Бухгалтерский баланс предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств для развития производства, его неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….…….3
1. Бухгалтерский баланс предприятия, его сущность. Группировка статей в бухгалтерском балансе и их содержание…………………………………5
1.1. Понятие бухгалтерского баланса, его сущность………………………5
1.2. Актив баланса и пассив баланса……………………………………......6
2. Анализ финансового положения организации………………………….9
2.1. Вертикальный и горизонтальный анализ баланса………………….....9
2.2. Ликвидность баланса предприятия………………………………...…12
2.3. Финансовая устойчивость предприятия……………………………...17
2.4. Прогнозирование платежеспособности предприятия……………….26
3. Понятие банкротства предприятия……………………………………..33
Заключение………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………...39
Приложение………………………………………………………………........

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике организации на тему баланс.docx

— 157.50 Кб (Скачать)

Резервы экономии накладных  расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет обоснованного сокращения аппарата управления, экономного использования  средств на командировки, почтово-телеграфные  и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой  продукции, оплаты простоев и др.

Дополнительные затраты  на освоение резервов подсчитываются отдельно по каждому ее  виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочие переменные расходы, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения  выпуска продукции i-гo вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат отчетного периода:

Подсчет резервов роста прибыли  за счет повышения качества продукции  производится следующим образом: планируемое  изменение удельного веса каждого  сорта  умножается на отпускную цену соответствующего сорта , результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции с учетом резервов его роста.

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения структуры рынков сбыта, каналов и сроков реализации продукции. В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы  роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию.

Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции  – увеличение суммы прибыли от реализации продукции  . Для подсчета  резервов может быть использована следующая формула:

- резерв роста рентабельности;

-     возможный (прогнозируемый) уровень рентабельности;

 -  фактический уровень рентабельности;

 -     фактическая сумма прибыли отчетного периода;

- резерв роста прибыли от реализации продукции;

- возможный объем реализации  продукции с учетом выявленных  резервов его роста; 

-    возможный уровень  себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

-  фактическая сумма затрат  по реализованной продукции.

Предприятию необходимо разрабатывать  прогнозные модели финансовой  устойчивости предприятия для выработки генеральной финансовой стратегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценки его возможностей в перспективе. Она должна строиться на основе изучения реальных финансовых возможностей предприятия, внутренних и внешних факторов и охватывать такие вопросы, как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределения прибыли, инвестиционная и ценовая политика. Основное внимание при этом уделяется выявлению и мобилизации внутренних резервов увеличения денежных доходов, максимальному снижению себестоимости продукции и услуг, выработке правильной политики распределения прибыли, эффективному использованию капитала предприятия на всех стадиях его кругооборота.

Значение прогнозного  анализа финансовой устойчивости состоит  в том, что он позволяет заблаговременно  оценить финансовую ситуацию с позиции ее соответствия стратегии развития предприятия с учетом изменения внутренних и внешних условий его функционирования.

Основу построения прогнозной модели ФСП составляет прогноз объема продаж и требуемого объема ресурсов.

Обычно выделяют четыре метода прогнозирования финансового состояния субъекта хозяйствования:

  • экстраполяция;
  • метод сроков оборачиваемости;
  • метод бюджетирования;
  • метод предварительных (прогнозных) балансов.

При использовании первого метода исходят из предположения о существовании прямой связи между оборотным капиталом и объемом продаж, которая может быть выражена с помощью простого коэффициента (отношение чистого оборотного капитала к объему продаж) либо с помощью уравнения связи:

y= а +bх,

где        а - постоянная величина чистого оборотного капитала;

             b - коэффициент регрессии, отражающий степень зависимости оборотного капитала от объема продаж.

Зная величину этих коэффициентов  и прогнозируемый объем продаж, можно  определить потребность в чистом оборотном капитале.

Однако этот метод достаточно упрощен, так как учитывает единственный фактор - объем продаж, тогда как  уровень потребности в краткосрочном финансировании во многом зависит от срока оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.

Второй метод прогнозирования  величины чистого оборотного капитала основан на изучении продолжительности  финансового цикла: период оборачиваемости  запасов плюс период оборачиваемости дебиторской задолженности минус период оборачиваемости кредиторской задолженности, умноженный на однодневный оборот по реализации:

                                  

Однако и этот метод  имеет свои недостатки, так как  сроки оборачиваемости не являются нормативными, а изменяются под воздействием различных факторов и поэтому, в свою очередь, требуют прогнозирования и уточнения.

Метод бюджетирования –  это метод, основанный на планировании поступления и расходования денежных средств в том числе от основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Расчет отклонений между поступлением и выплатами показывает планируемое изменение денежных средств и создает основу для принятия соответствующих управленческих решений. Прогнозирование денежных потоков позволяет определить размеры избытка или недостатка денежной наличности в обороте предприятия. Реальность прогнозов поступления и расходования денежных средств зависит от степени их неопределенности.

Одним из методов финансового  прогнозирования является составление  прогнозного отчета о прибылях и  убытках  и прогнозного баланса. Прогнозная отчетность может составляться на конец каждого месяца, квартала, года. Она позволит установить и оценить изменения, которые произойдут в активах предприятия и источниках их формирования в результате хозяйственных операций на планируемый период времени.

 

3. Понятие банкротства предприятия

 

Вероятность банкротства предприятия – это  одна из оценочных характеристик  текущего состояния и обстановки на исследуемом предприятии. Проводя  анализ вероятности ежемесячно, руководство  предприятия или технологической  цепочки может постоянно поддерживать вероятность на низком уровне. Поскольку  вероятность зависит от ряда показателей, то для положительного результата необходимо следить не за каким-то одним, а за несколькими основными показателями одновременно.

Показатель  вероятности банкротства получил  название коэффициента Альтмана (индекс кредитоспособности) по имени своего создателя. Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.

При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась  в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических  коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования  возможного банкротства. Из этих показателей  он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное  уравнение. Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых  показателей, характеризующих экономический  потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. В  общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:

                            

      где Х1 – оборотный капитал/сумма активов;

      Х2 – нераспределенная прибыль/сумма активов;

      Х3 – операционная прибыль/сумма  активов;

      Х4 – рыночная стоимость акций/задолженность;

      Х5 – выручка/сумма активов.

Результаты  многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для  которых Z>2,99 попадают в число финансово  устойчивых, предприятия, для которых Z<1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.

Z-коэффициент  имеет общий серьезный недостаток - по существу его можно использовать  лишь в отношении крупных кампаний, котирующих свои акции на биржах. Именно для таких компаний  можно получить объективную рыночную  оценку собственного капитала.

Некоторые исследователи предостерегают от использования  данной модели в России без предварительного испытания на опытных данных, так  она была разработана на основе данных финансовой отчетности, выполненной  по американским стандартам (GAAP).

Совершенно  непонятно, насколько велика описательная сила показателя совокупных активов  в российской отчетности; активы постоянно  переоцениваются, при этом многие из них просто не имеют разумной исторической стоимости (в частности, активы, которыми наделялись приватизируемые предприятия, учитывались по придуманным Госкомценом «ценам»).

Совершенно  понятно, что «чистая прибыль» в  терминологии Министерства финансов России далеко не чистая, поскольку из нее  выплачивается целый ряд реально  понесенных издержек (премии сотрудникам, расходы по содержанию социальной сферы  и т.п.).

В России не соблюдается принцип постоянства  положений учетной политики, то есть, сменив учетную политику, компании не корректируют отчетность предыдущих лет в соответствии с вновь  принятой учетной политикой.

Для оценки финансовой устойчивости можно пользоваться следующей формулой, адаптированной к российской терминологии:

;            

где Х4 – отношение уставного капитала фирмы к общей сумме активов.

Степень близости предприятия к банкротству  определяется по шкале, представленной в Таблице 5. Принимая во внимание, что формула расчета Z в представленном виде отличается от оригинала, рекомендуется снизить верхнюю границу «очень высокой» степени вероятности банкротства до 1.

При ретроспективном анализе предприятия  следует обращать внимание не столько  на шкалу вероятностей банкротства, сколько на динамику этого показателя.

Показатель  вероятности банкротства является комплексным показателем, включающим в себя целую группу показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия, структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость.

На основе комплексного анализа финансового  состояния можно сделать предварительные  выводы о причинах кризисного состояния  предприятия и направления вывода его из кризиса. Следующим этапом управления несостоятельными предприятиями  является стабилизация его финансового  состояния.

Таблица 5 - Шкала вероятности банкротства

Значение Z

Вероятность банкротства

менее 1,8

очень высокая

от 1,81 до 2,7

высокая

от 2,71 до 2,99

средняя

от 3,0

низкая


 

Исходя  из таблицы 5 определяется степень вероятности банкротства анализируемого предприятия.

Основная  цель финансового анализа – получение  небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений  в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Чтобы принимать управленческие решения в области производства, продажи, сбыта, финансов, инвестиций и  нововведений, руководству нужна  постоянная осведомленность по соответствующим  вопросам, возможная лишь в результате отбора, анализа, оценки исходной  информации.

Финансовый  анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования  информации финансового характера, имеющий целью:

- Оценить  текущее и перспективное финансовое  состояние предприятия;

- Оценить  возможные и целесообразные темпы  развития предприятия с позиции  финансового обеспечения;

- Выявить  доступные источники средств  и оценить возможность и целесообразность  их мобилизации;

- В основе  финансового анализа, равно как  и финансового менеджмента в целом, лежит анализ финансовой отчетности.

Содержание  и основная целевая установка  финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление  возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояния предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников.

Основные  задачи анализа финансового состояния  – определение качества финансового  состояния, изучение причин его улучшения  или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

Информация о работе Бухгалтерский баланс предприятия