Конкурентноспособность товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 39.77 Кб (Скачать)

В целом оценка конкурентоспособности  товара включает в себя изучение рынка, конкурентов, потребностей покупателей  и параметров оценки товара (см. прил. №2). В мировой практике количественная оценка конкурентоспособного товара складывается из трех этапов:

– анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара-образца  в качестве базы для сравнения  и определения уровня конкурентоспособности  товара;

– определения набора сравниваемых параметров двух товаров;

– расчета интегрального  показателя конкурентоспособности  товара.

 

2.1 Анализ рынка

Для определения конкурентоспособности  товаров необходимо начать с анализа  рынка: какие страны, фирмы, производители  представляют свою продукцию.

– Определение перечня  групп сравниваемых параметров их численные  значений.

– Выбор изделий аналогов в качестве базы сравнения.

– Выбор аналога. Он может  быть конкретным, т.е. реальным товаром  конкурентом или абстрактным  с заданными оптимальными параметрами, которые формирует потребитель  и с максимальными параметрами, полученными на основе изучения рынка.

– Собирается информация о  показателях по товару и его конкурентах.

Таким образом, на этом этапе  собирается информация о конкурентах  их товарах, при расчетах используется группы показателей.

1 группа. Технические параметры  это качественные характеристики  товара к ним относится функциональное  назначение, упаковка, обслуживание, гарантии, сопроводительные документы, инструкция  по эксплуатации, показатели качества. Нормативные характеристики показывают  соответствие стандартам, нормам  и правилам которые регламентируют  границы, за которые данные  параметры не могут выходить.

2 группа. Экономические параметры.  К ним относят: продажная цена, совокупные затраты на транспортировку,  установку, обслуживание, эксплуатацию, ремонт, налоги, страховка, утилизация.

3 группа. Организационные  не ценовые маркетинговые условия.  Условия и сроки поставки, платежей, организация ТО, имидж фирмы, система  скидок, комплектность поставки, масштабы  рекламной компании.

Требованием к изделию  – аналогу необходимо выставить  соответствие его класса классу исходного, аналогичного товара.

 

2.2 Определение набора  сравниваемых параметров

При определении набора параметров выбираются параметры, характеризующие  потребительские свойства товара, и  параметры, выражающие его экономические  свойства.[12] Потребительские свойства товара, из которых складывается его  полезный эффект, определяются набором  «жестких» и «мягких» потребительских  параметров.

«Жесткие параметры» описывают  важнейшие функции товара и связанные  с ним характеристики, заданные конструкторскими принципами изделия. Они имеют определенную величину, выраженную в тех или  иных единицах (например, мощность, размер, температура и т.д.). Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические, а также параметры  соответствия национальным и международным  стандартам, нормативам, законодательным  актам и т.д.

«Мягкие» параметры характеризуют  эстетические свойства товара, т.е. являются выражением дизайна, упаковки, цвета  и придают товарам особую привлекательность. «Мягкие» параметры, как правило, не имеют естественной физической меры и трудно поддаются количественной оценке.

Определение набора потребительских  параметров составляет основу анализа  конкурентоспособности товара. При  анализе всех параметров на первый план выдвигают те, которые имеют  наибольшую значимость для потребителей. Определение значения каждого параметра  осуществляется группой экспертов, располагающих достаточным объемом  надежной рыночной информации. Этот подход не исключает тщательного исследования и второстепенных параметров, которые  в конкурентном состязании могут  играть решающую роль. Цель такого подхода  к исследованию – максимальное удовлетворение потребителей.

Возможна оценка на базе органолептических  методов, построенных на субъективном восприятии человеком того или иного  свойства объекта и выражения  результата восприятия в цифровой (балльной) форме. Полезной может оказаться  также оценка изделия не столько  по его непосредственному восприятию, сколько на основе опыта маркетинговой  деятельности на рынке, на основе интуитивного определения роли того или иного  свойства в удовлетворении потребностей покупателей. Этот метод основан  на соизмерении различных свойств  изделия. С учетом совокупности всех мнений строится количественная оценка «мягкого» параметра.

 

2.3 Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  товара

Этот расчет основан на сравнении параметров данного товара с параметрами существующего  или разрабатываемого товара, наиболее полно отражающего потребности  покупателей. [13]

Образец для сравнительного анализа выбирается на основе информация, полученной в результате рыночных исследований о характере требований покупателей, как прямой – в результате целенаправленного  сбора сведений, так и косвенной  – с учетом данных о размерах сбыта и долей на рынке наиболее конкурентоспособных товаров. Для  оценки соотношения параметров рассматриваемого изделия и параметров образца находят процентное отношение степени соответствия данного изделия параметрам эталона. Степень соответствия определяется в форме процентного отношения фактической величины параметра к той величине, при которой потребность удовлетворяется на 100%. Например, ресурс выпускаемого заводом-изготовителем авиадвигателя насчитывает 80 тыс. летных часов, тогда как аналогичные двигатели, имеющие активный спрос на рынке, обладают ресурсом в 100 тыс. летных часов. Отсюда следует, что потребность по данному параметру в нашем примере удовлетворена только на 80%, что при прочих равных условиях делает выпускаемый двигатель не конкурентоспособным на рынке. Или другой пример. Фен для сушки и укладки волос с автоматическим переключением непрерывно работает 30 мин, а потребителю нужно, чтобы он работал до отключения 60 мин. В этом примере потребность по данному параметру удовлетворена лишь на 50%. Аналогичный расчет проводится по всем количественно оцененным параметрам с тем, чтобы получить для каждого из них параметрический индекс. Обобщая полученные результаты, строят общую количественную оценку «мягкого» параметра, которую соотносят с подобной оценкой соответствующего параметра товара фирмы-конкурента.

Привлекательность же реализуемого товара для продавца заключается  в чистой выручке, равной контрактной  цене за минусом расходов на продажу, доставку, налогов, пошлин, акцизов. Конкурентоспособность  товара повышают постоянно, добиваясь  максимального соответствия его  потребительских и стоимостных  характеристик существующим и особенно прогнозируемым запросам покупателей. На основе выявления рыночных изменений  производится отбор тех групп  товаров, которые в большей мере соответствуют запросам потребителей. Далее изучаются прогнозы появления  новых товаров конкурентов –  новинок, вероятность успешной продажи  которых очевидна и которые вызовут  жестокое соперничество между конкурентами. После этого формируются технические  требования к параметрам товаров. В  заключение составляются оценочные  таблицы соответствия параметров нескольких интересных новинок и тех технологий, без которых невозможен выпуск нового товара.

В конечном итоге выбор  варианта определяют ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в  области технологии, материального  обеспечения и коммуникаций. Правильно  выбранный вариант повышения  конкурентоспособности товара позволит в максимальной степени избежать бессмысленных потерь, а полученные итоги по анализу этого широкого спектра параметров позволят сформулировать программу целенаправленного изменения  в производственной, финансово-экономической  и сбытовой работе промышленной фирмы  для усиления ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.

 

 

3. Пути повышения конкурентоспособности  товара

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей регулятором производства продукции  являлся не реальный спрос, а –  с точностью наоборот – производство и административно-командный механизм распределения регулировали потребление, формировали потребности и вкусы  покупателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у  производителей практически не вставала. С развитием рыночного механизма  эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась.[14]

Выше отмечалось, что в  конкурентной политике относительно товара принимается во внимание способность  товара удовлетворять совокупные потребности  покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской  ценности товара является важнейшим  условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при  плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.

Распространение конкуренции  подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных  товаров и новых рынков их сбыта. Ключевым моментом в завоевании позиций  на рынке является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. Однако создание нового товара – процесс чрезвычайно  сложный, так как речь идет, в конечном счете, о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка.

В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько  соблюдение традиционных стремлений к  достижению новых технических и  технико-экономических параметров, сколько стремление создать «товар рыночной новизны» с высоким уровнем  конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров. При  выработке рыночной стратегии очень  важно научиться своевременно изымать  экономически неэффективный товар  из производственной программы промышленной фирмы.

При выборе путей повышения  конкурентоспособности товара нередко  бывает очень своевременным решение  не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение  о модификации товара принимается  в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей  прибыли. Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности  товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин и оборудования, т.е. сервисное обслуживание. При  умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности  товара.

Все возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения новых  рынков сбыта. Новые рынки сбыта  решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и  рентабельность сбытовой деятельности. Увеличение объема продаж на новых  рынках позволит снизить издержки производства. В связи с этим очень важно  для дальнейшего развития конкурентоспособности  товара попытаться выйти с ним  на новый рынок сбыта, так как  на внутреннем его конкурентоспособность  резко упала. Но при этом надо точно  знать степень обеспеченности новых  рынков высококвалифицированными работниками  ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения  надежности и упрощения конструкции  реализуемой продукции.

 

 

Заключение

Рынок товаров и услуг  оказывает мощное влияние на экономику  как отдельно взятой страны, так  и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем фирмы-производители  – как составляющая рынка, неизменно  будут оставаться в центре внимания экономистов. Производимые ими товары (или услуги) также имеют немаловажное значение для формирования явных  и скрытых течений и тенденций  рынка, а предоставление конечному  пользователю достоверной информации о них – залог честной конкурентной борьбы фирм, и, как следствие, выживание сильнейших из них, обладающих лучшей стратегией и тактикой, поставляющих лучшие товары по параметрам качество / цена / сервис.

Рассмотрению проблем  обеспечения конкурентоспособности  посвящено достаточно большое количество исследований и литературных публикаций, которые мы в меру сил и доступности  материала, проанализировали и систематизировали  в данной работе.

В своей работе мы достигли поставленных целей, а именно: рассмотрели  сущность конкурентоспособности товаров, процесс и критерии ее оценки, значимость учета качеств товара относительно аналогов в условиях рыночных отношений, а также представили анализ возможных  путей повышения конкурентоспособности  конкретного товара. Безусловно, наш  анализ неполон в силу ряда обстоятельств. Однако любой анализ можно подвергнуть  критике, и любой факт трактовать многими способами, и каждый раз  приходить к новым выводам  или ошибочным теориям. Мы не стали  рассматривать все существующие теории, а ограничились классическими, устоявшимися, прошедшими проверку временем и практикой. Так же, не будучи в  состоянии проанализировать весь спектр выставленных на рыночные торги благ цивилизации, мы сделали попытку  разобраться составляющих факторах конкурентоспособности товаров, т. к. в рыночной экономике конкурентоспособность  является решающим фактором успеха.

В данной работе мы рассмотрели  методы анализа, управления конкурентоспособностью товара и выполнили задачи, которые  перед собой ставили, а потому считаем нашу работу достаточно квалифицированной  и успешной.

 

 

Список использованных источников

1.Багиев Г.Л. Маркетинг:  Учебник для ВУЗов /Г.Л. Багиев  – М.: «Экономика», 2000.

2.Баранчеев В. Стрижов  С. Анализ и оценка маркетингового  потенциала предприятий // Маркетинг,  №5, 2000

3.Бодди Д. Основы менеджмента. /Д. Бодди – СПб.: Питер, 2002.

4.Брун М. Национальный  индекс удовлетворенности клиентов: построение и использование/ М.  Брун // Проблемы теории и практики  управления. – 1999.

5.Бухалков М. Маркетинг/М.  Бухалков – М, 2001.

6.Виханский О.С. Стратегическое  управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002

7.Все о маркетинге: Сборник  материалов для руководителей  предприятий, экономических и  коммерческих служб. – М.: «Азимут-центр», 2002

8.Гольдштейн Г.Я., Катаева  А.В. Маркетинг: Учебное пособие/  Г.Я. Гольштейн, А.В. Катаева  – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

9.Гурков И.Б., Титова Н.Л.  Тенденции изменения конкурентоспособности  отечественной продукции /И.Б.  Гуркова, Н.Л. Титова // Маркетинг.  – 1997.

10.  Диксон П. Управление  маркетингом: Учебное пособие./П.  Диксон – М.: Бином, 2000.

11.  Коммерческое товароведение  и экспертиза: Уч. пособие для  ВУЗов / Г.А. Васильев, Л.И. Ибрагимов,  Н.Г. Нагапетьянц и др.; Под ред.  Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001

12.  Николаева М.А. Товароведение  потребительских товаров. Теоретические  основы. Учебник для ВУЗов. –  М.: Норма, 2000.

Информация о работе Конкурентноспособность товара