Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа
В рыночных условиях, когда цели и развитие экономики диктуются потребностями рынка, формы интеграции капитала становятся добровольными. Они определяются представителями рынка с учетом спроса на производимую ими продукцию и удовлетворения его на конкурентной основе. Государство для формирования эффективной структуры экономики поощряет развитие производства посредством систем льгот в области налогов, централизованных кредитов, формирования собственности и т.д. Наиболее эффективно это реализуется через создание и поддержку финансово-промышленных конгломератов и иных организационных форм объединения банковского капитала, ресурсов науки, промышленности и государства. Одной из наиболее эффективных форм такой интеграции и являются финансово-промышленные компании.
ВВЕДЕНИЕ
В рыночных условиях, когда цели и развитие экономики диктуются потребностями рынка, формы интеграции капитала становятся добровольными. Они определяются представителями рынка с учетом спроса на производимую ими продукцию и удовлетворения его на конкурентной основе. Государство для формирования эффективной структуры экономики поощряет развитие производства посредством систем льгот в области налогов, централизованных кредитов, формирования собственности и т.д. Наиболее эффективно это реализуется через создание и поддержку финансово-промышленных конгломератов и иных организационных форм объединения банковского капитала, ресурсов науки, промышленности и государства. Одной из наиболее эффективных форм такой интеграции и являются финансово-промышленные компании. Создание их избрано в России в качестве приоритетного направления преобразования экономики и промышленной политики.
Важен здесь и региональный фактор. Эффективность использования потенциала предприятий и организаций крупных городов (регионов) в немалой степени определяется складывающейся институциональной структурой промышленности, науки, аграрного сектора в ходе приватизации и акционирования. В соответствии с концепцией структурной перестройки экономики России целесообразно в каждом случае создание комплекса предприятий и организаций, призванного гарантировать в период трансформации производство минимального набора важнейших для данного региона видов продукции и услуг. Центральные органы государства, равно как и местные органы власти, имеющие в соответствии с законодательством права на долевое управление государственной собственностью, находящейся в городе (регионе), призваны активизировать управление акционированными предприятиями с целью проведения социально-ориентированной политики в ходе их структурной перестройки с учетом локальных интересов.
Особенностью структурной перестройки экономики является ее многоцелевая направленность. В качестве главной цели принимается формирование оптимальной экономической структуры науки и производства, приспособленной к условиям рыночной экономики с учетом российских условий. При всем значении малых и средних форм бизнеса во всем мире первую скрипку в экономике играют крупные объединения, причем эта тенденция становится в последнее время определяющей.
Об определяющей роли в мире крупных корпораций, представляющих ФПГ, свидетельствует то, что около ¼ всего мирового производства контролируют примерно 600 финансово-промышленных групп. Особенно велик их вес в сфере новейших наукоемких производств, так как именно крупные объединения способны вкладывать огромные средства в производство новых продуктов.
ФПГ зарекомендовала себя как более совершенная организация промышленного и финансового капитала, способная сохранить и обеспечить дальнейшее развитие конкурентоспособным отраслям промышленности, дать новый импульс научным разработкам, позволить, используя содействие государства, своим участникам находить и завоевывать свое место в системе не только национального, но и международного разделения труда. Основной целью создания ФПГ является формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности посредством использования эффективных механизмов инвестирования, распределения ответственности, проведения операций на отечественном и зарубежном рынке ценных бумаг.
Поэтому сегодня создание финансово-промышленных групп – один из самых наиболее перспективных способов преодоления инвестиционного кризиса в стране. ФПГ как структура, объединяющая в единое целое финансовый и промышленный капитал, создается в целях обеспечения эффективного (за счет более рационального распоряжения финансовыми ресурсами) и ускоренного развития науки и промышленного производства путем диверсификации в направлении освоения новых видов промышленной продукции и услуг, гарантирующих наивысшую и устойчивую прибыль. В условиях государственной селективной структурной политики ФПГ выступает как средство комплексной и экономически эффективной загрузки мощностей предприятий, не получивших достаточных заказов для государственных нужд, и адресной финансовой поддержки.
Объектом данной работы будет, собственно, ФПГ, а рассматриваться она будет на предмет ее эффективности для экономики.
Целью курсовой работы является изучение ФПГ и ознакомление с развитием и ростом ФПГ. Достигаться эта задача будет решением следующего ряда задач:
- познакомится с деятельностью ФПГ
- рассмотреть данные ФПГ в России
- познакомится с развитием ФПГ японского типа
При написании данной курсовой работы был использован широкий спектр литературы, начиная со специальных учебников и пособий по данной теме и заканчивая статьями из экономических журналов.
Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ
1.1 Нормативное регулирование деятельности ФПГ
Финансово-Промышленные Группы – активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Согласно российскому законодательству, ФПГ – это «совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест».
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной групп могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.
Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).
В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.
Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств – участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.
В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.
Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.
Высшим органом управления финансово-промышленной группы является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.
Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.
Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы, как правила, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.
Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.
В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы, занятие в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.
По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.
Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.
Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.
1.2 Основные принципы функционирования ФПГ
В общем случае ФПГ могут быть трех видов: вертикально интегрированные, горизонтально интегрированные и конгломератного типа. Так же подразделяются одно-банковые структуры и много банковые структуры.
Так же можно выделить и следующую тенденцию. Ныне ФПГ в России формируются в двух направлениях: товарном и отраслевом. Под первым понимается объединение с целью производства преимущественно одного определенного товара, под вторым – формирование по типу диверсифицированной отрасли (пол-отрасли)[1]. Первое объединение обладает неоспоримым минусом – его успех зависит от спроса на данный товар или однородную группу товаров. Вторая организация более устойчива в долгосрочной перспективе, однако возникают дополнительные трудности с оптимизацией аллокации ресурсов.
С точки зрения структурной организации ФПГ цели и способ ее формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы участников и (как следствие) каким должен быть консолидированный баланс участников группы.
С исторической точки зрения инициатором создания ФПГ не всегда выступали банки. Часто причиной их создания является местное законодательство, запрещающее небанковским структурам заниматься некоторыми банковскими операциями.
Банки альянса в ФПГ должны выполнять следующие функции[2]:
- расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий-участников группы: депозитарное обслуживание; гарантирование эмиссии ценных бумаг, выпускаемых ВПГ, и дилерские функции по их реализации; финансовый консалтинг: обеспечение реализации внешнеэкономических контрактов; проектное финансирование: трастовые операции;
- лизинговые операции в интересах участников группы;
- размещение и управление свободными средствами на наиболее рентабельных сегментах финансового рынка;
- поиск инвестиций под целевые программы ФПГ и их обслуживание; кредитование отдельных программ: финансовая проработка целевых программ: разработка финансовых схем, направленных на минимизацию издержек.
Объединение кредитных учреждений с промышленными предприятиями должно осуществляться на следующих принципах:
- добровольность и платность вхождения и возможность выхода при возмещении упущенной группой выгоды;
- открытость для приема новых членов, если их включение создает синергетический эффект;