Экономическая статегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение современного состояния, структурных сдвигов, проблем и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.
Для поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ современного состояния внешней торговли Республики Беларусь;
Изучить региональную специфику внешнеторговых отношений Республики Беларусь
Охарактеризовать перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь и основные подходы к вступлению в ВТО.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………
Внешнеэкономические связи республики и особенности их развития Экспорт и импорт республики.
Анализ развития внешнеторговых отношений РБ………………………….
Товарная структура внешнеторгового обмена Беларуси……………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы ………

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 209.85 Кб (Скачать)

Министерство  образования республики Беларусь

Учреждение  образования

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ  И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

Институт  информационных технологий

 

Специальность “Экономика и организация производства”

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу “ Международная экономика и внешнеэкономическая деятельность”

 

Вариант № 43

 

Студент-заочник 3 курса

Группы  № 081521

ФИО Приходько Кристина Александровна

Адрес ул.Авангардная д.61/1

Тел. (8029)5765289

 

 

 

Минск, 2012

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………

Внешнеэкономические связи республики и особенности  их развития Экспорт и импорт республики.

    1. Анализ развития внешнеторговых отношений РБ………………………….

    1. Товарная структура внешнеторгового обмена Беларуси……………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список используемой литературы …………………………………………… 

Введение

 

Республика  Беларусь – страна с открытой экономикой. Государство проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных  рынков для отечественных товаров  и услуг. Стратегической задачей  РБ является углубление интеграции в  мировое сообщество.

В ходе либерализации  белорусской экономики в начале 90-х годов весьма негативно на состоянии внешней торговли сказался такой фактор, как технологическая  отсталость предприятий. Она была присуща  всем странам так называемого  социалистического лагеря и сформировалась в результате длительного развития преимущественно государственных  предприятий в искусственных, защищенных от конкуренции извне условиях директивного планирования и управления. Ускоренному  научно-техническому прогрессу и  созданию эффективной экономики  препятствовало отсутствие у отечественной  промышленности и сферы научно-исследовательской  и опытно-конструкторской работы (НИОКР) заинтересованного хозяина, подстегивающего процессы совершенствования  производства продукции.

На современном  этапе внешнеторговая политика Республики Беларусь строится на основе международных  норм и демократических стандартов. На базе двусторонних региональных и  многосторонних соглашений РБ сотрудничает со странами СНГ, ЕврАзЭС, Европейского Союза, США, Канадой, странами Латинской  Америки и африканского континента.

Наша  страна входит в первую десятку европейских  стран по показателю внешнеторговой квоты (соотношения объема внешней  торговли и валового внутреннего  продукта) – почти 143% в 2005 г. Более  половины производимой в Беларуси продукции  экспортируется .

Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь является важнейшим элементом экономики  республики. От роста или падения  экспортно-импортных операций зависит экономическое благополучие отдельных отраслей и предприятий, населения и республики в целом.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили журналы, статистические сборники, доклады ведомств и министерств  республики, в частности Министерства Иностранных Дел Республики Беларусь, Министерства Статистики и Анализа  Республики Беларусь.

Основной  целью данной работы является изучение современного состояния, структурных  сдвигов, проблем и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.

Для поставленных целей  необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ современного состояния внешней торговли Республики Беларусь;
  2. Изучить региональную специфику внешнеторговых отношений Республики Беларусь
  3. Охарактеризовать перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь и основные подходы к вступлению в ВТО.

 

Внешнеэкономические связи республики и особенности  их развития Экспорт и импорт республики.

1.1 Анализ развития  внешнеторговых отношений РБ

 

В 2005 г. Беларусь осуществляла внешнеторговое сотрудничество со 174 странами мира, товары поставлялись на рынки 137 государств, импортировалась  продукция 158 стран.

Внешнеторговый  оборот Республики Беларусь в 2005 г. сложился в

размере 32,7 млрд. долларов и возрос по сравнению  с 2004 г. на 8%. Товарооборот со странами СНГ составил 18,2 млрд. долларов, или 55,6% общего товарооборота республики, со странами вне СНГ – 14,5 млрд. долларов, или 44,4% общего товарооборота. Стоимостной  объем внешней торговли с государствами  СНГ снизился на 5,3%, с государствами  вне СНГ – возрос на 31,1%.

Экспорт товаров из Республики Беларусь в 2005 г. составил около 16 млрд. долларов, в т. ч. в страны СНГ – 7,1 млрд. долларов, из них в Россию – 5,7 млрд. долларов, в страны вне СНГ было экспортировано товаров на 8,9 млрд. долларов. В целом по республике в фактических ценах экспорт увеличился на 16%. В страны СНГ экспорт снизился на 3,5%. В Россию белорусский экспорт снизился на 11,9%. В страны вне СНГ экспорт увеличился на 38,2%.

На страны СНГ приходилось 44,2% белорусского экспорта. Основными видами экспортируемых республикой  товаров в 2005 г. являлись: нефтепродукты  – 30,4% от всего экспорта, удобрения  калийные – 6,3%, черные металлы – 4,0%, автомобили грузовые – 3,8%, молоко и  молочные продукты – 3,0%, нефть сырая, включая газовый конденсат – 3,0%, тракторы – 2,7%, холодильники и морозильники – 1,9%.

 

 

Таблица 1. Географическая структура экспорта товаров (2005г.)

Страна

Объем, млн. долларов

% от общего экспорта

% изменения к

2004 г.

Россия

5713,9

35,8

-11,9

Нидерланды

2408,3

15,1

160,5

Великобритания

1120,4

7,0

-2,4

Украина

907,8

5,7

68,2

Польша

847,3

5,3

16,3

Германия

708,3

4,4

37,2

Китай

430,9

2,7

52,3

Литва

351,8

2,2

23,5

Латвия

322,6

2,0

3,8

Франция

274,7

1,7

162,6


 

Импорт  товаров в 2005г. составил 16,7 млрд. долларов, в т. ч. из стран СНГ – 11,1 млрд. долларов, из них из России – 10,1 млрд. долларов. Из государств вне СНГ импортировано товаров на 5,6 млрд. долларов. Общий объем импорта Республики Беларусь возрос на 1,3%. При этом ввоз товаров из стран СНГ снизился на 6,4%. Импорт из стран вне СНГ возрос на 21,1%. Доля стран СНГ в общем объеме белорусского импорта составила 66,6%. Основными импортируемыми товарами в 2005 г. являлись: нефть сырая, включая газовый конденсат – 25,3%, черные металлы – 6,6%, автомобили легковые – 3,1%, рыба – 1,3%, лекарственные средства – 1,2%, двигатели внутреннего сгорания – 1,3%, трубы стальные – 1,1%.

 

Таблица 2. Географическая структура импорта товаров (2005г.)

Страна

Объем, млн. долларов

% от общего импорта

% изменения к 2004 г.

Россия

10093,6

60,4

-10,0

Германия

1121,1

6,7

3,6

Украина

893,9

5,4

64,0

Польша

578,9

3,5

21,9

Италия

393,5

2,4

31,0

Китай

284,1

1,7

80,8

США

231,8

1,4

-9,2

Франция

176,1

1,1

6,7

Нидерланды

161,3

1,0

35,9

Бразилия

154,5

0,9

59,3


 

Результаты  внешнеэкономической деятельности в целом в 2005 г.

характеризовались положительной динамикой. Превышение темпов роста экспорта товаров и  услуг над темпами роста импорта  позволило сформировать в 2005 г. положительное  сальдо внешней торговли товарами и  услугами в размере 296,4 млн. долларов (по платежному балансу).

Объем внешней  торговли товарами по методологии Министерства статистики и анализа в январе-апреле 2006 г. составил 12278,6 млн. долларов США, в  том числе экспорт – 5964,1 млн. долларов, импорт – 6314,5 млн. долларов. Стоимостной  объем экспорта республики по сравнению  с январем-апрелем 2005 г. из расчета  в фактических ценах возрос на 24,5%, или на 1172,2 млн. долларов, импорт увеличился на 44,7%, или на 1949,6 млн. долларов. Рост экспорта обусловлен существенным увеличением стоимостного объема поставок таких важнейших товаров, как  нефтепродукты (в 1,6 раза, или на 793,2 млн. долларов), шины (в 2,8 раза, или на 63,8 млн. долларов), тракторы (на 30,3%, или  на 43,4 млн. долларов), полуфабрикаты  из углеродистой стали (в 1,7 раза, или  на 36,1 млн. долларов), грузовые автомобили (на 17,8%, или на 33 млн. долларов). [Диаграмма 1]

Увеличение  стоимости экспорта и импорта  произошло как за счет роста физического объема, так и за счет повышения средних цен на экспортируемые и импортируемые товары. Темп роста средних цен экспорта к январю-апрелю 2005 г. составил 115,6%, импорта – 111,6%. При этом физический объем экспорта возрос на 7,7%, импорта – на 29,7%.

 

 

Диаграмма 1

 

Данные, характеризующие объемы экспорта и  импорта товаров по группировкам стран, приведены в таблице 3.

Увеличение  стоимостного объема импорта произошло, прежде всего, в результате существенного  роста поставок нефти (в 1,8 раза, или  на 821,5 млн. долларов), легковых автомобилей (в 1,6 раза, или на 73,9 млн. долларов), черных металлов (на 24,6%, или на 73,2 млн. долларов), нефтепродуктов (в 2,6 раза, или на 56 млн. долларов) и природного газа (на 9,1%, или на 31,8 млн. долларов). [Таблица 3]

 

Таблица 3. Объемы экспорта и импорта товаров  по группировкам стран

 

Из общего объема экспорта республики на долю России приходится

32,3%, остальных  стран СНГ – 8,3%, стран ЕС  – 50,3%, остальных стран – 9,1%. Импорт из России составляет 62,8% общего объема импорта, остальных  стран СНГ – 5,5%, стран ЕС  – 19,7%, остальных стран – 12%.

Итак, учитывая огромную важность для Республики Беларусь, как малой индустриальной страны, проведения эффективной внешнеторговой политики, следует усилить внимание ко всем ее аспектам. Для обеспечения  информационной базы работы в данном направлении, прежде всего, необходимы:

- сведения  о конкурентоспособности предназначенной  к вывозу продукции по цене  и качественным параметрам (в  сравнении с аналогичной продукцией, пользующейся спросом за рубежом);

- информация о рентабельности или убыточности внешнеторговых операций;

- сведения о возможностях расширения и развития производства конкретной продукции в Республике Беларусь (простаивающие мощности, необходимые капиталовложения в модернизацию производства или пополнение оборотных средств и т. п.).

При недостаточности  вышеперечисленных данных целесообразно  для определения наиболее перспективных  или, наоборот, тупиковых направлений  производства экспортной продукции  привлекать к анализу косвенную  информацию, к примеру, о многолетней  динамике продаж за рубеж различных  товаров, как в натуре, так и  по стоимости. С этой точки зрения при прочих равных условиях перспективными можно считать производства, стабильно  расширяющие экспорт при сохранении прежней цены и рентабельности или  их росте (метод определения «точек роста»). И, наоборот, неперспективными (кандидатами на прекращение экспортных поставок) целесообразно признать предприятия, экспорт продукции которых сокращается, а ее цена на рынках развитых стран  снижается.

Информация о работе Экономическая статегия предприятия