Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа
Экономический рост – в узком смысле: это процесс, который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния.
«Необходимость государственного регулирования обусловлена смыслом социально эффективного государства, как его понимает современное международное сообщество. Государство выполняет в развитии экономики важнейшие функции, служит гарантом и носителем правопорядка в обществе в целом и хозяйственной жизнедеятельности в частности. Кроме того, государственная политика и программы должны быть направлены не просто на содействие экономическому росту, но и на обеспечение справедливого распределения плодов рыночного развития»17
«Сегодня снижение темпов экономического роста, а то и спад, чреваты не только возникновением экономических проблем, но и политическими потрясениями. Угроза его серьезного замедления может привести к неадекватной реакции властей, которая лишь усугубит экономические трудности. Очень многое в дальнейшем развитии зависит от их способности адекватно реагировать на кризисные явления, что является важной проблемой современной политической и экономической системы России»18 - так ученые характеризуют экономическую ситуацию в современном российском государстве. Нельзя не согласиться с тем, что Правительству и в самом деле следует направить свою политику в русло улучшения экономического положения и постараться адекватно отнестись к проблеме мирового финансового кризиса, акцентируя внимание на повышении темпов экономического роста. Какие же меры государство принимает в отношении экономического развития, и каким образом эти меры воплощаются в жизнь?
На фоне более чем 10-летнего (с 1999 года) периода высоких темпов экономического роста в России закономерным является возрастание интереса к долгосрочным социально-экономическим проблемам и перспективам развития.
В 2007 году правительство приступило к разработке долгосрочной Стратегии социально-экономического развития страны, охватывающий период до 2020 года. За этим последовала долгосрочная бюджетная проектировка. Перспективные ориентиры были установлены для субъектов Федерации и муниципальных образований. Все эти документы предполагается увязать в единую систему посредством федерального закона о социально-экономической стратегии развития страны, разрабатываемого по поручению президента РФ.
«Можно выделить три наиболее общих позитивных момента данного документа (которые, видимо, останутся и в окончательной редакции): бесспорность поставленных (хотя и не всех возможных) приоритетов; переход от средне- к долгосрочному целеполаганию; фиксация на официальном уровне понятия «институциональная среда»19
Общепризнано, что единой теории «государственного капитализма» не существует, и в него включаются различные модели экономического развития (тоталитарные, авторитарные, традиционные), в которых государство становится основным субъектом экономического процесса.
Хотя модель «государственного капитализма» в России окончательно не сформировалась, по многим показателям она относится к авторитарным режимам – при наличии общепринятых (цивилизованных) норм в правовой базе и наличии базисных институтов рыночной экономики. Среди ее особенностей помимо роста прямого вмешательства в экономику отмечаются общие процессы подмены государством рыночных механизмов распределения доходов и ресурсов, рост коррупции в государственных структурах в рамках централизации в политической структуре. Все это ведет к росту симптомов неэффективности и в перспективе ограничивает возможности для экономического роста.
По мнению президента государственной корпорации «Ростехнологии» С.Чемизова, чтобы вывести Россию на уровень мировой державы через 10-12 лет, необходимо совершить не просто рывок, а самы й настоящий экономический прорыв, то есть сразу перейти с четвертого на шестой технологический уклад. У России есть реальная возможность стать мировым лидером по более чем 20 прорывным макротехнологиям уже через пять-семь лет. В качестве примера он приводит создание новой высокотехнологичной отрасли по производству биотоплива из отходов деревообработки, самых дешевых источников сырья20
Экономическая
теория технического развития основывается
на концепции технологических
Для анализа причин и факторов, влияющих на зарождение и смену технологических укладов, привлечем дополнительно теории длинных волн. По мнению некоторых ученых, каждая из них представляет собой технологический уклад. «Бесспорное достижение концепций длинных волн – доказательство статистическими (эмпирическими) данными существования колебаний в экономической динамике. К 1980-м гг. Зафиксировано пять таких колебаний. Последние три возникли соответственно в 1900, 1950, 1980-х гг. Импульсами к зарождению явились технологически взаимосвязанные нововведения в четырех секторах экономики: энергетике, производстве орудий труда, в транспортной системе и связи, а также в способах обработки материалов. Вначале нового тысячелетия заявил о себе шестой цикл. В его основе пока только нанотехнологии»21