Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инноваций и оценка эффективности использования инноваций с теоретической точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие инноваций;
рассмотреть сущность и классификацию инноваций;
привести методику оценки экономической эффективности инноваций;
охарактеризовать инновационный потенциал Республики Беларусь.
1 Понятие и сущность инноваций 7
2 Классификация инноваций 15
3 Значение инновационной стратегии и ее разработка 21
4 Эффективность использования инноваций 28
5 Характеристика инновационного потенциала Республики Беларусь 32
Заключение 40
Список использованных источников 42
По характеру практической деятельности:
По основным технологическим параметрам:
Данная
классификация позволяет
Выбор стратегии — залог успеха инновационной деятельности. Организация может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.
В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей организации, чтобы не отстать от конкурентов.
Стратегию можно определить как процесс принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).
Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данной организации по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей [6,с.65].
Стратегическое управление инновациями — это значительно более широкое понятие, чем перспективное планирование крупномасштабных новшеств. Оно включает: ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии) и внутренних (новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень); потенциал сферы исследований и разработок; систему управления; ее организационные формы; этику и культуру предпринимательства (философия и предпринимательская политика).
Любые стратегические меры, предпринимаемые организацией, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах. Стратегия развития организации предусматривает обеспечение использования научно-технических достижений в области организации, техники и технологии, т.е. комплекса инноваций.
Роль
инновационных стратегий в
Стратегия нововведений предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых организация стремится содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических возможностей.
В
этом смысле стратегическое управление
инновациями ориентируется на достижение
будущих результатов
Единой
модели инновационной стратегии, как
и единого стратегического
Стратегическое управление — это такое управление инновационной организацией, которое, опираясь на научный потенциал как основу, ориентирует ее инновационную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит современные изыскания, отвечающие требованиям конкуренции и позволяющие добиться преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Важнейшими
задачами управления инновациями являются
разработка и реализация инновационной
стратегии данного
Различают такие виды целей: по охватываемой сфере (общая, частная); по значению (главная, второстепенная); по денежному выражению (денежные, безденежные); по количеству переменных в цели (одно- и многопеременные); по предмету цели (на общий результат и на производственный результат); по месту в иерархии целей (высшие, промежуточные и низшие); по взаимному соотношению целей (комплиментарные, индифферентные и конкурирующие цели по уровню стратегических целей фирмы).
Цели организации в целом — ожидаемое состояние совокупности стратегических хозяйственных единиц (продуктово-рыночных комбинаций) и соответствующие качественные и количественные показатели.
Цели стратегических хозяйственных единиц (СХЕ) — целевые установки для отдельных СХЕ, на которые распределены организации.
Цели функциональных сфер деятельности — директивные задания для функциональных подразделений организации, которые закладываются в основу разработки стратегий, планов мероприятий и программ в этих сферах и подразделениях.
Стратегические цели организации характеризуют количественную или качественную сторону ожидаемого результата. К количественным относятся цели: рыночные (оборот, рост, доля рынка), экономические (прибыль, рентабельность), финансовые (структура капитала, ликвидность). К качественным — стандарт качества продукции, независимость организации, стратегический облик организации (миссия), инновационное поведение, постановка сервисного обслуживания клиентов, уровень управления организацией, политическое и общественное влияние.
В общем виде технология разработки стратегии состоит из следующих этапов:
Существует
множество классификаций
Опыт отечественных организаций показывает, что наиболее приемлемыми в условиях рыночных отношений являются наступательная, защитная, а также совмещенная (защитно-наступательная) стратегии.
Инновация требует сравнительно продолжительного времени (5—10—15 лет), и организация сможет успешно реагировать на рыночные изменения, если она подготовилась и в ее распоряжении имеются необходимые научно-технические разработки. Следовательно, организация должна основывать свое будущее на долгосрочной стратегии, т.е. может рассчитывать на успех лишь в случае своей наступательной стратегии, которая считается с накопленным знанием и опытом, с внешними и внутренними условиями развития организации и ее состязательными преимуществами. Формирование наступательной стратегии — нелегкая задача. Она требует не только глубокого анализа и хорошей интуиции, оценки шансов, планов конкурентов, быстрого определения возможностей внешнего рынка, но и изобретательности, осторожности, быстрого размещения и реализации средств, постоянного наблюдения за мерой риска, оптимизма и умения проигрывать [9,с.257].
Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать три фактора.
Бизнес сегодня — это не только конкуренция, но и сотрудничество. Главным становятся две задачи: поиск партнеров на рынке и создание команды на самой фирме, что требует иных подходов к управлению.
Сформулированная
стратегия реально воплотится в
виде программ, планов, бюджетов, например
в виде производственной программы
выпуска определенной продукции. Иными
словами, стратегия будет
Значимость
определения эффекта от реализации
инноваций возрастает в условиях
рыночной экономики. В зависимости от
учитываемых результатов и затрат различают
следующие виды эффекта (табл. 4.1) [6, c.268].
Информация о работе Инновации и эффективность их использования