Экономическая статегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение современного состояния, структурных сдвигов, проблем и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.
Для поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ современного состояния внешней торговли Республики Беларусь;
Изучить региональную специфику внешнеторговых отношений Республики Беларусь
Охарактеризовать перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь и основные подходы к вступлению в ВТО.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………
Внешнеэкономические связи республики и особенности их развития Экспорт и импорт республики.
Анализ развития внешнеторговых отношений РБ………………………….
Товарная структура внешнеторгового обмена Беларуси……………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы ………

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 209.85 Кб (Скачать)

Из анализа  основных показателей внешнеторгового  оборота Беларуси видно, что его  стоимостный объем не соответствует  потенциалу экономики страны, стоимость  экспорта, хотя и постоянно увеличивается, но отрицательное сальдо остается и  негативно сказывается на валютных ресурсах государства. А этот фактор, в свою очередь осложняет экономическую  ситуацию в республике в условиях жесткой зависимости экономики  от импорта сырья и энергоносителей.

К сожалению, в сложившейся в республике ситуации, можно с уверенностью прогнозировать как минимум на среднесрочную  перспективу, что страны - потенциальные  продавцы новых технологий будут  и дальше отказываться сотрудничать с Республикой Беларусь в области  развития нашей экономики. Потенциал  экспортного сектора не будет  прогрессировать, и в недалеком  будущем Республика Беларусь, как  и типичные регионы Европейской  части России, будет иметь ресурсорасточительную  закрытую экономику, находящуюся под  жестким контролем государства.

 

1.2 Товарная структура внешнеторгового обмена Беларуси

 

Товарная  структура внешнеторгового обмена Беларуси в принципе формируется  в соответствии с теориями мирохозяйственных  связей (теория сравнительных преимуществ  Д. Рикардо и др.). Низкая обеспеченность топливно-сырьевыми ресурсами обусловливает  высокий удельный вес минеральных  продуктов (в среднем от 1/5 до 1/3) в  структуре импорта республики (Приложение 1, Таблица 5).

Сводные данные по структуре экспорта и импорта  приведены в диаграмме 2.

 

Диаграмма 2

 

Относительно  высокая квалификация трудовых ресурсов и выгодное географическое положение  Беларуси предопределили создание крупного промышленного комплекса, ориентированного на выпуск конечной продукции. В структуре экспортных поставок преобладают машины и оборудование, а также продукция химической промышленности, которые в сумме концентрируют почти половину белорусского экспорта. Резкое увеличение с 2000 г. доли экспортных поставок минеральных продуктов и связанное с этим уменьшение удельного веса традиционных экспортных товаров объясняется конъюнктурным ростом вывоза нефтепродуктов. В целом, исходя из удельного веса основных товарных групп, структура внешней торговли Беларуси довольно стабильна и качественно близка к структуре товарооборота развитых стран.

Номенклатура  экспортной продукции Беларуси включает свыше 1000 наименований. К числу важнейших  экспортных товаров республики относятся  грузовые автомобили, тракторы, калийные удобрения, нефтепродукты, холодильники и морозильники, телевизоры, шины, химические волокна и нити (Таблица 5).

Материалы Таблицы 6 Приложения 1 отражают значительные колебания экспортных цен на нефтепродукты  под влиянием неустойчивой конъюнктуры  мирового нефтяного рынка. Следует  отметить, что превращение Беларуси в активного экспортера нефтепродуктов в 1999—2000 гг. во многом определялось финансовой привлекательностью схемы переработки  российского сырья на нефтеперерабатывающих  заводах в Мозыре и Новополоцке  и последующего экспорта в близлежащие  европейские страны без уплаты экспортных пошлин, применяющихся в России. Значительная часть вывозимых нефтепродуктов находилась в собственности российских субъектов хозяйствования, а увеличение объема белорусского экспорта по этой позиции явилось причиной сложившейся  системы статистического учета.

Поставки  калийных удобрений в 2005—2006 гг. в  целом расширялись. Как позитивную тенденцию следует отметить рост экспортных цен на калийные удобрения  на фоне общемирового снижения цен  на сырьевые товары. В немалой степени  успехи в экспорте калийных удобрений  связаны с эффективным сотрудничеством белорусских и российских производителей в рамках Международной калийной компании (МКК).

Поставки  грузовых автомобилей осуществляются на рынки более чем 40 стран. Минский  автомобильный завод является крупнейшим производителем магистральных тягачей  на территории бывшего СССР (свыше 12 тыс. автомобилей более 150 модификаций), на его долю приходится около 36 % российского  рынка тяжелых грузовиков. Среди  государств дальнего зарубежья белорусские  экспортеры наиболее активно пытаются осваивать рынки развивающихся  стран: Турции (3,2 %), Китая (0,9 %), Пакистана (0,8 %), Монголии (0,3 %). Около половины географических направлений экспорта связаны с поставками не более 10 автомобилей и не имеют определенных устойчивых перспектив сотрудничества. После финансового кризиса в  России цены на белорусские автомобили упали в полтора раза. Ведущим  преимуществом белорусских машин  по-прежнему является низкая цена, а  не качество и надежность, о чем  свидетельствует почти полное отсутствие контрактов с высокоразвитыми странами.

Экспорт тракторов осуществляется на рынки  почти 60 стран, среди которых доминируют государства СНГ (81,1 %), и прежде всего  Россия (63,6 %), Туркменистан (10,0 %) и Украина (5,8 %). Важнейшими партнерами среди стран  дальнего зарубежья являются Латвия (2,7 %), Литва (1,9 %), Югославия (1,7 %), Ирак (1,5 %), Германия (1,4 %), Венгрия (1,1 %). Расширению экспортных возможностей могло бы способствовать создание Минским тракторным заводом  собственной товаропроводящей и  сервисной сети, совместных сборочных  производств в зарубежных странах.

Основной  объем холодильников, морозильников  и холодильного оборудования также  реализуется на рынках СНГ (83,4 % стоимости), в том числе в России (70,7 %) и  Украине (8,9 %). Среди европейских  стран важнейшими партнерами являются Франция (5,5 %) и Германия (4,0 %). Отметим, что средняя экспортная цена единицы  продукции для СНГ составляет 339 дол. США, тогда как для дальнего зарубежья — вдвое меньше, всего 220 дол. США.

Телевизоры  являются одним из важнейших видов  белорусской экспортной продукции  высокой степени наукоемкости, что  вызывает повышенный интерес к условиям их экспорта. Показательно, что большая  часть телевизоров реализуются  в странах СНГ, почти весь остальной  объем приходится на Латвию и Литву. Отсутствие спроса на белорусские телевизоры на рынках государств дальнего зарубежья  свидетельствует об их низкой конкурентоспособности. Отечественная продукция уступает по отношению к производителям из высокоразвитых государств (схема "высокое  качество — высокая цена") и  отстает от производителей телевизоров  из новых индустриальных стран Юго-Восточной  Азии (схема "приемлемое качество —  низкая цена"). Определенную тревогу  вызывает и конъюнктура российского  рынка, на который приходится 98,0 % поставок. Рост производства телевизоров на российских предприятиях с привлечением иностранного капитала и современных технологий наряду с либерализацией условий  импорта телеаппаратуры из европейских  и азиатских стран в соответствии со стандартами ВТО может привести к существенному уменьшению присутствия  белорусских производителей на российском рынке. Важнейшим условием сохранения массового экспортного производства телевизоров является привлечение  иностранного капитала и модернизация технологических процессов.

Объем вывоза шин для автомобилей и сельскохозяйственных машин, увеличился по сравнению с 2005 г. на 26,1 %. В географии поставок доминируют страны СНГ, на которые приходится 83,4 % стоимости экспорта, в том числе  Россия — 75,3 %, Украина — 4,0 %, Казахстан  — 1,5 %, Узбекистан — 0,9 %. Вместе с тем  удельный вес государств дальнего зарубежья  в структуре экспорта белорусских  шин заметно увеличился: с 4,1 % в 1996 г. до 16,6 % в 2000 г. Среди важнейших  партнеров можно отметить Швецию — 3,6 %, Польшу — 2,3 %, Нидерланды — 1,0 %, Болгарию — 0,8 %, а также Кубу — 3,3 %. Характерно, что средние экспортные цены на шины для стран дальнего зарубежья, как правило, выше, чем для стран СНГ.. Тем не менее, общая тенденция в исследуемом периоде проявляется достаточно отчетливо: росту на 26,1 % физического объема поставок сопутствовало сокращение поступлений от экспорта на 39,9 %.

Важнейшими  направлениями экспорта комплексных  синтетических нитей являются Россия — 71,8 %, Германия — 7,0 %, Чешская Республика — 4,6 %, Нидерланды — 3,4 %, Польша — 2,1 % и  Турция — 1,4 %. Динамика экспортных цен  определяется конъюнктурой мирового рынка  и в целом имеет тенденцию  к снижению. Мировой рынок химических волокон и нитей в последнее  десятилетие характеризуется весьма высоким уровнем конкуренции  во многом за счет значительного расширения производственных мощностей в Китае  и новых индустриальных странах  Юго-Восточной Азии, формирующих  избыточное предложение и снижающих  экспортные цены. В условиях обостряющейся  конкуренции необходимым условием сохранения и расширения завоеванных  рынков является повышение технологического уровня производства и снижение себестоимости  продукции. Впрочем, данное требование относится практически ко всем экспортным товарам.

Экономическая эффективность экспорта во многом определяется удельным весом в его структуре  высокотехнологичной наукоемкой продукции. В целом для Беларуси характерна прогрессивная структура экспорта, приближенная к показателям экономически развитых государств. В сравнении  с партнерами по СНГ наша страна характеризуется повышенной долей  машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта: Беларусь — 31,1 %, Азербайджан — 5,3 %, Армения — 14,7 %, Грузия — 7,3 %, Казахстан  — 3,6 %, Кыргызстан — 9,6 %, Молдова — 11,1 %, Россия — 10,3 %, Таджикистан — 2,2 %, Туркмения  — 0,2 %, Узбекистан — 2,7 %, Украина — 13,4 % В то же время удельный вес продукции  высоких технологий в объеме промышленного  экспорта республики составляет лишь около 6 %, в то время как в высокоразвитых странах — 20—25 %. Около 1/4 экспорта Беларуси составляет продукция низкой наукоемкости: сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары, текстильное сырье и текстильные изделия, калийные удобрения.

Следует учитывать, что подавляющая часть  экспорта продукции высокой и  средневысокой наукоемкости, такой, как грузовые автомобили (93,0 % стоимости), тракторы (81,1 %), подшипники (82,9 %), холодильники и морозильники (83,4 %), автодорожная (89,4 %) и сельскохозяйственная (98,4 %) техника, двигатели внутреннего сгорания (87,3 %), краски и лаки (98,7 %), шины (83,4 %), осуществляется в государства СНГ, и прежде всего в Россию. В условиях падения покупательной способности  потребителей спрос на белорусские  товары в странах СНГ определяется, главным образом, их невысокой стоимостью, в то время как на рынках развитых стран важнейшим критерием конкурентоспособности  выступает качество продукции. В  сложившихся условиях сохранение позиций  белорусских товаров на зарубежных рынках часто требует существенного  уменьшения экспортных цен, что снижает  эффективность внешнеторговой деятельности. Кроме того, в силу технологической  отсталости (высокая энерго- и материалоемкость производства и др.) неизбежно повышается себестоимость белорусской продукции, что не позволяет рассматривать  снижение экспортных цен в качестве надежного источника конкурентного  преимущества. Необходимо особо отметить, что существенный объем поставок в Россию (до 45—50 %) осуществляется по схеме бартерных расчетов для  погашения задолженности за энергоносители. В результате под влиянием как  экономических, так и геополитических  факторов для значительной части  белорусских товаров на российском рынке в 1990-е гг. были созданы, по сути, внеконкурентные условия реализации, искусственно поддерживающие относительно высокий удельный вес наукоемкой продукции в структуре экспорта и промышленного производства Беларуси.

 

Заключение

 

Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Беларусь –  это основа формирования позитивного  имиджа страны. Беларусь имеет авторитет, достойный статус на мировой арене. Сегодня, как свидетельствует мировая  практика, все меньшее влияние  оказывают традиционные технико-экономические  факторы и все большее –  знания и интеллектуальный потенциал. В будущем имидж Беларуси на мировых  рынках будет находится все в  большей зависимости от непрерывного развития науки и технологий, от генерирования новых знаний и эффективного и своевременного внедрения их в производство, от продажи за рубеж объектов интеллектуальной собственности.

Анализ  тенденций внешней торговли показал, что экспорт в развитые страны осуществляют предприятия преимущественно  малокапиталоемких отраслей - легкая, деревообрабатывающая промышленность. Продукция же, например, машиностроения, получившая наибольший набор мер  по стимулированию экспорта (прямые государственные  дотации, льготные кредиты, освобождение от обязательной продажи валюты и  т. д.) в большинстве своем продается  на рынки с низкой платежеспособностью  покупателей, в т.ч. по бартеру. В  связи с этим было бы целесообразно  пересмотреть или экспортные приоритеты Беларуси, или хотя бы последовательность осуществления этапов их реализации.

Во внешней торговле особое значение должно придаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. В этом направлении в последнее время ведется довольно активная государственная политика. Необходимо продолжать развитие товаропроводящих сетей РБ и повысить эффективность их работы.

В области  экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.

Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импорта товаров, тем самым поддержать отечественного производителя.

Кроме этого, Беларуси надо получить доступ к механизму  урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную роль удерживания страны от произвольных односторонних действий.

Республика  Беларусь должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.

Информация о работе Экономическая статегия предприятия