Лизинг как средство эффективного обновления основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Обеспечение промышленных предприятий в различных сферах деятельности инновационными основными средствами в полном ассортименте и достаточном количестве, более полное и эффективное их использование – важнейший фактор повышения эффективности производства.
На сегодняшний день большинство крупных предприятий, образованных в советский период времени, переживают не лучший период своего развития. Застойное кризисное состояние привело к значительному увеличению постоянных затрат, что повлекло повышение себестоимости продукции. Данный фактор привел многие предприятия к снижению конкурентоспособности товаров и услуг на рынке.

Оглавление

Введение
1. Понятие основных средств, их роль в повышении производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Основные средства — их сущность и структура
1.2 Оценка и переоценка основных средств — основные показатели и методы
1.3 Современные проблемы обновления основных средств
2. Основные направления повышения уровня обновления основных средств
2.1 Роль обновления основных средств в повышении эффективности деятельности предприятия
2.2 Прогрессивные формы обновления основных средств и источники их финансирования
2.3 Лизинг как средство эффективного обновления основных средств
3. Практическая часть
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач по эп.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Анализируя  положения всех вышеуказанных нормативных документов, а также вопросы и проблемы, возникающие в ходе их практического применения, можно сделать некоторые выводы о степени обеспечения баланса интересов всех участников лизинговой сделки в рамках действующей в Республике Беларусь нормативно-правовой базы по лизингу и тех преимуществах, которые получают эти участники по сравнению с другими формами инвестирования. 

Преимущества лизинга

Лизинг  позволяет начать собственное дело (либо продолжить его) без значительных затрат собственных либо заемных средств, которые при отсутствии лизингового механизма пришлось бы понести предприятию при приобретении необходимого для осуществления своей деятельности оборудования, притом понести такие затраты единовременно, приобретая имущество за счет собственных средств, либо выплачивать за счет полученной прибыли значительные суммы на погашение взятого для приобретения этого оборудования кредита, а также банковские проценты. Это часто не под силу начинающим свою деятельность предприятиям, особенно малым предприятиям. Кроме того, одним из необходимых и наиболее трудновыполнимых для малого бизнеса условий получения банковского кредита является необходимость обязательного предоставления банку средств обеспечения исполнения обязательств в сумме, значительно превышающей объем обязательств по кредитному договору.

Не отвлекая для приобретения необходимого оборудования значительных финансовых ресурсов на начальном этапе, предприятие получает посредством лизинга возможность  рассчитываться за полученную технику из доходов от ее эксплуатации.

Кроме того, при лизинге имеется возможность  оперативно менять оборудование в связи  с его физическим либо моральным  износом, что связано в первую очередь с возможностью осуществления  ускоренной амортизации, так как нормативными документами установлено, что величина амортизации (износа) объекта лизинга устанавливается договором лизинга по согласованию между лизингодателем и лизингополучателем. Одновременно это позволяет устанавливать удобный график платежей для предприятия-лизингополучателя, учитывающий сезонность работы и другие аналогичные факторы.

Исключение  из правила о возможности ускоренной амортизации составляют лишь объекты  лизинга, использование которых  не относится к хозяйственной  деятельности лизингополучателя (предметы интерьера, включая офисную мебель, а также предметы для отдыха, досуга и развлечений, легковые автомобили, используемые в качестве служебных), амортизация которых производится по утвержденным в установленном порядке нормам. Однако, учитывая, что данные объекты лизинга не являются критичными для экономического развития предприятия, вряд ли можно считать данное ограничение сдерживающим фактором такого развития.

Следствием  реализации "амортизационных" преимуществ  при лизинге является возможность резкого уменьшения налога на недвижимость, выплачиваемого балансодержателем объекта лизинга.

При лизинге  происходит уменьшение налоговой нагрузки на лизингополучателя также и  за счет того, что весь лизинговый платеж относится на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя, что значительно уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и транспортному сбору.

При лизинге  существует возможность гибкой системы  платежей лизингополучателя, поскольку  стороны сами определяют их порядок: отсрочка первого платежа, постепенное увеличение либо уменьшение платежа, выплаты в форме товаров и услуг, полученных в результате использования объекта лизинга, и т.д.

Факторы, сдерживающие развитие лизинга

Несмотря  на отсутствие специальных налоговых  и таможенных льгот (отсутствие льготных ставок налогообложения доходов от лизинга), а также отсутствие норм по предоставлению участникам лизинговой деятельности льготных кредитов, прямых либо косвенных бюджетных дотаций, состояние правовой базы Республики Беларусь позволяет говорить о высоком потенциале развития лизинга как отрасли экономики, призванной стать одним из главных рычагов оперативного и эффективного обновления основных фондов предприятий (и в первую очередь производственных).

При этом важно отметить, что преимущества в использовании лизинга обусловлены не его особым правовым статусом (закрепленные в действующем законодательстве формы государственной поддержки лизинга не могут рассматриваться в качестве льготных по отношению к другим видам бизнеса), а экономической природой лизинга. 
Однако в последнее время на внутреннем рынке лизинговых услуг наметился ряд проблем, сдерживающих его развитие и ограничивающих возможности реализации потенциала, заложенного в течение уже почти 10-летнего опыта формирования правовой базы осуществления лизинга, и работы предпринимателей Республики Беларусь в указанном секторе экономики. К таковым относятся: 
- высокая ставка рефинансирования, установленная Национальным банком Республики Беларусь, и, как следствие, высокая стоимость кредитных ресурсов, что при незначительной девальвации национальной валюты делает весьма ограниченным использование предлагаемых банками кредитных ресурсов для приобретения объектов лизинга. Как следствие этого, для большинства предприятий Беларуси, особенно относящихся к малому и среднему бизнесу, предлагаемые лизинговыми компаниями ставки являются "непосильными". Кроме того, высокая ставка рефинансирования практически обесценивает одну из существенных преференций, установленных законодательством для предприятий-лизингодателей - право на получение рассрочки по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов; 
- действующая в республике политика административного ограничения цен не позволяет субъектам хозяйствования, использующим лизинг, достигнуть показателя рентабельности при производстве продукции (работ, услуг), который бы позволил обеспечить достаточный для существования предприятия уровень воспроизводства; 
- недостаточная проработка вопросов политики валютного регулирования, о чем свидетельствуют нормы, установленные Положением Национального банка Республики Беларусь 
"O порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь" № 768 от 01.08.1996[17]. Так, например, лизинг не вошел в число операций, по которым разрешено использование иностранной валюты при расчетах между юридическими лицами-резидентами. Для осуществления таких операций необходимо получить специальное разрешение Национального банка Республики Беларусь. Совершенно необъяснимо, почему средства в иностранной валюте, вложенные лизингодателем в валютоокупаемый лизинговый проект, не могут быть возмещены ему в иностранной же валюте. Необходимость в решении данной проблемы особенно остро ощутима в случаях, когда лизингополучатель производит на используемом оборудовании продукцию, поставляемую на экспорт. Поэтому число лизинговых сделок, при которых объект лизинга приобретается за рубежом за валютные средства предприятия-лизингодателя (собственные или заемные), в настоящее время ограничено, что не может не сказаться отрицательно на уровне активности осуществления технического перевооружения отечественных предприятий современным, высокотехнологичным оборудованием; 
- наличие ряда проблем, связанных с недостаточным учетом особенностей лизинга при разработке некоторых нормативных документов. В частности, Указом Президента Республики Беларусь № 117 от 07.03.2000 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров"
[18] на субъектов хозяйствования возложена обязанность указывать в заключаемых договорах купли-продажи в качестве существенного условия цель приобретения товара. Однако в перечне возможных целей указанным нормативным актом не предусмотрено "приобретение товара для дальнейший передачи в лизинг", что создает проблемы при оформлении договоров о приобретении объектов лизинга и предпосылки для возможного применения штрафных санкций, а также признания договора недействительным; 
- несогласованность ряда документов в вопросах возможности привязки цены лизинговых услуг к иностранной валюте, что бывает необходимо в случае приобретения объекта лизинга у нерезидента Республики Беларусь за свободно конвертируемую валюту; 
- установленный для государственных предприятии запрет
[19] выступать гарантами или поручителями перед банками-кредиторами по исполнению обязательств по возврату полученных кредитов юридическими лицами негосударственной формы собственности, каковыми и является основная масса лизинговых компаний. 
 
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Правовая и экономическая среда существования лизинга в Беларуси, а также опыт и результаты его использования на национальном рынке позволяют говорить о том, что: 
- лизинг является одним из эффективнейших на сегодняшний день механизмов обновления основных фондов предприятий; 
- состояние нормативной базы по лизингу в Беларуси в целом говорит о высоком потенциале и преимуществах его использования; 
- сложившиеся экономические условия, а также ограничения, установленные отдельными нормативными актами, создают препятствия на пути реализации преимуществ использования и развития лизинга. 
От скорейшего решения указанных проблем будет в значительной мере будет зависеть возможность увеличения темпов роста реального сектора экономики в целом, благодаря использованию всего потенциала такого ценного, подтвердившего свою эффективность международным опытом, экономического инструмента, как лизинг.

Информация о работе Лизинг как средство эффективного обновления основных средств