Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Социальное управление по своему назначению ориентируется ис-ключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.
Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные пробле¬мы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многосторон¬него, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
Непременный объект управления персоналом – развитие соци¬альной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалифика¬ционным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работни¬ков, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через по¬средство труда в данной организации.
Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, состав¬ляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой орга¬низации зависит от высокой результативности совместного труда за¬нятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и по¬требление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты понятия факторов развития социальной
среды 5
1.1 Факторы развития социальной среды организации 5
1.2 Влияние факторов социальной среды на деятельность организации 11
ГЛАВА 2 Анализ влияния факторов развития социальной среды на
предприятии ОАО «Российские железные дороги» 14
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Российские
железные дороги» 14
2.2 Оценка уровня социального развития на предприятии ОАО
«Российские железные дороги» 18
ГЛАВА 3 Совершенствования в социальной среде организации 21
Заключение
25
Приложения
В целях объединения интересов Компании и работников, формирования единого общекорпоративного подхода к стимулированию в Компании разработана новая система материальной мотивации труда, которая позволит:
• в наибольшей степени вовлечь персонал в решение корпоративных задач;
• повысить материальную заинтересованность работников в эффективном выполнении как индивидуальных, так и общекорпоративных задач;
• установить единые принципы в области материального стимулирования всех работников Компании, порядок разработки и утверждения в филиалах ОАО «РЖД» положений о премировании работников с учетом трехуровневого подхода;
• гарантировать выплату доли премии работнику за выполнение его индивидуальных показателей при ухудшении общих производственно-экономических результатов работы структурного подразделения, филиала.
Развитию кадрового потенциала также следует уделять немаловажное значение.
Система управления персоналом в ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии со «Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2009 года № 1819р. Задачей актуализации Стратегии явилось определение главной стратегической цели, функциональных задач, ключевых направлений и мероприятий по их реализации на период до 2015 года в сфере управления персоналом с учетом формирования холдинга ОАО «РЖД».
Стратегия развития кадрового потенциала способствует созданию надежных механизмов, которые позволяют достичь главной цели — повышения эффективности деятельности и вовлеченности персонала в реализацию корпоративных задач холдинга «Российские железные дороги».
Главная цель Стратегии с учетом развития сильных сторон, сопутствующих рисков и возможностей, принципов реализации может быть достигнута через решение следующих функциональных задач:
• обеспечение персоналом;
• вовлечение персонала в эффективную реализацию корпоративных задач и совершенствование системы мотивации;
• непрерывное развитие персонала и переход к обучающейся организации;
• жизнеобеспечение персонала во внепроизводственной среде;
• проведение эффективной молодежной политики;
• совершенствование корпоративной социальной ответственности и социального партнерства;
• развитие корпоративной системы управления персоналом в Холдинге.
В кризисный 2009 год основные мероприятия были направлены на оптимизацию численности Компании и приведение ее к сократившимся объемам выполняемой работы. Для планомерного выведения излишнего персонала и приведения численности к выполняемому объему работ была разработана и утверждена «Целевая программа содействия занятости высвобождаемых работников ОАО «РЖД» на 2009 — 2011 годы». Основное высвобождение численности произошло за счет естественного оттока: по сокращению численности или штата организации в Компании уволен только 1,1% работников (12,5 тыс. чел.). Это не больше, чем в докризисном 2008 году. Кроме того, Компания выполнила свои обязательства по приему студентов, окончивших вузы и техникумы по целевому набору, и лиц, вернувшихся из рядов Вооруженных Сил России — 13,5 тыс. чел.
В основном все задачи, поставленные Правлением на 2009 год в области управления персоналом, выполнены, и принятые меры позволили обеспечить реализацию поставленных задач перед Компанией.
Проводимая в 2009 году работа по реализации Стратегии развития кадрового потенциала в целом обеспечила потребности филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» в квалифицированных кадрах. Особое внимание было уделено реализации антикризисных мер — переподготовке персонала, обучению работников Общества вторым (смежным) профессиям, повышению их квалификации.
Еще одним важным направлением работы в 2009 году является дальнейшее развитие существующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «РЖД», а также ее адаптация к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
В 2009 году утверждена Концепция создания системы дополнительного корпоративного образования руководящего состава ОАО «РЖД» (Корпоративный университет ОАО «РЖД»), соответствующие документы утверждены Советом директоров ОАО «РЖД». Корпоративный университет начнет свою работу с 1 июля 2010 года.
В 2009 году создан и начал работать Координационно-методический совет по вопросам подготовки рабочих кадров, внедрены дистанционное обучение и тестовый контроль знаний учащихся технических школ и учебных центров. Продолжается работа по переработке примерных учебных планов и программ по основным рабочим профессиям с учетом современных требований.
Большое внимание уделено подготовке специалистов в вузах и техникумах. На очную форму обучения филиалами и ДЗО ОАО «РЖД» было направлено в вузы железнодорожного транспорта 3 934 чел.; в техникумы и колледжи — 3500 чел., что соответствует потребностям Общества в специалистах.
Для системной поддержки мер по повышению качества предоставляемых услуг организовано каскадное обучение системе менеджмента качества, безопасности движения. В системе менеджмента качества и лидерства на 5 каскадном уровне прошли обучение около 4300 руководителей.
Заключение
Подводя итог своей работе, в первую очередь следует обобщить весь изложенный и изученный материал.
Факторы развития социальной среды организации включают в себя:
Эти факторы оказывают значительное влияние на деятельность организации. Так социальная инфраструктура способствует обеспечению потребностей производства в кадрах требуемой квалификации, содействует воспроизводству и закреплению их в сельской местности, обеспечивает охрану труда и технику безопасности. Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. Досуг занимает особое место в гармоничном развитии человека. Величина, структура, содержание, культура использования свободного времени влияют на гуманистическую наполненность образа жизни, мировосприятие работника, его гражданскую позицию и нравственные ценности.
Также в данной работе было проанализировано влияние рассмотренных факторов развития социальной среды на деятельность конкретного предприятия ОАО «Российские железные дороги».
Это очень крупная компания с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.
Финансово-экономический кризис потребовал от Общества принятия жестких мер по экономии всех видов затрат и издержек. Не обошел стороной он и ОАО «РЖД», затронув как экономическое состояние организации так и социальную среду на предприятии. Проанализировав социальный паспорт предприятия, можно отметить ряд проблем в социальной сфере требующих решения:
- рост текучести кадров;
- применение режимов неполного рабочего времени и отпусков без сохранения заработной платы;
-
снижение нормы рабочего
Проводимая
в 2009 году работа по реализации Стратегии
развития кадрового потенциала в целом
обеспечила потребности филиалов и других
структурных подразделений ОАО «РЖД» в
квалифицированных кадрах. Особое внимание
было уделено реализации антикризисных
мер — переподготовке персонала, обучению
работников Общества вторым (смежным)
профессиям, повышению их квалификации.
Приложения
Приложение 1.Социальная структура коллектива
Показатели | Единицы измерения | 2007 | 2008 | 2009 |
1. Общая численность работников | Человек | 1205800 | 1165687 | 1075700 |
В том числе: | ||||
Мужчины | % | 64,9 | 65,2 | 65,8 |
Женщины | % | 35,1 | 34,8 | 34,2 |
2. Численность
работников по возрастным |
% | |||
До 30 лет | - | 23,5 | 23,2 | 22,9 |
30 – 40 лет | - | 25,4 | 25,7 | 26,5 |
40 – 50 лет | - | 27,0 | 26,9 | 26,5 |
Более 50 лет | - | 24,1 | 24,1 | 24,1 |
3. Численность основного персонала | Человек | 332800 | 321400 | 305800 |
Из них: | - | |||
Руководители | - | 36300 | 34900 | 22600 |
Специалисты | - | 170300 | 162700 | 165500 |
Инженеры | - | 126200 | 123700 | 117700 |
4. Численность вспомогательного персонала | Человек | 873000 | 844287 | 769900 |
Приложение 2. Повышение профессионального образования.
Показатели | Количество человек | ||
2007 | 2008 | 2009 | |
1. Подготовка новых работников | |||
По очной форме обучения на условиях целевой подготовки обучается: | 21700 | ||
В вузах | 14800 | 17200 | |
В техникумах и колледжах | 17500 | 13500 | |
Всего по рабочим профессиям обучено | 61000 | 58000 | 60000 |
2. Повышение квалификации | |||
Повысили квалификацию | 159000 | 154000 | 157000 |
В том числе: | |||
руководителей и специалистов | 72100 | 72000 | 72000 |
Рабочих кадров | 74000 | ||
Прошли зарубежную стажировку | 94 |
Приложение 3. Движение и текучесть кадров
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | |
Текучесть работников ОАО «РЖД», занимающих должности руководителей и специалистов, % | 5,6 | 7,1 | 7,4 | |
Вновь принято работников в ОАО «РЖД», чел. | 156 990 | 176 545 | 177 069 | |
Назначено за отчетный год, чел. | 81 035 | 91 801 | 114 179 | |
Руководителей и специалистов | ||||
Работников номенклатуры ОАО «РЖД» | 527 | 431 | 364 | |
Работников номенклатуры начальника железной дороги | 3 623 | 3 238 | 2 429 | |
Работников
номенклатуры начальника
отделений железных дорог |
3 501 | 4 758 | 4 503 | |
Работников
номенклатуры руководителей
Функц. филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» |
790 | 475 | 712 | |
Начальников железных дорог | 2 | 5 | 2 | |
Первых заместителей начальников железных дорог | 1 | 3 | 3 | |
Главных инженеров железных дорог | 2 | 6 | 3 | |
Заместителей начальников железных дорог | 25 | 40 | 28 | |
Начальников служб | 109 | 111 | 92 | |
Начальников отделений железных дорог | 15 | 20 | 17 |