Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа
Целью исследования является изучение экономической сущности дохода и прибыли, их формирования и максимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понятия дохода и прибыли,
- дать классификацию и характеристику дохода предприятия,
- определить значение и функции прибыли,
- рассмотреть формирование прибыли на примере организации,
- оценить динамику прибыли на данном предприятии,
- найти основные факторы максимизации прибыли.
Введение………………………………………………………………………..5
1. Экономическая сущность дохода и прибыли организации………………6
1.1. Понятие дохода и прибыли……………………………………………….6
1.2. Классификация и характеристика дохода предприятия………………...8
1.3. Значение и функции прибыли……………………………………………11
2. Формирование прибыли на примере ОАО «УЗЭМИК»…………………..15
2.1. Оценка динамики прибыли ОАО «УЗЭМИК»……..……………………15
2.2. Показатели прибыли и рентабельности производства………………….16
2.3. Основные факторы максимизации прибыли…………………………….18
3. Расчетная часть………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..26
Список изученной литературы………………………………………………..28
Доход в результате реализации продукции, работ, услуг представляет собой выручку от реализации продукции.
Выручка может определяться следующими методами:
- метод начислений;
- кассовый метод.
При методе начислений доходы от реализации продукции признаются в момент отгрузки продукции и предъявления счетов покупателям.
При кассовом методе датой
получения дохода признается день поступления
средств на счета в банках и (или)
кассу предприятия, поступления
иного имущества и
Выручка от реализации продукции
методом прямого счета
В = Ц × Vр ,
где В – выручка от реализации продукции, р.;
Ц – цена единицы продукции (работы, услуги) без НДС и акцизов, р.;
Vр – объем реализованной продукции (работ, услуг), шт.
Расчетный метод определения выручки:
В = ТП + ГПнп - ГПкп, (2)
где В – выручка от реализации продукции, тыс. р.;
ГПкп, ГПнп – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе в оптовых ценах, а также для кассового метода - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя, тыс. р.;
ТП – плановый объем товарной продукции в оптовых ценах, тыс. р.
Также принято выделять общий, средний и предельный доход.
Общий (валовой) доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество.
В условиях чистой (совершенной) конкуренции фирма продает продукцию по постоянной цене. Следовательно, ее доход будет находиться в прямой пропорциональной зависимости от количества проданной продукции.
Средний доход - это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.
Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции. При постоянной цене средний доход равен цене реализации.
Предельный (дополнительный) доход – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.
Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.
В условиях совершенной конкуренции фирма продает дополнительные единицы продукции по постоянной цене, так как любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную цену.
Доходы фирмы на практике состоят из 2-х частей:
1. из выручки от реализации продукции (товаров или услуг);
2. из внереализованных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы.
Выручка от реализации продукции представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и не основной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги, оплаченные покупателем или заказчиком.
Внереализованные доходы непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью.
Их источниками служат:
- дивиденды на вложенные нам или приобретенные акции и другие ценные бумаги;
- штрафы, полученные от контрагентов;
- пени, неустойки;
- проценты за хранение денежных средств в банке и другие, не планируемые доходы.
1.3. Значение и функции прибыли
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:
Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д.
Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.
Практически вне сферы воздействия
предприятия находится
В известной степени, зависят от
предприятия такие факторы, как
уровень цен на производимую и
продаваемую продукцию и
К факторам, зависящим от предприятия,
относятся уровень
Перечисленные факторы влияют на прибыль
не прямо, а через объем проданной
продукции и себестоимость, поэтому
для выявления конечного
Таким образом, прибыль характеризует
экономический эффект, полученный в
результате деятельности предприятия.
Но все аспекты деятельности предприятия
с помощью прибыли в качестве
единственного показателя оценить
невозможно. Именно поэтому при анализе
производственно-хозяйственной
Содержание стимулирующей
За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников.
Стремление к получению
Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ.
Наконец, прибыль является одним
из источников формирования бюджетов
разных уровней, внебюджетных фондов.
Она поступает в бюджеты в
виде налогов и наряду с другими
доходными поступлениями
Важными информативными показателями деятельности предприятия являются налогооблагаемая и чистая прибыль.
Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений.
Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия, подразделяется на две
части. Первая увеличивает имущество
предприятия и участвует в
процессе накопления. При этом не обязательно
всю прибыль, направляемую на накопление,
использовать полностью. Остаток прибыли,
не использованной на увеличение имущества,
имеет важное резервное значение
и может быть использована в последующие
годы для покрытия возможных убытков,
финансирования различных затрат. Такая
прибыль называется нераспределенной.
Прибыль, использованная на накопление,
и нераспределенная прибыль прошлых
лет свидетельствует о
Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Прибыль, направленная на накопление и потребление, называется распределенной. Направления распределения и использования полученной прибыли предприятием определяются самостоятельно.
2. Формирование
прибыли на примере ОАО «
2.1. Оценка динамики прибыли ОАО «УЗЭМИК»
Анализ финансового состояния ОАО "УЗЭМИК" за 3 года представлен в таблицах 2, 3.
«Таблица 2 - Отчёт о прибылях и убытках за 2008-2010гг. ОАО "УЗЭМИК", тыс. руб.»
Наименование показателя |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
Выручка от реализации (без НДС) |
2 044 049 |
1 802 848 |
1 293 178 |
Всего затраты на реализованную продукцию |
1 953 943 |
1 754 538 |
1 223 829 |
Прибыль(убыток) от продаж |
90 106 |
48 310 |
69 349 |
Доходы по ценным бумагам и от долевого участия в других организациях |
-13 479 |
-30 997 |
-55 465 |
Прочие операционные доходы (+)/расходы (-) |
-9 176 |
-15 798 |
-13 193 |
Прочие внереализационные |
0 |
0 |
0 |
Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) |
67 451 |
1 515 |
691 |
Отложенные налоговые активы |
354 |
130 |
159 |
Отложенные налоговые |
4 321 |
7 088 |
2 988 |
Текущий налог на прибыль |
16 585 |
1 838 |
189 |
Чистая прибыль (прибыль после налогообложения) за период |
46 899 |
-7 281 |
-2 327 |
Чистая прибыль ОАО "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" (ОАО "УЗЭМИК") на 2008г. составила 46,899 млн. руб. На основе данной таблицы можно сделать вывод о том, что за последние два года предприятие получило значительный убыток, но к 2010г. заводу удалось сократить убыток почти в 3 раза.
Таким образом, задачами ОАО "УЗЭМИК" являются увеличение объема производства товарной продукции; расширение производства резиновых уплотнителей, освоение новых видов для различных профильных систем, увеличение продаж в объеме полной загрузки четырех линий; расширение производства подрельсовых прокладок и организация их поставок; освоение производства новых формовых изделий для сельского хозяйства и т.д.
2.2. Показатели прибыли и рентабельности производства
Показатели рентабельности
являются относительными характеристиками
финансовых результатов и эффективности
деятельности предприятия. Они измеряют
доходность предприятия с различных
позиций и группируются в соответствии
с интересами участников экономического
процесса, рыночного обмена. Производные
от прибыли относительные
Рентабельность предприятия — это показатель, который является важной характеристикой факторной среды формирования прибыли предприятия. Исходя из этого, данный показатель является обязательным элементом сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
Эта группа показателей рентабельности
формируется на основе расчета уровней
рентабельности (доходности) по показателям
прибыли, валовых расходов и валового
дохода предприятия, и рассчитывается
как отношение прибыли к
Рентабельность продукции можно рассчитать по всей проданной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от продажи продукции к затратам на ее производство и обращение. Показатели рентабельности по всей проданной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности продаваемой продукции. Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция продается потребителю, и расходов по данному ее виду.