Экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономический рост – в узком смысле: это процесс, который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

       Прямое  регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.

       Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

       Политика  стабилизации направлена на сглаживание  циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.

       Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика "дешевых денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы.

       В современных условиях практически  в любой стране, с любой моделью  экономики существует объективная  необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

       Государство играет значительную роль в регулировании  экономического роста, и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.

        Кейнсианцы рассматривают экономический  рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем  совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как  средство  стимулирования капиталовложений. При  необходимости  финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем,  чтобы  высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

       В  противоположность  кейнсианцам, сторонники «экономики  предложения»  делают упор  на  факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на  выплаты  по  процентам, это приведет  к  ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве  полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого  предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В  отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог  на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют  больше  внимания  краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают  предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост  общественного  продукта  при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

       Экономисты  разных  теоретических направлений  рекомендуют и другие возможные методы  стимулирования  экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную  политику, посредством  которой  правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие  перемещению  ресурсов из низко производительных  отраслей. Правительство  также  могло бы увеличить  свои расходы на фундаментальные  исследования  и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и  росту  производительности труда.

       При  всей  многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического  роста  большинство  экономистов едины в том, что  увеличение темпов экономического роста  является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность  к  сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

      Другой  вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический  механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

     На  фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

      На  фазе кризиса налоговые поступления  автоматически уменьшаются и  тем самым сокращается сумма  изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики14.

      Из  сказанного видно, сколь большое  место занимает налогообложение  в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

      Важно установить оптимальную налоговую  ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

      - твердые, которые устанавливаются  на единицу объекта, независимо  от его стоимости (например, автомашину);

      - пропорциональные, т.е. единый процент  уплаты налогов, независимо от  размеров доходов;

      - прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

2.2 Основные направления  государственного  регулирования экономического  роста в России

     Для России обеспечение качества роста  является ключевым вопросом развития, решение которого предполагает преодоление  чрезмерной социальной дифференциации, решение проблем бедности и снижающейся продолжительности жизни, обеспечение расширенного воспроизводства физического капитала, переход на инновационный путь развития и т.п.

     Ученые  дают такую оценку текущего состояния  российской экономики: «Положение в российской экономике крайне противоречиво. С одной стороны, уже 9 лет в стране удерживаются высокие среднегодовые темпы экономического роста, фиксируется профицит федерального бюджета, наблюдается заметный прирост банковских депозитов населения. С другой стороны, сохраняется сильная зависимость экономики от энергосырьевых отраслей, нет реального прогресса в становлении инновационных секторов, не устранены острые проблемы в социальной сфере, а инфляция растет»15

     «К  концу 2005 г. экономика страны (по объему ВВП) составила только около 75% уровня 1990 г. и может достичь предкризисного уровня к 2010 г.»16 - такие прогнозы делались специалисты в начале 2007 года.

     Однако  положение усугубляет новый мировой  кризис, ставший неотвратимой реальностью  с осени 2008 г., заставляющий экспертные круги и правительства все более серьезно анализировать истоки этого потока бед, находить какие-то компенсаторы и механизмы восстановления устойчивости экономики.

     Разворот  мирового кризиса совпал по времени  с появлением, наконец, в нашей  стране официального документа, определяющего  стратегию социально-экономического развития. «Концепция-2020», несмотря на обнаруженные в ней недостатки, официально закрепила необходимый и разделяемый всеми курс на обеспечение большей динамичности развития, на инновационно-структурную модернизацию экономики, на активизацию социальных факторов развития. Этот курс следует не просто сохранить, а существенно усилить, пытаясь извлечь преимущества из того обстоятельства, что природно-ресурсная база страны вполне позволяет нам вести более соответствующую национальным интересам политику.

     От  политики восстановления Россия должна перейти к стратегии развития. Экспертное сообщество, многие правительственные круги и политики разной ориентации сходятся в одном: Россия нуждается в модернизации всех сторон жизни. Что касается экономики, то здесь важно преодолеть тенденцию «примитивизации», которая развивалась как в условиях краха экономики 90-х годов минувшего века, так и в период её роста в текущем десятилетии XXI-го века. Структура нашей экономики не адекватна современности в том смысле, что топливно-энергетическая составляющая подавляет все остальные. Конечно, можно говорить о том, что Россия становится великой энергетической державой, но это всего лишь следствие того, что мир перешёл на новый уровень ценообразования на энергоресурсы.

     В числе серьёзных препятствий  на пути экономических реформ нередко  называется состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации. Действующая их система не способствует возникновению должных стимулов у региональных и местных властей к обеспечению ответственного управления бюджетами и проведению экономической политики, направленной на реализацию стратегии устойчивого экономического роста.

       «Крайне важным является обеспечение  финансовой стабильности и создание  благоприятных условий для развития  экономики на всей территории  государства, а не только в  его отдельных регионах» .В XXI-м веке не существует непреодолимых физических преград для ускоренного роста развивающихся регионов и стран догоняющего развития. Однако для этого потребуется не только активная индустриализация развивающихся стран, но и гармонизация системы государственного регулирования экономики. По вопросам участия государства в экономике есть различные мнения. С одной стороны, в стране усиливается бюрократизация экономики, с другой – постоянно выражается озабоченность по поводу чрезмерного государственного бремени.

     С последним вряд ли можно согласиться, особенно при сравнении со станами с развитой экономикой. Например, в современном мире большое значение придаётся такому индикатору, как размер государственной квоты (отношение государственных расходов к объёму ВВП). В начале XX-го века в самых развитых странах мира она составляла 5-7 %. В настоящее время в странах Европы, модель которых считается близкой к идеалу, этот показатель равен 45-50 %. В России же государственная квота едва достигает 32-33 %. И сокращение такого «бремени» считается неразумным.

     Следует увеличивать государственные расходы: сейчас очень важно сохранить интеллектуальный потенциал в науке и промышленности, который сложился в 50-60 гг. 20 века. Здесь нужна тотальная государственная активность, которая охватывала бы образование, структурную перестройку, экономику, науку и здравоохранение.

     Главная причина медленных темпов модернизации экономики – критический уровень  износа основных фондов в промышленности. При этом модернизация экономики, диверсификация её реального сектора не могут  быть осуществлены на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Ставка на эти механизмы в 90-е годы минувшего столетия не только привела Россию в «постиндустриальную цивилизацию» и не просто заблокировала решение задач позднеиндустриальной модернизации, но и способствовала стремительной деиндустриализации одной из ведущих промышленных держав XX-го века.

     В данной ситуации у страны ещё есть выбор между двумя вариантами дальнейшего развития. Первый вариант  – это продолжение сложившегося тренда качественного застоя («рост без развития»). Второй вариант базируется на том, что государство принимает на себя функции субъекта структурной модернизации и пытается, используя определенную систему мер, преодолеть эти системные недостатки и сформировать необходимые экономические и институциональные условия для перевода экономики в новое качественное состояние.

     Страны, которым удалось совершить экономический  прорыв и превратиться из развивающихся  в экономически развитые (Япония, Южная  Корея, Китай, Малайзия, Тайвань), осуществили это исключительно при помощи успешной промышленной политики.

     Как показывает международный опыт, необходимость  проведения активной государственной  структурной политики объясняется, во-первых, недостаточной экономической (рыночной) мотивацией сложившихся хозяйственных структур к решению задач технологической и структурной модернизации производства, формированию и освоению новых товарных рынков и, во-вторых, слабостью или отсутствием хозяйствующих субъектов, способных отвечать на сигналы структурокорректирующей политики.

Информация о работе Экономический рост