Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа
Экономический рост – в узком смысле: это процесс, который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния.
Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.
Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.
Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика "дешевых денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы.
В современных условиях практически в любой стране, с любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.
Кейнсианцы рассматривают
В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При
всей многочисленности и сложности
возможных методов
Другой вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики14.
Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:
-
твердые, которые
- пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов, независимо от размеров доходов;
- прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.
2.2 Основные направления государственного регулирования экономического роста в России
Для России обеспечение качества роста является ключевым вопросом развития, решение которого предполагает преодоление чрезмерной социальной дифференциации, решение проблем бедности и снижающейся продолжительности жизни, обеспечение расширенного воспроизводства физического капитала, переход на инновационный путь развития и т.п.
Ученые дают такую оценку текущего состояния российской экономики: «Положение в российской экономике крайне противоречиво. С одной стороны, уже 9 лет в стране удерживаются высокие среднегодовые темпы экономического роста, фиксируется профицит федерального бюджета, наблюдается заметный прирост банковских депозитов населения. С другой стороны, сохраняется сильная зависимость экономики от энергосырьевых отраслей, нет реального прогресса в становлении инновационных секторов, не устранены острые проблемы в социальной сфере, а инфляция растет»15
«К концу 2005 г. экономика страны (по объему ВВП) составила только около 75% уровня 1990 г. и может достичь предкризисного уровня к 2010 г.»16 - такие прогнозы делались специалисты в начале 2007 года.
Однако положение усугубляет новый мировой кризис, ставший неотвратимой реальностью с осени 2008 г., заставляющий экспертные круги и правительства все более серьезно анализировать истоки этого потока бед, находить какие-то компенсаторы и механизмы восстановления устойчивости экономики.
Разворот
мирового кризиса совпал по времени
с появлением, наконец, в нашей
стране официального документа, определяющего
стратегию социально-
От политики восстановления Россия должна перейти к стратегии развития. Экспертное сообщество, многие правительственные круги и политики разной ориентации сходятся в одном: Россия нуждается в модернизации всех сторон жизни. Что касается экономики, то здесь важно преодолеть тенденцию «примитивизации», которая развивалась как в условиях краха экономики 90-х годов минувшего века, так и в период её роста в текущем десятилетии XXI-го века. Структура нашей экономики не адекватна современности в том смысле, что топливно-энергетическая составляющая подавляет все остальные. Конечно, можно говорить о том, что Россия становится великой энергетической державой, но это всего лишь следствие того, что мир перешёл на новый уровень ценообразования на энергоресурсы.
В числе серьёзных препятствий на пути экономических реформ нередко называется состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации. Действующая их система не способствует возникновению должных стимулов у региональных и местных властей к обеспечению ответственного управления бюджетами и проведению экономической политики, направленной на реализацию стратегии устойчивого экономического роста.
«Крайне важным является
С последним вряд ли можно согласиться, особенно при сравнении со станами с развитой экономикой. Например, в современном мире большое значение придаётся такому индикатору, как размер государственной квоты (отношение государственных расходов к объёму ВВП). В начале XX-го века в самых развитых странах мира она составляла 5-7 %. В настоящее время в странах Европы, модель которых считается близкой к идеалу, этот показатель равен 45-50 %. В России же государственная квота едва достигает 32-33 %. И сокращение такого «бремени» считается неразумным.
Следует увеличивать государственные расходы: сейчас очень важно сохранить интеллектуальный потенциал в науке и промышленности, который сложился в 50-60 гг. 20 века. Здесь нужна тотальная государственная активность, которая охватывала бы образование, структурную перестройку, экономику, науку и здравоохранение.
Главная
причина медленных темпов модернизации
экономики – критический
В данной ситуации у страны ещё есть выбор между двумя вариантами дальнейшего развития. Первый вариант – это продолжение сложившегося тренда качественного застоя («рост без развития»). Второй вариант базируется на том, что государство принимает на себя функции субъекта структурной модернизации и пытается, используя определенную систему мер, преодолеть эти системные недостатки и сформировать необходимые экономические и институциональные условия для перевода экономики в новое качественное состояние.
Страны,
которым удалось совершить
Как показывает международный опыт, необходимость проведения активной государственной структурной политики объясняется, во-первых, недостаточной экономической (рыночной) мотивацией сложившихся хозяйственных структур к решению задач технологической и структурной модернизации производства, формированию и освоению новых товарных рынков и, во-вторых, слабостью или отсутствием хозяйствующих субъектов, способных отвечать на сигналы структурокорректирующей политики.