Формирование и развитие регионального овощепродуктового подкомплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:02, реферат

Краткое описание

В современных условиях надежное обеспечение населения страны продовольствием за счет отечественного производства имеет стратегическое значение, поскольку от его наличия во многом зависят не только продовольственная, но и национальная безопасность, а в конечном итоге и существование самого государства. В решении этой проблемы особая роль принадлежит овощной продукции как социально значимому и важнейшему стратегическому продукту.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОВОЩЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА ………………………….9
1.1. Понятие и сущность овощепродуктового комплекса в рыночных условиях
1.2. Концепция развития овощепродуктового подкомплекса
1.3. Методологические основы эффективного функционирования подкомплекса ………………………………………………………………30
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОВОЩЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА ………………………..56
2.1. Современное состояние и динамика развития овощепродуктового подкомплекса на макро- и микроуровнях региона
2.2. Финансово-экономический анализ потенциальных участников интегрированного формирования - предприятий подкомплекса в … регионе
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОВОЩЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА
3.1. Овощная товарно-продуктовая линия как условие экономического роста и устойчивого развития регионального овощепродуктового подкомплекса
3.2. Основные направления эффективного развития подкомплекса по созданию и выбору интеграционной структуры хозяйствования
3.3. Развитие маркетинговой деятельности в овощепродуктовом подкомплексе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….129
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Овощепродуктовый подкомплекс.docx

— 32.99 Кб (Скачать)

Мы считаем, что основная задача овощепродуктового подкомплекса состоит в круглогодовом, равномерном, бесперебойном и в необходимом ассортименте, рекомендуемым Российской Академией медицинских наук снабжение населения высококачественной овощной продукцией в свежем и переработанном виде.

На современном этапе  овощепродуктовый подкомплекс не решает поставленных перед ним задач в силу следующих причин:

- с распадом СССР разрушилась  централизованная система закупок  овощной продукции у отечественных производителей и ее распределение;

- расслоение населения  по уровню доходов привело  в последние годы к

10

тому, что нынешнее изобилие овощей приблизило и потребительский  уровень наиболее обеспеченных покупателей  к западному. В тоже время основная часть российских граждан вынуждена отказывать себе в приобретении природных витаминов вследствие своей низкой платежеспособности;

- проводимые преобразования  в экономике агропромышленного  комплекса Российской Федерации,  связанные с переводом аграрного  сектора на рыночные отношения,  способствовали развитию дезинтеграционных  процессов между предприятиями  сферы производства с одной  стороны и предприятиями сферы  переработки и реализации с  другой, что привело к неэффективному  производству и реализации продукции  на всех стадиях процесса воспроизводства  [22, 77]. В силу чего назрела необходимость  поиска способов преодоления  кризисного состояния и в частности  в овощепродуктовом подкомплексе, как на уровне государства, так и на уровне региона.

Развитие овощепродуктового подкомплекса на современном этапе требует совершенствования методологических подходов, которые бы отвечали закономерностям и принципам рыночных отношений.

Становление отечественного овощепродуктового подкомплекса в масштабах страны началось задолго до формирования других продуктовых подкомплексов. Проблема насыщения рынка овощной продукции существовала на протяжении длительного времени в бывшем СССР. Интересен тот факт, что в соответствии с решением Пленумов ЦК КПСС в 1979-1981 гг. в овощеводстве были приняты меры по организационному оформлению отраслевого агропромышленного комплекса: созданы союзное и республиканское министерства плодоовощного хозяйства и их структурные подразделения. В рамках этих формирований органически соединяются предприятия, выполняющие функции по выращиванию, заготовкам, хранению, транспортировке, переработке и сбыту плодоовощной продукции, которые раннее были разобщены. В состав Министерства плодоовощного хозяйства СССР при его организации были включены 3200 специализированных совхозов из системы сельского хозяйства и пищевой промышленности, более 400 производственных объединений и консерв-

и

ных заводов из системы пищевой промышленности, 300 горплодовощторгов с мощностями для хранения и магазинами. В 1981 г. произведено 31 % и реализовано государству 46 % от общего объема по всем категориям хозяйств.

Несмотря на большую территорию, зоны с благоприятными климатическими условиями для производства овощных  культур незначительны по площади. Кроме того, слабо развитая инфраструктура и жестко централизованная система  управления овощным хозяйством привели  к крайне низкому уровню потребления  по большинству позиций ассортимента.

Сложная ситуация с обеспечением овощной продукцией сохраняется  в Российской Федерации и после  распада СССР. Во-первых, в других государствах оказались наиболее благоприятные  зоны производства овощей, а для  теплолюбивых культур — единственно  возможные территории. Во-вторых, разрушено единое экономическое пространство овощного подкомплекса, несовершенны организационно-экономические решения в переходный период к рыночным условиям.

На современном этапе  становление и развитие овощепродуктового подкомплекса неизбежно связано с решением множества вопросов. Некоторые из них унаследовано от предыдущей системы отношений и, безусловно, будет стоять перед новым хозяйственным формированием. Решению многих вопросов в определенной степени будет способствовать обобщение опыта формирования и развития овощного хозяйства на любом хозяйственном уровне.

В данной работе рассматриваются  состояние и развитие составных  звеньев подкомплекса, значительное внимание уделяется анализу деятельности этих звеньев и направлениям эффективной работы каждого звена. Необходимость решения данных вопросов обусловлена тем, что, с одной стороны, лучше осмыслить изменение всего механизма, выявить причины и нерешенные проблемы, с другой - обратить внимание на найденные ранее эффективные организационно- экономические решения, которые могут быть приемлемы в новых условиях.

Овощеводство - одна из основных и наиболее трудоемких отраслей сель-

12

скохозяйственного производства. Для России вопросы обеспечения населения овощной продукцией особенно актуальны, поскольку большая часть территории не имеет благоприятных климатических условий для ее выращивания.

Анализ деятельности овощепродуктового подкомплекса в условиях перехода к рынку и формирования многоукладной экономики подтверждает [57], что резкий спад производства овощей в значительной мере произошел из-за либерализации цен, резкого повышения налогов, платежей и различного рода отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды, жесткой финансово-кредитной политики, резкого сокращения дотаций и других видов поддержки сельского хозяйства.

Таблица 1 - Индекс цен на продукцию сельского хозяйства, продукцию и услуги промышленности, потребляемые в сельском хозяйстве  Российской

Федерации, % к предыдущему  году

Показатели 1991г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Продукция сельского хозяйства 163 330 137 125 104 107

Продукция и услуги промышленности, потребляемые в сельском хозяйстве 193 320 149 127 106 115

Соотношение индексов 0,84 1,03 0,92 0,98 0,98 0,93

Индекс паритета цен на продукцию сельского хозяйства, продукцию и услуги промышленности (% к 1990 г.) 0,84 0,27 0,26 0,25 0,24 0,23

Таким образом, в 1995 г. по сравнению  с 1990 г. в России цены на промышленные товары и услуги выросли в 4,2 тыс. раз, а на сельскохозяйственную продукцию - в 1,2 тыс. раз, то есть диспаритет цен составил 3,0 раза. В последующие годы индексы прироста цен реализации сельскохозяйственной продукции несколько превышали индексы цен приобретения промышленной продук-

13

ции и услуг сельскохозяйственными организациями, но весьма незначительно. Резкий скачок цен на технические ресурсы для села произошел в 1992 г., когда индекс цен составил 30 и более раз, который повлек за собой повышение цен на продукцию растениеводства, но не более 17,4 раз. Расчеты на основе данных Госкомстата России показывают, что средний индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции в 1996-2001 гг. был на уровне 37%, а цен приобретения промышленной продукции - 36,5 %.

Анализируя сложившуюся  ситуацию в сентябре по сравнению  с сентябрем предыдущего года электроэнергия, отпускаемая сельскому  хозяйству, подорожала на 34,5 %, продукция  нефтеперерабатывающей промышленности - на 25,5 %, газовой промышленности - на 30,2%. Опережающими темпами по сравнению  с общим ростом цен на средства производства для сельского хозяйства  повышается стоимость нефтепродуктов, прежде всего горючесмазочных материалов и услуг для села. В целом за 2002 г. индексы цен на базовые виды сельскохозяйственной продукции, кроме картофеля и овощей, снизились, в то время как цены на основные виды техники и ресурсов для сельского хозяйства возрастали опережающими темпами.

Недостаточно высокий  уровень механизации, химизации  и мелиорации, который сложился в  стране на данный период времени, не позволяют  реализо-вывать современные высоко эффективные технологии производства, способные полностью удовлетворить население высококачественной овощной продукцией. Освоение современных технологий без привлечения значительных финансовых вложений практически невозможно.

Сегодня в России значительные изменения претерпела система закупок  -государство перестало быть монополистом на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Система Потребсоюза, заготавливавшая в советское время овощи, приватизирована. Все это привело [46, 53] к тому, что среди каналов сбыта продукции резко возросла доля бартера, натуральных выплат работникам сельхозпредприятий.

Причины, сдерживающие развитие овощепродуктового подкомплекса:

14

- монопольное положение  перерабатывающих предприятий, которое  позволяет им устанавливать низкие  цены на овощную продукцию,  что, в конечном итоге, привело  к сокращению посевных площадей  и спаду ее производства. Стабильность  и обеспечение рынка продукцией  отрасли не в малой мере  достигается с помощью импорта. 

-нарушения и последующий  разрыв межхозяйственных связей  на межрегиональном, отраслевом, а также на внутрипроизводственном уровнях, разба-лансированность ресурсов и мощностей, постоянный рост цен на материально-технические ресурсы, транспортные услуги, энергоресурсы, что привело к резкому сокращению обмена продовольственными ресурсами между регионами. Появилась тенденция к снижению территориальной специализации сельскохозяйственного производства [42,97], наметился крен к модели преимущественного самообеспечения регионов.

Определяющее значение в  качестве регулятора экономических  условий деятельности предприятий  приобрел фактор ограниченности спроса из-за низкой покупательной способности  населения. Падение жизненного уровня населения привело к существенному  снижению душевого потребления овощной  продукции как в переработанном, так и в свежем виде.

Вхождение в рынок для  предприятий овощепродуктового подкомплекса России обернулось тем, что государство постепенно отказалось от непосредственного регулирования их деятельности. Сегодня отрасль не может осуществлять даже простой процесс воспроизводства из-за невозможности закупки техники, топлива и смазочных материалов, сортовых семян, удобрений, тары, средств защиты растений. Из высокорентабельной отрасли овощеводство превратилось в низкорентабельную, а во многих регионах, в том числе и в Самарской области, в убыточную.

Мы считаем, что осуществляемая экономическая реформа дает пока отрицательные результаты в агропромышленном комплексе страны и не позволяет  стабилизировать производство продуктов  питания. Прежний экономический механизм аграрного сектора, осуществляющий важнейшую функцию обеспече-

15

ние продовольственной безопасности страны, был разрушен, а новый пока еще не построен.

Овощная продукция является скоропортящейся и малотранспортабельной, что связано с особенностями  биохимического строения овощных культур  и наличием в их составе большого количества воды. В процессе уборки, заготовки и транспортирования  овощей под влиянием высоких температур наблюдаются значительные потери массы  продукции, ухудшение ее товарного  вида и потребительских свойств, поэтому необходимо часть овощей перерабатывать в мес-тах производства.

На сохраняемость продукции и ее качество влияют не только методы хранения, но и способы уборки. Особенно велики потери овощей при уборке (механические повреждения плодов, высокий уровень загрязненности их почвенными и сорными остатками). Например, при хранении томатов, убранных комбайном в течение 12 часов, естественная убыль плодов увеличивается до 3,3 %, а доля нестандартной продукции составляет 37 %.

Отличие от других продуктовых  подкомплексов овощепродуктовый подкомплекс - один из самых трудоемких и капиталоемких [11,93]. На возделывание 1га овощных культур расходуется 600-800 чел. - час, в 35-40 раз выше по сравнению с производством зерна. При этом затраты труда на единицу площади колеблются по регионам выращивания овощей и отдельным видам овощных культур. Так, затраты труда на 1 га посевов овощей на орошаемых землях варьируют от 481 в Центральном экономическом районе до 821 чел. - час в Поволжском экономическом районе. При выращивании капусты белокочанной в Центральном экономическом районе в расчете на 1 га затрачивается 391 чел. - час, а в хозяйствах Северо-Кавказского экономического района- 554 чел.-час. Для возделывания овощных культур расходуется большое количество труда и средств. Особенно это относится к ранним культурам, выращиваемым в теплицах и специальных укрытиях.

Овощи как товар имеют  следующие особенности: удовлетворяют  основные потребности, имеют ограничение  объема потребления, являются скоропор-

16

тящимся товаром, имеющим ограниченный срок годности, потребление обусловлено традициями, привычкой и культурой.

Рынок характеризуется [31, 166] сравнительно большой широтой и  глубиной товарного ассортимента, что  обеспечивает потребителю возможность  выбора. Под широтой товарного  ассортимента имеется в виду общая численность ассортиментных групп товаров (разные виды овощей). Под глубиной товарного ассортимента понимают варианты предложений каждого вида товара в рамках ассортиментных групп (свежие, сушеные, соленые, замороженные овощи, закрытого и открытого грунта, в виде салатов, овощных полуфабрикатов). Производство овощей по регионам РФ различно, так как связано с природно-климатическими условиями и условиями возделывания. Рост производства овощей в большинстве регионов обусловлен необходимостью регионального обеспечения, особенно в северных районах.

Цена на рынке овощей имеет  средний уровень для товарной единицы вследствие поступления  их на рынок партиями, меняется в  широких пределах в зависимости  от сезона, определяется сроком годности и качеством товара, имеет слабую корреляцию с потребительским спросом.

Информация о работе Формирование и развитие регионального овощепродуктового подкомплекса