Кадры торговой организации. Планирование численности работников торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение планирования численности и состава персонала торгового предприятия.

Оглавление

Введение
1. Кадры торговой организации
1.1 Трудовой потенциал и особенности трудовой деятельности персонала торгового предприятия
1.2 Кадровый состав торгового предприятия и его классификация
2. Планирование численности торговых работников предприятия
2.1 Виды численности работников
2.2 Расчет плановой численности работников торговли
3. Система показателей оценки использования трудовых ресурсов
4. Расчет численности различных категорий работников торговли
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ИРКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

На  тему: «Кадры торговой организации. Планирование численности работников торговли» 
 
 
 

    Выполнил:

студент группы БУ-09-1

Амосова Л.И. 
 

Проверил:

преподаватель

Колонович Е.Г.

 
 
 

Иркутск 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Кадры торговой организации

   1.1 Трудовой потенциал и особенности трудовой деятельности персонала   торгового предприятия

  1.2 Кадровый состав торгового предприятия и его классификация

2. Планирование численности торговых работников предприятия

  2.1 Виды численности работников

  2.2 Расчет плановой численности работников торговли

3. Система показателей оценки использования трудовых ресурсов

4. Расчет  численности различных категорий  работников торговли

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Кадры - это совокупность работников различных  профессионально - квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

     В списочный состав включаются все  работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и не основной его деятельностью.

     Трудовые  ресурсы предприятия являются главным  ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования  которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его  конкурентоспособность.

     Трудовые  ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт  в форме прибыли.

     В связи с дефицитом рабочей  силы кадровое планирование стало во многих организациях интегрирующей составной частью предпринимательского планирования.

     До 60-х годов ХХ века в вопросах планирования численности персонала ориентировались  лишь на текущие потребности организации. При таком подходе работодатель рассчитывал получить в любой  момент необходимое ему количество работников, для использования которых не требуется длительной специальной подготовки. Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило. Изменения в условиях деятельности организаций выдвинули в качестве общего для всех требование ориентироваться при формировании ресурсов не только на текущие потребности, но и на длительную перспективу. Это требование касается всех видов ресурсов, в том числе и человеческих.

     В 70-80 года ХХ века в практике управления стал применяться систематический  анализ перспективных потребностей организаций и фирм в отдельных  категориях персонала. Сегодня все  большее число компаний выделяют как самостоятельный вид деятельности кадровых служб кадровое планирование, или планирование человеческих ресурсов.

     Происходящие  изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением  к здоровой конкуренции, заставляют организации России уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики, базирующейся на научно обоснованном планировании.

     Одним из важнейших показателей, характеризующих  производственные возможности предприятия, является численность промышленно-производственного  персонала. Чем больше численность, тем при прочих равных условиях больше объем произведенной продукции.

     Целью данной курсовой работы является изучение планирования численности и состава  персонала торгового предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 

1. Кадры торгового  предприятия 

1.1 Трудовой потенциал и особенности трудовой деятельности персонала торгового предприятия

       Трудовой  потенциал - одна из составляющих общего экономического потенциала торгового предприятия, включающего совокупность ресурсов в форме основного и оборотного капитала, а также работников, использующих эти ресурсы в соответствии с заданной целью. Потенциальная способность работников максимально результативно эксплуатировать имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы, обеспечивая эффективность торгового процесса, характеризует сущность трудового потенциала, основу которого составляют трудовые ресурсы. В современных условиях трудовые ресурсы являются важнейшим фактором, определяющим качество работы торгового предприятия и достижения поставленных перед ним текущих и стратегических целей. Особая роль, трудовых ресурсов в деятельности предприятия  обусловлена тем, что только в результате их взаимодействия с материальными, финансовыми, управленческими и иными ресурсами достигается осуществление технологически и экономически эффективного торгового процесса.

       Трудовые  ресурсы находят конкретное выражение  в персонале предприятия, под  которым понимается весь кадровый профессионально-квалификационный состав постоянных и временно работников, включая собственников предприятия  при условии участия в трудовой деятельности. Работники, включенные в персонал, составляют трудовой коллектив, то есть определенную группу людей, объединенных общей целью. Труд торговых работников весьма специфичен и характеризуется следующими особенностями, в той или иной степени присущими трудовой деятельности персонала всех торговых предприятий:

а) Выполняя свою главную функцию реализацию товаров, персонал торгового предприятия осуществляет большой объем трудовых операций, связанных как с завершением процесса производства в сфере обращения, так и со сменой форм стоимости товара. Совокупность этих двойственных операций торгово-технологического процесса и отражает все аспекты трудовой деятельности персонала по организации обслуживания потребителей в ходе продажи товаров;

б) Торгово-технологический процесс на предприятии характеризуется высоким уровнем трудоёмкости, большой частью затрат живого труда и значительным удельным весом ручных операций. Это обусловлено спецификой преимущественно индивидуального обслуживания покупателей, когда невозможна полная механизация и, тем более, автоматизация многих видов работ, Выполняемых конкретными работниками в соответствии с их трудовыми функциями. Прежде всего, это касается небольших торговых предприятий, которыми до настоящего времени представлена большая часть торговой сети;

в) характерная  особенность торговых предприятий  – неравномерность интенсивности  покупательского потока и, как следствие, значительная дифференциация объема работы, выполняемой персоналом в течении  рабочего дня: от простоя при отсутствии покупателей до сильной перегрузки в «часы пик». Такая ситуация оказывает негативное воздействие на работоспособность персонала;

г) Труд работников торгового предприятий, особенно торгово-оперативного персонала, характеризуется высокой степенью нервно-эмоциональной напряженности, объясняемой многими факторами: наличия у ряда работников материальной ответственности, повседневным общением с множеством покупателей, предъявляющих разные запросы и требования, риском неправильного расчета с клиентами, необходимостью обеспечения сохранности товаров от действия «забывчивых» покупателей и т. п.

       Также следует отметить, что с развитием  в последние годы информационно-технократических тенденций, использование прогрессивных  торговых технологий, внедрение новых  форматов торговых предприятий значительно изменило содержание труда многих работников торговли. Все это привело к появлению в отросли такого понятия, как человеческий капитал, который характеризует специфический актив предприятия в лице персонала, прошедшего основную и специальную подготовку применительно к условиям работы конкретных торговых предприятий. Так постоянно возрастает доля трудовых функций по контролю над торговыми операциями, все более широкое применение в торговле находит труд таких специалистов, как аналитики, маркетологи, финансисты, программисты, менеджеры, юристы, инженерно-технические работники. 

       1.2 Кадровый состав  торгового предприятия и его классификация 

       Торговые  предприятия чрезвычайно разнообразны, поэтому их кадровый состав зависит  от объема и вида деятельности, режима работы, размеров предприятия и еще целого ряда других аспектов, обусловленных форматом предприятия (товарная специализация, число ассортиментных позиций, торговая площадь, метод обслуживания и т. п.). Все это оказывает определяющее влияние на численный состав и структуру персонала конкретных предприятий. Вместе с тем персонал всех торговых предприятий может быть четко классифицирован в соответствие с определенными критериями.

       Классификация работников торговых предприятий осуществляется по следующим основным признакам: категориям, должностям, профессиям и специальностям, уровню квалификации, характеру трудовых отношений и ряду других критериев.

                В основу деления работников  по категориям положено функциональное  разделение труда, в соответствии с которым в составе персонала торгового предприятия выделяют четыре группы.

1. Административно-управленческий персонал включает работников, выполняющих функцию управления, то есть руководителей предприятия и структурных подразделений, а также сотрудников функциональных отделов (экономисты, бухгалтеры, финансисты, менеджеры, эксперты-товароведы, маркетологи и т. д.).

2. Торгово-оперативный персонал, к которому относятся работники, непосредственно занятые торговым процессом в зале обслуживания и в подготовительных подразделениях (собственное производство, фасовка). Эта категория объединяет продавцов, кассиров, контролеров, заведующих секциями, мерчандайзеров, фасовщиков, а при наличии собственного производства–поваров, кондитеров, пекарей.

3. Вспомогательный персонал включает работников, обслуживающих торгово-технологический процесс (кладовщики, водители, техники, экспедиторы, механики и другие).

4. Младший обслуживающий персонал включает таких работников, как уборщики, грузчики, охранники, дворники и т. п.

       Следующий признак классификации – должности, характеризующие определенное положение  работника в кадровой структуре  предприятия, обусловленное возложенными на них трудовыми обязанностями  и полномочиями в соответствии с  должностной инструкцией, которая включает перечень функциональных обязанностей и регламент поведения работника для определенной должности.

       Все сотрудники торгового предприятия  подразделяются на две группы: рабочие и служащие. Работники, непосредственно занятые обслуживанием покупателей, продажей товаров, оказанием услуг, перемещением грузов (продавцы, кассиры, водители, грузчики и т. п.), относятся к группе основных рабочих профессий.

       В группе служащих выделяют три подгруппы:

1. Руководители, возглавляющие как линейные подразделения (заведующий секцией, начальник цеха и т. п.), так и функциональные службы (начальник финансового отдела, главный инженер и т. п.);

2. Специалисты,  выполняющие работу, которая требует  специальных знаний (экономист, бухгалтер,  и т. п.);

3. Технические исполнители (экспедитор, секретарь, табельщик, калькуляторщик  и другие).

Информация о работе Кадры торговой организации. Планирование численности работников торговли