таким образом, по сравнению с двумя другими методами он носит подчиненный характер. Разумеется, можно при необходимости попытаться рассчитывать валовую прибыль и валовые смешанные доходы независимым путем, например, корректируя соответствующим образом данные о прибыли, полученные из бухгалтерских отчетов предприятий, однако это сделать достаточно сложно. Поэтому данный метод расчета ВВП не получил широкого распространения.

Информация о работе Макроэкономика как наука