Экономический потенциал предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в определении и изучении состояния экономического потенциала предприятия и его планирования.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
Изучить Концепцию развития потребительской кооперации «Федерация об оптимизации экономического потенциала»;
Рассмотреть понятие, сущность и составляющие экономического потенциала предприятия;
Исследовать планирование инноваций и инвестиций предприятия;
Рассмотреть определение потребности в оборотных средствах;
Изучить формирование трудовых ресурсов.

Файлы: 1 файл

Экономический потенциал. Курсовая.docx

— 87.12 Кб (Скачать)

     5. Прочие оборотные активы.

     По  степени ликвидности, то есть по возможности преобразования активов в наличные деньги, можно выделить абсолютно ликвидные активы (денежные средства), хорошо ликвидные (ценные бумаги, авансы), наименее ликвидные (товарные запасы, незавершённое производство), трудноликвидные (здания, машины).

     При оценке экономического потенциала используют ряд показателей, характеризующих имущественно-финансовое состояние предприятия:

  1. показатели, характеризующие общее состояние имущества: стоимость имущества, структура имущества, структура основного и оборотного капитала, источники формирования имущества и их структура и т.д.;
  2. показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия: коэффициенты ликвидности, коэффициенты платёжеспособности, коэффициенты соотношения заёмных и собственных средств и т.д.;
  3. частные оценочные показатели, характеризующие экономическую эффективность использования всех ресурсов и каждого вида ресурсов в отдельности: фондоотдача, оборачиваемость и т.д.

     Собственный капитал предприятия и источники  его формирования зависят от организационно-правовой формы предприятия. В качестве источников могут выступать первоначальные вклады физических или юридических лиц в уставной фонд, благотворительные взносы и пожертвования, прибыль.

     В потребительской кооперации первоначальный капитал образуется за счёт паевых и вступительных взносов пайщиков, а позже – за счёт прибыли.

     Расширение  и укрепление экономического потенциала предприятия происходит за счёт инвестиций. 

     3. Планирование инвестиций и инноваций  
 

     Планирование  инвестиций на предприятии – это  очень важный и сложный процесс. Сложность этого процесса заключается в том, что необходимо учитывать многие факторы, в том числе и непредвиденные, а также степень риска вложений инвестиций.

     Важность  этого процесса для предприятия  заключается в том, что, планируя инвестиции, оно закладывает основы своей работы в будущем. Если хорошо спланирован и реализован план инвестиций, то предприятие будет работать успешно, плохо – в будущем оно может стать банкротом.

     В общем виде план инвестиций на предприятии  состоит из двух разделов: плана  портфельных инвестиций и плана  реальных инвестиций (капитальных вложений):

  • план портфельных инвестиций – это план приобретения и реализации предприятием акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • план реальных инвестиций – это план инвестиций на производственное и непроизводственное развитие предприятия.

Хотя  на практике план инвестиций может  состоять из одного раздела.

     Планированию  инвестиций на предприятии должен предшествовать глубокий анализ экономического обоснования вложения инвестиций.

     Пример. У предприятия имеются свободные  денежные средства в размере 2 млн.руб.; оно может их использовать на следующие цели: положить в коммерческий банк на депозит под 40% годовых (вероятность – 0,6); приобрести акции и получать ежегодный дивиденд в размере 400 тыс.руб. (вероятность – 0,5); реализовать проект по реконструкции и техническому перевооружению производства, который позволит получать ежегодно 500 тыс.руб. чистой прибыли (вероятность – 0,9). Уровень инфляции составляет 25% годовых. Требуется определить, на какие цели следует в первую очередь использовать имеющиеся свободные денежные средства на предприятии и почему.

     Решение. Для наглядности все данные и  оценочные критерии сведем в таблице (Приложение № 1).

     Исходя  из этих данных следует, что наиболее предпочтительным является первый вариант, в котором самая большая величина математического ожидания (480 тыс.руб.). На втором месте по выгодности находится проект по реконструкции и техническому перевооружению производства (математическое ожидание – 450 тыс.руб.). Самым невыгодным вариантом является второй, при котором ставка дивиденда (20%) не покрывает уровень инфляции (25%).

     В общем плане можно сформулировать следующие правила, которые необходимо учитывать при планировании инвестиций.

     Инвестировать средства имеет смысл:

  • если предприятие получит большую выгоду, чем от хранения денег в банке;
  • если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции;
  • в наиболее рентабельные, с учетом дисконтирования, проекты;
  • если обеспечивается наибольшая экономическая выгода с наименьшей степенью риска.

     Если  на основе анализа пришли к выводу, что необходимо вложить свободные средства в развитие собственного предприятия, то в этом случае разрабатывается план капитальных вложений.

     План  капитального строительства состоит  из следующих разделов:

  1. Плановое задание по вводу в действие производственных мощностей и основных фондов.
  2. Объем капитальных вложений и их структура.
  3. Титульные списки строек и объектов.
  4. План проектно-изысканных работ.
  5. Программа строительно-монтажных работ.
  6. Экономическая эффективность капитальных вложений.

       Важнейшими показателями плана  капитального строительства являются: ввод в действие производственных  мощностей и основных фондов, сметная стоимость, рентабельность  проекта, срок строительства и  срок окупаемости.

     План  инвестиций на предприятии должен быть тесно увязан с избранной стратегией развития предприятия на перспективу.

     Инновационная деятельность предприятия представляет собой такую сферу его функционирования, которая направлена на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью обновления производительных сил, получения новых или улучшения производимых видов продукции, способов их производства и удовлетворения рыночных потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, а также развития организационно-экономических отношений и взаимодействия в рыночной среде.

     Основными побудительными мотивами развития инновационной  деятельности на предприятии являются такие объективные предпосылки, как:

  • Необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия в целом;
  • Постоянное стремление предприятий-производителей расширять рынки сбыта своих товаров и удовлетворять на этой основе рыночные потребности;
  • Реальные возможности увеличивать сумму получаемой прибыли.

     В процессе своей инновационной деятельности предприятие формирует инновационную  программу, представляющую собой комплекс намеченных к реализации инвестиционных проектов и мероприятий, согласованный  по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению новых технологий, по производству принципиально новых видов продукции, по совершенствованию действующей системы организации производства и управления предприятием. В такого рода программы могут быть включены различные инновации (Приложение № 2).

     Процесс организации инновационной деятельности на предприятии состоит из следующих достаточно укрупненных стадий:

  • Поиск новых идей, способствующих быстрому и эффективному достижению стратегических целей предприятия;
  • Отбор и предварительная оценка (обращающихся на рынке новаций) новшеств, необходимых для реализации отобранных идей, то есть осуществление инновационных маркетинговых исследований;
  • Реализация инвестиционного проекта (мероприятия);
  • Эксплуатация (использование) внедренной инновации путем запуска инновационного проекта в производство и управление им.

     Выполнение  первой стадии процесса организации  инновационной деятельности осуществляется высшим менеджментом и собственниками предприятия, ответственными за реализацию стратегических планов его развития. На этой стадии производится поиск и отбор тех новых идей (новшеств), использование которых может обеспечить реализацию предусмотренных стратегическими планами предприятия целей задач, направленных, например, на повышение его конкурентоспособности и завоевания новых сегментов рынка. Конечным результатом его выполнения должна служить всесторонне обоснованная потребность в конкретной инновации (продуктовая, процессная или другая), использование которой приведет к реализации поставленной цели.

     На  второй стадии, имеющей ключевое значение для эффективной организации и осуществления всех последующих стадий, должны быть осуществлены исследования по детальному и глубокому изучению рынка новаций с целью отбора тех новшеств, которые являются наиболее приемлемыми для реализации стратегических идей. В условиях слабой развитости российского рынка новаций успешное второй стадии во многом определяется имеющейся у предприятия достоверной информации о банке разработанных и необходимых ему новаций. Результатом второй стадии процесса организации инновационной деятельности предприятия должна стать отобранная из некоторого числа альтернатив инновация, которая по предварительной, ориентировочной оценке в случае ее практического использования обеспечит реализацию стратегической цели предприятия.

     Третья  стадия, будучи важнейшей с точки  зрения принятия окончательного управленческого решения о реализации последней четвертой стадии – ввод в эксплуатацию инновации, сводится к формированию бизнес-плана реализации инновационного проекта.

     Четвертая стадия процесса организации инвестиционной деятельности предприятия, будучи завершающим  этапом, обеспечивает получение реальных результатов внедрения и практического  использования конкретной инновации.

     Организация инновационной деятельности на предприятии, масштабы и темпы ее развития, будучи важнейшей предпосылкой успешного  его функционирования в конкурентной рыночной среде, во многом определяется уровнем государственной поддержки этого вида деятельности предприятия. Любое государство, обладая целым арсеналом средств как активного вмешательства, так и децентрализованного регулирования, осуществляет свою инновационную политику путем реализации выработанных стратегий. Роль государства, под «патронажем» которого, как правило, находятся большинство учреждений академической науки, отраслевых научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, являющихся основными генераторами новых идей, научных достижений и новаций, заключается в выработке таких инновационных стратегий, которые были бы восприимчивы и доступны для практического использования любым субъектом предпринимательской деятельности. Поддержка инновационного предпринимательства должна стать одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономико-правовой политики. Итогом этой политики должна стать широкомасштабная и интенсивная разработка и использование новых научных разработок в области техники, технологии, организации производства и управления предприятием на абсолютном большинстве субъектов предпринимательской деятельности страны, ибо конечные полезные результаты инновационных процессов в масштабах народного хозяйства в целом достижимы тогда и только тогда, когда эти процессы носят массовый, повсеместный характер. Именно в этом проявляется важнейший принцип осуществления инновационных процессов – принцип массовости и масштабности использования новаций.

     Поскольку каждое предприятие, организующее инновационную  деятельность, как правило, приобретает на рынке новаций выступающие на нем в качестве товара необходимые ему различные новшества, разрабатывает инновационный проект и осуществляет с помощью сторонних организаций его технико-экономическое обоснование, что тоже требует определенных затрат, а впоследствии внедряет этот проект у себя, затрачивая для этого большие суммы финансовых и других ресурсов, то осуществление этой деятельности является весьма затратным, что требует привлечения соответствующих объемов инвестиционных ресурсов. Это обуславливает необходимость рассмотрения сущности источников получения, проблем управления и оценки доходности инвестиций.

     Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Информация о работе Экономический потенциал предприятия