Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инноваций и оценка эффективности использования инноваций с теоретической точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие инноваций;
рассмотреть сущность и классификацию инноваций;
привести методику оценки экономической эффективности инноваций;
охарактеризовать инновационный потенциал Республики Беларусь.
1 Понятие и сущность инноваций 7
2 Классификация инноваций 15
3 Значение инновационной стратегии и ее разработка 21
4 Эффективность использования инноваций 28
5 Характеристика инновационного потенциала Республики Беларусь 32
Заключение 40
Список использованных источников 42
В инновационной деятельности существует проблемные вопросы, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного научно-инновационного потенциала:
–
незавершенность разработки системной,
четко структурированной
– ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и промышленные нововведения;
–
неразвитость специальных финансовых
механизмов поддержки отдельных
элементов инновационной
– слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;
– неразвитость современных форм инновационного менеджмента и коммерциализации нововведений;
–
невысокая инновационная
– низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта.
Эти барьеры на пути инновационного развития в совокупности определяют главную проблему – темпы развития инновационной деятельности и внедрения инноваций пока не отвечают современным требованиям развития национальной экономики и повышения конкурентоспособности белорусской продукции. Объединение усилий участников образовательного, научно-технического и инновационного процессов открывает возможности создания в ближайшие годы в Республике Беларусь эффективной белорусской модели национальной инновационной системы, которая обеспечит требуемые темпы научно-технического прогресса и широкое распространение знаний.
Инновационная деятельность уже сегодня вносит значительный вклад в экономическое развитие страны. При увеличении затрат на технологические инновации за 2002–2005 гг. с 910,5 до 2362,1 млрд. рублей (в 2,6 раза), объем отгруженной инновационной продукции вырос с 1733,1 до 7003,6 млрд. рублей (в 4,0 раза), при этом в 2005 г. на каждый рубль затрат на инновации отгружалось инновационной продукции на 2,97 рубля. В 2005 г. из общего объема реализуемой инновационной продукции 17% потреблялось внутри страны, 25,4% шло на рынки стран СНГ, 57,6% – на рынки стран вне СНГ. Такое распределение продукции красноречиво свидетельствует о высоком уровне ее конкурентоспособности. Причем в течение последних лет доля инновационной продукции, реализуемой в странах вне СНГ, последовательно возрастала, составляя в 2002 г. – 43,1%; в 2004 г. – 50,5%; в 2005 г. – 57,6%. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности в 2005 г. составляет 10,4%, в 2006 г. – 11,5%, в 2007 г. – 13,0%, доля инновационно-активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности в 2005 г. составляет 14,1%, в 2006 г. – 14,5%, в 2007 г. – 17,5%, Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности в 2005 г. составляет 15,2%, в 2006 г. - 15,5%, в 2007 г. – 16,0%. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2005 г. составляет 0,69% к ВВП, в 2006 г. – 0,85% к ВВП, в 2007 г. – 1.0% к ВВП.
В целом по стране к 2010 г. будут достигнуты следующие показатели:
-
увеличена доля новой
-
увеличена доля инновационно-
-
увеличена доля
-
снижена степень износа
- общие объемы финансирования науки должны вырасти в 2,5-3 раза.
Как показывают современные исследования, большинство организаций в инновационной деятельности сталкиваются с экономическими, производственными и прочими трудностями. К наиболее весомым экономическим факторам можно отнести: недостаток собственных денежных средств, высокий экономический риск и стоимость нововведений, низкий уровень спроса со стороны потребителей на инновационную продукцию, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, а также длительные сроки окупаемости капиталовложений в инновации. К факторам производственного характера относятся: собственный низкий инновационный потенциал, неготовность организаций к освоению научно-технических достижений, недостаточный уровень квалификации кадров, недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта. Среди прочих факторов следует отметить наибольшее влияние недостаточности и несовершенства нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность, а также неразвитость инновационной инфраструктуры, рынка технологий и неопределенность сроков инновационного процесса [10,с.48].
Благодаря Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. предполагается реализовать большое количество инновационных проектов в промышленной сфере (создать 100 новых организаций, организовать 386 новых производств, провести комплексную модернизацию 609 действующих производств на основе внедрения 888 передовых технологий), а также модернизировать материально-техническую базу производства на основе внедрения новых и высоких технологий.
Международное
научно-техническое
Достигнутый
научный потенциал позволяет
Беларуси принимать участие в
международном инновационно-
Средства, выделяемые на МНТС, составляют 3—4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития МНТС разрабатывается план мероприятий по интеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонский процесс» интеграции высшего и последипломного образования.
Переход к постиндустриальному обществу предполагает превращение научной, научно-технической и инновационной политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования. В связи с этим необходима взаимоувязка научно-технической стратегии с другими составляющими государственного регулирования — промышленной, социальной, информационной и экологической политикой.
Под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
При
этом инновациями, определяющими
Процессы инноваций многообразны и различны по своему характеру, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием. Современные классификации инноваций позволяют оценивать их теоретическую и практическую значимость, определять результативность и направленность каждой из них.
Таким образом, инновации являются результатом осуществления стадий цикла «наука - техника - производство», которые становятся достоянием общества и, как правило, создают предпосылки экономического роста страны. Поэтому тема данной курсовой работы весьма важна и актуальна.
Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуги и организации в целом. Инновационная деятельность предприятия является составной частью общей экономической стратегии развития предприятия. Основные задачи экономического развития организации требуют расширения объема или обновления состава ее активов, что достигается в процессе использования инноваций.
При оценке эффективности инноваций используются различные показатели, в числе которых интегральный эффект, индекс рентабельности, норма рентабельности, период окупаемости. Выбор тех или иных показателей эффективности инноваций определяется конкретными задачами анализа. Степень объективности инновационного решения во многом зависит от глубины и комплексности оценки эффективности на основе используемой совокупности формализованных критериев.
Достигнутый
научный потенциал позволяет
Беларуси принимать участие в
международном инновационно-
Информация о работе Инновации и эффективность их использования