Конкуренция и конкурентообразующе факторы в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Строительство является важнейшей отраслью отечественной экономики, призванной осуществлять обновление на современной технической основе производственных фондов, развитие, совершенствование социальной сферы, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение производства. Ее состояние во многом определяет уровень развития общества и его производственных сил.

Оглавление

Введение 15
1.1 Конкуренция и конкурентообразующе факторы в строительстве 15
1.1.1 Конкуренция. 15
1.1.2 Конкурентообразующие факторы 17
1.1.3 Объемные показатели конкурентоспособности 18
1.2 Анализ конкурентной среды строительной отрасли и формирование её конкурентных преимуществ 20
1.2.1 Современное состояние внешней среды строительной отрасли. 20
1.2.2 Формирование конкурентных преимуществ строительной отрасли 21
1.2.3 Управление конкурентоспособностью в жилищном строительстве. 24
Заключение 27
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 140.61 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

                     
                     
                     
                    Кафедра

                    Экономики и предпринимательства в строительстве 
                     

     Курсовая  работа

по теме: «Экономика предприятия» 
 
 
 
 
 
 

Казань 2011

 

     Оглавление

     Введение 15

     1.1 Конкуренция и конкурентообразующе факторы в строительстве 15

     1.1.1 Конкуренция. 15

     1.1.2 Конкурентообразующие факторы 17

     1.1.3 Объемные показатели конкурентоспособности 18

     1.2 Анализ конкурентной среды строительной отрасли и  формирование её конкурентных преимуществ 20

     1.2.1 Современное состояние внешней среды строительной отрасли. 20

     1.2.2 Формирование конкурентных преимуществ строительной отрасли 21

     1.2.3 Управление конкурентоспособностью в жилищном строительстве. 24

     Заключение 27

     Список использованных источников 28 
 

 

 
     

     1.Факторы конкурентоспособности строительного предприятия

     Введение

     Строительство является важнейшей отраслью отечественной  экономики, призванной осуществлять обновление на современной технической основе производственных фондов, развитие, совершенствование социальной сферы, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение производства. Ее состояние во многом определяет уровень развития общества и его производственных сил.

     С переходом инвестиционно - строительного комплекса России на рыночные условия хозяйствования, появилось новое для строительных предприятий социально - экономическое явление — конкуренция на рынке производства и реализации готовой строительной продукции. От строительных организаций и инвестиционно - строительных компаний теперь требуется не только умение организовывать эффективное ведение строительного производства, но, прежде всего, получать заказы на это производство, доказывать потенциальным инвесторам свои возможности наилучшим образом удовлетворять их запросы по качеству строительно - монтажных работ, срокам возведения объектов, их стоимостным параметрам, размерам последующих затрат на эксплуатацию и т. п. Следует отметить, что требования, предъявляемые к инвесторам - застройщикам, постоянно повышаются.

     Вопрос  рассмотрения проблемы конкурентоспособности  строительного производства ставится сейчас особенно остро ввиду посткризисного состояния как строительного производства, так и всех отраслей экономики. Кроме того, интерес к конкурентоспособности строительных организаций актуализирует оживление строительства в целом по республике, связанное с предстоящей универсиадой 2013 года. В условиях массового строительства предприятия весьма заинтересованы в анализе конкурентной среды отрасли позволяющем показать основные направления практических действий по достижению конкурентных преимуществ в данной отрасли.

     Итак, объектом изучения является конкуренция, конкретизированная предметом как  конкурентоспособность строительных организаций, будут изучены вопросы  управления конкурентоспособностью в  строительстве, современное состояние  внешней среды строительной отрасли, приведены способы формирования конкурентных преимуществ в отрасли  строительства, но прежде  будет  проведен обзор объекта изучения – конкуренции.

     1.1 Конкуренция и конкурентообразующе факторы в строительстве

     1.1.1 Конкуренция.

     Конкуренция как основа рыночной экономики —  это мощный стимул экономического роста.

     Для достижения своих целей организация  выбрасывает на рынок новые виды продукции и услуг более высокого качества, устанавливает более высокую  цену и стимулирует других переналаживать свое производство, выпуская хорошо зарекомендовавшую себя продукцию. При этом снижаются цены, а при насыщении рынка они стабилизируются на определенном уровне. В условиях отсутствия спроса на продукцию и услуги цены опускаются ниже себестоимости. Через колебания рыночных цен вокруг стоимости устанавливается уровень цен, при котором наблюдается равенство спроса и предложения. Однако в условиях рынка конкуренция сбивает равновесие между спросом и предложением и создает новую рыночную ситуацию.

     Существует  ряд несхожих рыночных ситуаций: чистая  конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

     В условиях рыночной экономики различают  три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, обеспечивающий (гарантирующий).

     При креативном конкурентном поведении  действия конкурентов состоят из системы мероприятий, направляемых на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками. Основным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.

     Приспособленческое конкурентное поведение состоит в учете инновационных новейших изменений в производстве и в попытках предупреждения действий соперников, связанных с модернизацией производства.

     Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение  основано на стремлении предпринимателя  к сохранению и стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций  на рынке за счет повышения качества продукции, видоизменения ассортиментного  набора продукции, оказании дополнительных услуг, связанных с гарантийным  обслуживанием.

     Тот или иной тип конкурентного поведения  применяется предпринимателем в  зависимости от методов конкурентного  соперничества. В практике бизнеса обычно используются два метода конкуренции: ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция предусматривает:

    1. изменение свойств продукции;
    2. придание продукции качественно новых свойств;
    3. создание новой (не существовавшей раньше) продукции для удовлетворения тех же потребностей;
    4. обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа, т.е. изменение квази-качества товара;
    5. совершенствование услуг, сопутствующих товару, — доставка, монтаж, наладка, гарантийный ремонт и т.п.

     В историческом плане конкуренция  в рыночной экономике начиналась с методов ценового соперничества. Такое положение было характерно для периода свободной конкуренции. Оно было обусловлено характерными признаками преобладания ведомственного соперничества над межотраслевым, неизменностью системы потребностей в течение длительного времени.

     В условиях современной эффективной  конкуренции наблюдается преобладание неценовых методов. Основу соперничества между фирмами составляет борьба за дифференцированный спрос. Разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма, прежде всего, озабочена созданием продукции, которая по своим потребительским качественным параметрам соответствует запросам потребителей. Разрабатывая экономическую политику, фирма ориентируется на учет динамики потребительских ожиданий. А уже в рамках этого она определяет пути снижения издержек и уменьшения цены.

     Выбор стратегии или сочетания стратегий  осуществляется строительными фирмами  в зависимости от ролевой и  содержательной функции организации в процессе конкурентного взаимодействия.

     1.1.2 Конкурентообразующие факторы.

     При разработке стратегии конкуренции  строительной фирмы необходимо учитывать  конкурентообразующие факторы  в условиях рыночных отношений. Все факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и услуг, разделяют на внешние и внутренние.

     К внешним факторам, прежде всего, относится  маркетинг (предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей строительной и ремонтно-строительной продукции).

     Строители должны оценить свою конкурентоспособность, и эта оценка вплотную должна связываться  с изучением стратегических альтернатив: ограниченный рост объемов строительных работ, цены на товары и услуги, все виды информации и т.д., а также необходимо учитывать фактор риска и фактор времени.

     К внутренним факторам относятся: технология, техника, организация строительного  производства и экономические факторы.

     Основные  задачи технологии состоят в том, чтобы получить готовый продукт  с возможно более высокими качественными  характеристиками при наименьших затратах производственных ресурсов, использовать новые средства труда, изменить снабжение строительными материалами и конструкциями и т.д., что оказывает наибольшее воздействие на производительность во взаимосвязи с другими факторами  - профессиональными кадрами.

     Техническая система обеспечивает эффективное  использование основного технологического оборудования, машин и механизмов. Внедрение технических новшеств и связанные с ними изменения в технологии обеспечивают на выходе конкурентоспособную продукцию.

     Организация строительного производства позволяет  рационально использовать людей, оборудование, предметы труда я создавать условия для осуществления прогрессивного строительного производства с наименьшими затратами. На организационном этапе большое значение имеет ускорение оборота времени производственных фондов. Поэтому непрерывность производства, его ритмичность, пропорциональность использований средств труда рассматриваются как основные измерители эффективной организации строительного производства.

     Основные  экономические факторы, характеризующие  конкурентоспособность строительной фирмы на рынке, - объем продажи  продукции и услуг, чистая прибыль.  

     В оценке деятельности строительной организации  по отношению к своим конкурентам весьма значимыми признаются:

    1. доля прибыли в объеме продаж продукции и услуг после вычета налогов (этот показатель рентабельности может колебаться в больших пределах и в основном зависит от принятых на уровне государства норм налогообложения),
    2. показатель чистой рентабельности (отношение прибыли после вычета налогов к собственному или используемому капиталу), показатель платежеспособности (отношение оборотных средств к краткосрочной задолженности).

     Выбор оптимальных показателей конкурентоспособности, которые объективно отражали бы условия  и формы конкуренции на рынке строительных услуг, является ключевым вопросом в развитии конкуренции строительных организаций.

     1.1.3 Объемные показатели конкурентоспособности.

     Экономика предприятия широко пользуется объемными  показателями конкурентоспособности. Одним из показателей конкурентоспособности строительной организации является отношение числа выигранных тендеров к общему числу случаев участия организации в определенном сегменте рынка строительных услуг с учетом объемов тендеров.

     Данный  показатель дает возможность вычислить  реальное положение строительной организации  на рынке строительных услуг. 

         (33) 

        где   -  коэффициент конкурентоспособности строительного предприятия с учетом объема тендеров,

Информация о работе Конкуренция и конкурентообразующе факторы в строительстве