Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Социальное управление по своему назначению ориентируется ис-ключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.
Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные пробле¬мы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многосторон¬него, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
Непременный объект управления персоналом – развитие соци¬альной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалифика¬ционным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работни¬ков, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через по¬средство труда в данной организации.
Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, состав¬ляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой орга¬низации зависит от высокой результативности совместного труда за¬нятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и по¬требление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты понятия факторов развития социальной
среды 5
1.1 Факторы развития социальной среды организации 5
1.2 Влияние факторов социальной среды на деятельность организации 11
ГЛАВА 2 Анализ влияния факторов развития социальной среды на
предприятии ОАО «Российские железные дороги» 14
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Российские
железные дороги» 14
2.2 Оценка уровня социального развития на предприятии ОАО
«Российские железные дороги» 18
ГЛАВА 3 Совершенствования в социальной среде организации 21
Заключение
25
Приложения
По
состоянию на 01.01.2007 г. уставный капитал
ОАО "РЖД" составлял 1 535 700 000 000 рублей
и был сформирован из 1 535 700 700 обыкновенных
именных акций в
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007г. №1618р "Об увеличении уставного капитала ОАО "РЖД" в 2007 году уставный капитал ОАО "РЖД" увеличен на 5 997 819 000 рублей.
По состоянию на 01.01.2008г. уставный капитал ОАО "РЖД" составлял1 541 697 819000 рублей и был сформирован из 1 541 697 819 обыкновенных именных акций в бездокументарной форме номинальной стоимостью каждой 1000 рублей.
Виды деятельности3:
- грузовые перевозки;
- пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги;
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектов инфраструктуры;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- содержание социальной сферы.
Корпоративная структура включает в себя филиалы и представительства компании, дочерние и зависимые общества.
По видам осуществляемой деятельности филиалы компании подразделяются:
- филиалы - железные дороги;
- функциональные филиалы;
- филиалы - перевозочные компании;
- филиалы в области экономического и финансового обеспечения;
- филиалы в области капитального строительства;
- филиалы в области ремонта подвижного состава;
- филиалы в области путевого хозяйства;
- филиалы в области информатизации и связи;
- филиалы в области социальной сферы;
- филиалы - проектные бюро;
- иные филиалы.
Представительства компании работают в Северной Корее (г. Пхеньян), Китае (г. Пекин), Польше (г. Варшава), Чехии (г. Прага), Финляндии (г. Хельсинки), Германии (г. Берлин), Венгрии (г. Будапешт), Эстонии (г. Таллинн), Украине (г. Киев), Иране (г. Тегеран), Армении (Ереван).
По данным на 30 июня 2008 года ОАО "РЖД" владеет долями в 124 дочерних и зависимых обществах.
Техническая характеристика ОАО "РЖД":
Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплуатационная длина - 85,2 тыс. км.
ОАО
"РЖД" занимает первое место в
мире по протяженности
ОАО "РЖД" обеспечивает 39% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41% пассажирооборота.
Парк подвижного состава:
- грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы)- 4,1 тыс.;
- грузовые вагоны всех типов (с учетом вагонов ОАО "ПГК", находящихся в управлении ОАО "РЖД") - 568,3 тыс.;
- маневровые локомотивы (тепловозы) - 5,9 тыс.;
- пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) - 2,7 тыс;
- пассажирские вагоны дальнего следования - 24,1 тыс.;
- пассажирские вагоны пригородных поездов - 15,6 тыс.;
- вагоны дизельного подвижного состава - 800 ед.
Производственно-
Погрузка - 1,34 млрд. тонн (+ 2,5%, или на 32 млн. тонн больше к 2006 году). Грузооборот вырос на 7,1% по сравнению с 2006 годом и составил 2293,4 млрд. т/км. Возрос объем погрузки автомобилей (+30%), зерна (+25%), металлоконструкций (+17,7%), машин и оборудования (+13,7%), цемента (+8,5%), удобрений (+5,1%), черных металлов (+3,9%). Более чем на 5% возросло отправление грузов в контейнерах. Рост транзитных перевозок составил 30%.
В
дальнем и пригородном
На13% увеличились доходы от грузовых перевозок, в том числе за счет роста погрузки высокодоходных грузов.
Выручка компании по РСБУ - 975,5 млрд. рублей, чистая прибыль - 84,4 млрд. рублей4.
Годовой объем инвестиций увеличен более чем в полтора раза (по сравнению с 2006 годом) и превысил 259 млрд. рублей (а с учетом лизинга - 288 млрд. рублей).
В 2007 году на железные дороги с учетом лизинга поставлено:
- 326 локомотивов (в 2006 году - 277),
- 912 пассажирских вагонов (в 2006 году - 755),
- более 16 тысяч грузовых вагонов (в 2006 году - 8,6 тысячи),
-
762 вагона электропоездов и
Также в течение 2007 года произведена модернизация 258 локомотивов, 5164 грузовых и 189 пассажирских вагонов.
Проанализировав
экономические показатели организации,
можно сделать вывод, что в
данной отрасли это очень крупная компания
с огромными объемами грузовых и пассажирских
перевозок, обладающей высокими финансовыми
рейтингами, квалифицированными специалистами
во всех областях железнодорожного транспорта,
большой научно-технической базой, проектными
и строительными мощностями, значительным
опытом международного сотрудничества.
2.2 Оценка уровня социального развития на предприятии ОАО «Российские железные дороги5»
В социальной структуре коллектива предприятия в 2007-2009гг. можно отметить значительные изменения. Общая численность работников предприятия в 2008г. Снизилась на 3,33% по сравнению с 2007г. В 2009г. также произошло сокращение общего числа персонала на 7,72% по сравнению с 2008г.
Возрастно-половая структура также претерпела изменения. Численность работников-мужчин всегда была больше численности работников-женщин, а в период в с 2007 по 2009г. число мужчин увеличилась на 0,7%, а число женщин уменьшилась на 0,9%. В возрастной структуре следует отметить увеличения числа работников 30 – 40 лет. Вместе с тем число работников до 30 лет, 40 – 50 лет и которым более 50 лет уменьшилась.
Что касается изменений в основном и вспомогательном персонале, то по обеим группам прослеживается снижение численности работников, причем количество основного персонала снизилось на 8%, а количество вспомогательного на 12%.
Все программы повышения квалификации, переподготовки и подготовки руководителей и специалистов приведены в соответствие со стратегией развития Компании. Налажено эффективное взаимодействие с железнодорожными вузами. Помимо этого, Компания начала активно взаимодействовать с другими ведущими российскими вузами с целью подготовки специалистов для блоков: стратегического, инвестиционного, финансового менеджмента, корпоративного управления, юридического, информационных технологий, управления персоналом. Более 1100 руководителей номенклатуры высшего звена и кандидатов на эти должности, состоящих в резерве кадров, прошли обучение по специальным программам в РАПС (МИИТ), АНХ, Академии им. Плеханова, ВШЭ и других высших учебных заведениях. Более 600 руководителей и специалистов Компании прошли стажировку на предприятиях железнодорожного транспорта за рубежом. В 2008г. одновременно бизнес-образование получали 244 работника Компании (в 2005 г. всего 7 сотрудников).
Что касается подготовке новых кадров, можно отметить стабильность организации в этом плане. Всего рабочим специальностям обучено в 2007г. 61 тыс. человек, в 2008г. – 58000, а в 2009г. – 60000. В 2009г. 29% кадров подготавливалось в вузах, 23% - в техникумах и колледжах. Причем число проходящих обучение в вузах в 2009г. увеличилось на 14% по сравнению с 2008г., а количество учащихся в техникумах и колледжах уменьшилось на 30%.
Что касается повышения квалификации среди работников компании, то тут за период с 2007 по 2009гг. также наблюдается относительная стабильность: в среднем в год 157 тыс. человек проходить повышение квалификации. Из них 46% руководителей и специалистов и 54% - рабочих кадров.
Текучесть работников ОАО «РЖД», занимающих должности руководителей и специалистов увеличивается. Если в 2007г. она составляла 5,6%, в 2008 – 7,1%, то в 2009г. текучесть кадров уже составила 7,4%. Наблюдается рост среди вновь принятых работников в ОАО «РЖД». В 2008г. принято на 11% больше работников, чем в 2007г. А в 2009г. на 0,4% больше, чем в 2008г. Данные объемы текучести кадров на предприятии связано с применением режимов неполного рабочего времени и отпусков без сохранения заработной платы, которое достигло наибольших объемов в 1 кв. 2009 года, что также говорит о том, что экономический кризис затронул компанию.
Фонд заработной платы в ОАО «РЖД» постоянно увеличивается и в 2009г. составил уже 295,1 млрд. руб., что на 2% больше чем в 2008г. и на 19% больше чем в 2007г. Средняя заработная плата работников также растет. В 2008г. она составила 22239 руб. и это на 44% больше чем в 2007г. Рост наблюдается и в минимальном размере оплаты труда на предприятии. В 2008г. он вырос на 27% и составил 3724 рубля. Конечно же мировой экономический кризис коснулся и ОАО «РЖД», поэтому в 2009г. рост заработной платы более скромный. Это видно по фонду заработной платы: 19-ти процентный рост в 2008г. и более скромный 2-х процентный рост в 2009г.
Проанализировав
все таблицы, необходимо определить
общий уровень социального
Финансово-экономический кризис потребовал от Общества принятия жестких мер по экономии всех видов затрат и издержек. Не обошел стороной он и ОАО «РЖД», затронув как экономическое состояние организации так и социальную среду на предприятии. Проанализировав социальный паспорт предприятия, можно отметить ряд проблем в социальной сфере требующих решения:
- рост текучести кадров;
- применение режимов неполного рабочего времени и отпусков без сохранения заработной платы;
-
снижение нормы рабочего
ГЛАВА 3. Совершенствования в социальной среде организации.
Финансово-экономический кризис, затронувший ОАО «РЖД», поставил компанию перед вопросом обеспечения рационального использования трудовых ресурсов в условиях снижения объема перевозок.
Для этого во всех структурных подразделениях проводились работы по изысканию внутренних резервов для приведения контингента в соответствие с объемами выполняемых работ: перевод под единое руководство малодеятельных производственных участков, ликвидация незагруженных рабочих мест, совмещение профессий, расширение зон обслуживания и др.
Совершенствование техники, повышение уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов обеспечило снижение трудозатрат на обслуживание, эксплуатацию и ремонт подвижного состава и инфраструктуры.
В связи с этим возникла необходимость в пересмотре действующей нормативной базы. Было переработано около 200 технологических инструкций и положений. Реализация пересмотренных нормативных документов позволила обеспечить снижение потребности в численности работников по всем хозяйствам при безусловном соблюдении безопасности движения поездов.
В течение 2009 года проводилась активная работа по оптимизации рабочего времени работников. В результате, часы сверхурочной работы по сети железных дорог снизились по сравнению с 2008 годом в 3,2 раза.
Применение режимов неполного рабочего времени и отпусков без сохранения заработной платы достигло наибольших объемов в 1 кв. 2009 года. Начиная с сентября 2009 года дифференцированно, с учетом роста объемов перевозок и доходности, осуществлялся переход структурных подразделений на работу в условиях полного рабочего времени. В результате, в декабре применение режимов неполного рабочего времени к началу 2009 года сократилось в 2,5 раза.
В среднем по году снижение нормы рабочего времени применялось в отношении 475 тыс. чел., что составляет 46% от численности работников.
Принимаемые в 2009 году антикризисные меры, наряду с проведением большой разъяснительной работы в коллективах, позволили обеспечить выполнение установленных параметров бюджета по фонду оплаты труда, численности и производительности труда и сохранить социальную стабильность в Компании.