Денежная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Развитие экономики любого государства не возможно без эффективной системы денежного обращения и использования современных механизмов. В последние годы в журналах «Банки и кредит», «Аналитический банковский журнал», «Наука. Культура. Общество», «Вопросы философии», «Банковское дело» опубликован ряд статей, посвященных вопросам денежной системы России. В научных публикациях раскрывается сущность денежных отношений, критика развития денежной системы и анализируются особенности ее структуры и принципы функционирования в России.

Оглавление

Введение.................................................................................................................. 3
1. Понятие и виды денежных систем............................................................... 5
1.1 Денежная система: сущность, виды, функции, структура....................... 5
1.2 Законодательная основа функционирования денежной системы России.....................................................................................................................10
1.3 Инструменты и методы регулирования денежной системы России..... 11
2. Анализ динамики показателей денежной системы России в 2005- 2009 гг
2.1.Динамика денежной массы и основные показатели денежного обращения в 2005-2009 гг…………………………………………………………………………..14
2.2. Структура деятельности кредитных организаций и показатели ставки рефинансирования в России в 2005-2009 гг. ………………………………………17
3. Проблемы и перспективы развития денежной системы России
3.1 Проблемы развития денежной системы России………..…………………22
3.2. Перспективы развития денежной системы России………………………24
Заключение............................................................................................................ 32
Список использованной литературы................................................................. 33

Файлы: 1 файл

курсовая деньги кредит банки.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

 

Депозиты и кредиты, привлеченные кредитными организациями, выросли за 4 года ~ 4,5 раза. Рассмотрим чем же вызван рост привлеченных средств. В таблице 4 уже рассматривалось уменьшение наличной денежной массы в структуре денежной базы.

                                                                                                      

 

 

 

                                                                                                    Таблица 6

Показатели ставки рефинансирования в Российской Федерации в 2005-2009 гг. [20]

Период действия

%

28 декабря 2009 г. –

8,75

25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г.

9

30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г.

9,5

30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.

10

15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г.

10,5

10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г.

10,75

13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г.

11

5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г.

11,5

14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г.

12

24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г.

12,5

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

13

12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г.

12

14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г.

11

10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г.

10,75

29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г.

10,5

4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г.

10,25

19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.

10

29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г.

10,5

23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.

11

26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г.

11,5

26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.

12

15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г.

13

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам [20].

Данные, приведенные в таблице 6, носят статистический характер. В 2005 -2008 годах ставка сохраняется примерно на одном уровне в пределах 11-13 процентов. Уменьшение же ставки в 2009 и ее предполагаемое дальнейшее уменьшение носит директивный характер. Директивный характер этой ставки вызван необходимостью преодоления мирового финансового кризиса: стимулированию денежной политики и повышению доверия банковскому сектору.

Далее, в таблице 7 представлены сводные данные по показателям динамики денежной системы России с 2006 по 2009 год. В данной таблице сравнены показатели 2009 года с показателями 2006 года. Такое сравнение было выполнено потому, что во многих экономических изданиях и периодической литературе часто сравниваются именно эти годы. 2006 год явился наиболее благополучным для экономики России.

Сравнение, приведенных в таблице 7 показателей денежной системы, выявило следующие закономерности:

Устойчивый рост объема денежной массы: в 2009 году объем денежной массы увеличился более чем в 2 раза в сравнении с 2006 годом. Так же увеличилось количество банкнот, находящихся в обращении. Это свидетельствует о кризисных процессах в экономике.

Устойчивый рост продолжительности одного оборота денежной массы и снижение скорости ее оборота является показателем снижения ликвидности денежных агрегатов.

Рост денежной базы (в широком определении) в 1,8 раза в 2009 году по сравнению с 2006 годом. При общем сравнении роста денежной базы с ростом наличных денежных средств М0 , как одного из составляющих денежной базы, увеличение происходит пропорционально. Таким образом, можно сделать вывод о том, что резервы коммерческих банков возросли так же примерно в 1,8 раза.

Объемы, привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц в иностранной валюте в 2009 году вырос в 3 раза в сравнении с 2007 годом. Данный показатель характеризует недоверие граждан России к своей национальной валюте. При этом показатель безналичных денег в структуре денежной массы М2 вырос в 1,6 (раза 9698,3/6210,6=1,56), а общий рост денежной массы М0 составил 1,5 раза (13493,1/8995,8=1,49) .

Уменьшение ставки рефинансирования, как одного из показателей денежно-кредитного регулирования экономических процессов в стране, свидетельствует о предпринимаемых действиях правительства и Центрального банка по стабилизации экономики.

Выявленные показатели свидетельствуют о непрекращающихся кризисных процессах в экономике в целом и денежной системе, как ее составной части. Особенно резко они проявились в 2008 году. Этот год не только в экономике нашей страны, но и в мировой экономике стал годом глобальных финансовых крахов и пересмотра денежно-кредитной политики многих государств, в сторону укрепления национальных валют и их выходу на мировой рынок.

Анализ динамики показателей денежной системы России выявил незначительный рост кризисных явлений в период 2006-2007 гг. и резкие изменения в разнице показателей денежной системы в 2008 году по сравнению с 2006 годом. В следующей главе попробуем определить явления, вызвавшие эту разницу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития денежной системы России

3.1 Проблемы развития денежной системы России

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими проблемами. Глобальный экономический кризис привел во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений.

Основная проблема российской экономики – до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Вторая проблема – недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные. Результат – значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Третья проблема – недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования – меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.

Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников – высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

Одной из основных проблем в развитии денежной системы России можно назвать конвертируемость рубля, т.е. признание его различными экономическими субъектами в разных странах в качестве надежного средства расчетов и средства сбережения. Из года в год в Послании Президента звучат одни и те же слова: конвертируемость рубля, усиление роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов.

Что же мешает рублю стать общепризнанной валютой? На это ведь и направлены действия Центрального банка России. Почему в течение многих лет Центральному банку не удается сделать рубль признанным международным средством платежа? Наверно, все-таки мешает стабилизации рубля несовершенство законодательной базы. Все законодательные функции, возложенные на Центральный банк России, сделали его государством в государстве: «Банк России наделен не только монопольным правом на денежную эмиссию, но и монопольными правами в области регулирования и надзора за банковской деятельностью» [12]. Мировой финансовый кризис только усугубил проблемы Российской экономики, зависимой от мировых валют.

В Послание Президента РФ Федеральному собранию (05.11.2008г.) определена проблема - мировой финансовый кризис и вызванная в связи с ним экономическая нестабильность. Формирование в ближайшем будущем «современной самостоятельной финансовой системы, способной противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач» - вот ближайшие цели, которые необходимо решить [3].

Нельзя не отметить, что решение проблем экономики страны, в том числе и проблем денежной системы, является государственной задачей.

 

3.2. Перспективы развития денежной системы России

Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 гг. направлена на сглаживание колебаний курса рубля. В этот период основной задачей Банка России является создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики определяются с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики. Под диверсификацией экономики понимается снижение ее концентрации (на нефтегазовом секторе) за счет модернизации действующих и развития новых ее областей (секторов, отраслей, видов деятельности, внешнеторговых связей).

Инфляционное таргетирование - комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.

Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий[12]:

- Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);

- Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;

- Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;

- Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции - манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег.

Комплексы мер по преодолению кризисных явлений разработаны и приняты к реализации в программе «Основные направления антикризисных действий правительства Российской Федерации на 2010 год».

Правительство и Центральный Банк реализуют ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижению инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

Информация о работе Денежная система РФ