Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 15:11, курсовая работа
Анализ методов регулирования бюджетной системы необходим для оценки ее эффективности, а также для разработки новых и корректировки уже имеющихся планов и программ по совершенствованию межбюджетных отношений.
Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов(3).
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 стр.
Бюджет – основа финансовой части государства. . . . . . . . . .. .5-7 стр.
- Понятие бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 стр.
- Принципы построения бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-6 стр.
- Структура бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-7 стр.
3. Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8-11 стр.
- Цели бюджетно-налоговой политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 стр.
- Инструментарий фискальной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 стр.
- Функции бюджетной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8-9 стр.
- Концепции бюджетно-налоговой политики. . . . . . . . . . . . . . . .9-10 стр.
- Государственный долг и его регулирование. . . . . . . . . . . . . . .10-11 стр.
4. Налоговая система, ее структура, инструменты и значение. 12-17 стр.
- Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 стр.
- Виды налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12-14 стр.
- Принципы налогообложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14-15 стр.
- Система выплаты налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 стр.
_ Тяжесть налогообложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16-17 стр.
5. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18-19 стр.
6. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 стр.
Государственный долг и его регулирование.
Одним из источников финансирования государственной деятельности (наряду с налогами) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии. Такой источник финансирования известен в экономической литературе как финансирование за счет государственного долга, или дефицитное финансирование, широко используемое правительствами всех стран(1).
Использование методов дефицитного финансирования дает государству один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и социальных процессов(1).
Государственный долг связан с вторичным распределением (перераспределением) стоимости валового национального продукта для формирования дополнительных ресурсов государства в результате займа денежных средств у населения (и институтов) и кредитов иностранных государств. Государственная задолженность имеет две основные формы: государственные ценные бумаги (казначейские векселя, средне- и долгосрочные государственные обязательства, государственные облигации, гарантии федерального казначейства, нерыночные бумаги) и записи на бухгалтерских счетах (кредиты эмиссионного банка, иногда — частных кредитных институтов)(1).
Являясь одним из инструментов государственного регулирования, государственный долг выполняет две функции: фискальную и стимулирующую.
Управление государственным долгом включает формирование политики государственного долга, установление границ государственной задолженности, определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели, а также создание институциональных, бюджетных и политико-психологических инструментов для управления государственным долгом(1).
Таким образом, государственный долг интегрирован в механизм смешанной рыночной экономики. Регулирование его границ позволяет использовать государственные займы как инструмент стабилизационного воздействия на экономику. Чем выше темпы экономического роста, тем менее обременительным для государства является использование займов для финансирования своих расходов(1).
Налоговая система, ее структура, инструменты и значение.
Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Функции налогов:
Налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а экономическая — обязанность государства перед налогоплательщиками(4).
Виды налогов.
Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги(5).
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К числу прямых налогов относятся: реальные налоги (подомовой, промысловый, на ценные бумаги, поземельный); личные налоги (подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на сверхприбыль, налог на доходы от добычи нефти, налог на доходы от денежных капиталов, налог с наследства и дарений, поимущественный налог)(5).
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. К косвенным налогам относятся: акцизы индивидуальные: (на пиво, на сахар, на бензин, и т. д.); универсальный (налог с оборота): однократный, многократный, налог на добавленную стоимость; фискальные монопольные налоги (на соль, на табак, на спички, на спирт, и т.д.); таможенные пошлины: по происхождению (экспортные, импортные, транзитные), по целям (фискальные, протекционные, сверхпротекционные, антидемпинговые, преференциальные), по ставкам (специфические, адвалорные, смешанные)(5).
В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования: взносы наёмного труда, взносы предприятий. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение(6).
В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги(6).
Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог(6).
Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд)(6).
В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные(6).
Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста(6).
К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги(6).
Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:
· на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны;
· затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводительный процесс в микроэкономике;
· для настоящего времени стало характерным стремление все в большей использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе(6).
Принципы налогообложения.
Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов.
Таких принципов достаточно много:
· принцип выгоды;
· принцип пожертвования;
· прогрессивность ставок налогообложения доходов;
· равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности;
· сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью;
· определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса;
· исключение возможностей переложения налогового бремени;
· простота и ясность системы и процедуры налогообложения.
Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях, должен платить налог за нее(4).
Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд(4).
Современное налогообложение доходов опирается на использование прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов(4).
Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их развития. В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования(4).
Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действующего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в современной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры, необходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная деятельность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление бизнеса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями(4).
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков, уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем самым угнетающе действует на стимулы производства(4).
Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и многократного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему следовать(4).
В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономикой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как предприниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсации удорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывается на покупателя. Именно он оплачивает налог, а предприниматель выступает, по существу, собирателем этого налога(4).
Система выплаты налогов.
Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобными и понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральных налогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его половине. В России же доля подоходного налога с физических лиц составляет чуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Такая структура налогообложения в России объясняется ее корнями, которые десятилетиями питали общество государственного социализма, организованного на принципах хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговая система в России становится источником хозяйственных деформаций. Это проявляется по следующим направлениям:
· государство сталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку бизнес имеет множество способов укрыть налоги;
· налогообложение провоцирует инфляционные процессы, так как предприниматели стремятся переложить налог на отпускные цены;
· возможность переложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную дифференциацию общества, поляризацию величин реальных доходов граждан, что обостряет социальную напряженность.
В дальнейшем, по мере роста доходов населения, Россия должна сместить акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая налогообложение бизнеса(5).
Тяжесть налогообложения.
Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, отнесённых к валовому внутреннему продукту.
На неё оказывают влияние следующие условия:
· величина полученных доходов;
· традиции, сложившиеся в стране;
· фазы промышленного цикла.
Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения(5).
История XX в. четко прослеживает тенденцию роста налоговых изъятий в странах с рыночной экономикой. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10 % ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах с уровнем ВВП на душу населения в 15-28 тыс. дол. доля налоговых изъятий и тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП. В России этот уровень превышается, в то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому (ВВП на душу населения около 5 тыс. дол.), тяжесть налогового бремени не превышает 30%.
Тяжесть налогообложения зависит от циклических колебаний. Она может быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре(5).
Заключение.
Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике(1).
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости(1).
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём(1).
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств(2).
Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным(2).