Бизнес-план как одна из форм внутрифирменного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы: изучение сущности, принципов планирования и изучение процесса стратегического планирования.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия и принципы внутрифирменного планирования;
2. раскрыть сущность стратегического планирования;
3. определить основные методологические и организационные вопросы;
4. рассмотреть процесс стратегического планирования;
5. рассмотреть этапы разработки и реализации стратегии в организации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Бизнес-планирование…………………………………...……..……………….......5
1.1 Сущность и основные принципы планирования. Система планов организации…………………………………………………………………………….….5
1.2 Стратегическое планирование в организации……………………….........…9
1.2.1 Методологические и организационные основы стратегического планирования………………………………………………………………………….......9
1.2.2 Общая схема процесса стратегического планирования и характеристика отдельных его этапов……………………………………………………………………12
Глава 2 Анализ ведения бизнеса мебельной фабрики ООО «Престиж»...........20
Заключение………………………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………………….25

Файлы: 1 файл

КУрсовая Темирбаева.docx

— 67.80 Кб (Скачать)

Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования

«Омский промышленно-экономический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Экономика организации

Тема: «Бизнес-план как одна из форм внутрифирменного планирования»

 

 

 

 

 

Выполнила: 
Темирбаева С. К., 1 курс, ББ-123 
Руководитель: 
Сорокина О. А.

 

 

Оценка:_________

Дата защиты:________

 

                                                                                                                                

Омск-2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                                          стр.

Введение…………………………………………………………………………….3

Бизнес-планирование…………………………………...……..……………….......5

1.1 Сущность и основные принципы планирования. Система планов организации…………………………………………………………………………….….5

1.2 Стратегическое планирование в организации……………………….........…9

1.2.1 Методологические и организационные  основы стратегического планирования………………………………………………………………………….......9

1.2.2 Общая схема процесса стратегического планирования и характеристика отдельных его этапов……………………………………………………………………12

 Глава2 Анализ ведения бизнеса мебельной фабрики ООО «Престиж»...........20

Заключение………………………………………………………………………...24

Список используемой литературы……………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Увеличение рыночных отношений и появление нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и услуг. В условиях молодого рынка организации всех форм собственности главное внимание должны уделять стратегическому, финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию.

Специалист, занимающийся в сфере предпринимательской деятельности, должен понимать суть происходящих явлений и принимать верные решения в различных ситуациях, на основе знании принципов и методов экономического предвидения. Любое решение требует экономического предвидения в форме прогноза или плана. Однако фирме нужен не любой план или прогноз. Ей нужен хорошо обоснованный образ будущего, так как только на основе знания сущности экономических тенденций и явлений может быть создан действительно полезный прогноз или  план.

Плановые и прогнозные расчеты подчиняются единой методологии, которая определяет принципы, методы, этапы расчетов, а также выбор индикаторов экономического предвидения. Специалисту будет трудно научиться квалифицированным экономическим расчетам, но можно обучиться системе знаний по методологии предвидения, а в конечном счете – экономическому типу мышления, которое способствует осуществлению квалифицированных прогнозов и планов.

Всем вышеперечисленным и определяется актуальность и значимость данной   темы.

Цели данной работы является изучение сущности, принципов планирования и изучение процесса стратегического планирования.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть основные понятия и принципы внутрифирменного планирования;
  2. раскрыть сущность стратегического планирования;
  3. определить основные методологические и организационные вопросы;
  4. рассмотреть  процесс стратегического планирования;
  5. рассмотреть этапы разработки и реализации стратегии в организации.

 

Предметом исследования является организация системы внутрифирменного    планирования в организации.

Объектом исследования является методика организации процесса внутрифирменного планирования в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

1.1 Сущность и основные принципы планирования. Система планов организации

На основе анализа и обобщения  имеющихся в литературе точек зрения можно дать следующее определение  процессу планирования в организации.

Планирование – определение (выработка) целей на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основными принципами планирования в условиях рынка являются:

1. принцип непрерывности;

2. принцип гибкости;

3. принцип точности.

Принцип непрерывности заключается в том, что:

1. процесс планирования в организации должен осуществляться постоянно;

2. планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

Принцип гибкости взаимосвязан с первым принципом и заключается в придании плану и процессу планирования способности менять свою направленность  в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться таким образом, чтобы в них можно было вносить изменения, содержать так называемые резервы. Реализация принципа гибкости требует дополнительных затрат. Уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Затраты могут оказаться настолько высокими, что преимущества, обеспечиваемые гибкостью плана, могут не окупиться.

Краткий вариант гибкой системы планирования – это отказ от периодизации этапов разработки планов, выдвижение новых плановых установок  в ответ на появление новых проблем. Однако такой  план почти не приемлем для  крупных организаций.

Принцип точности означает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации.

Разработка  стратегического плана ограничивается определением генеральных (основных) целей и общих направлений деятельности, поскольку объем информации  о долгосрочных перспективах ограничен, а диапазон и скорость изменения параметров факторов внешней среды значительно и постоянно растут.

В краткосрочных планах организации конкретность обязательна.

В рыночной экономике основной проблемой организации является проблема выживания и обеспечения развития. Средством решения данной проблемы является стратегическое планирование.

Стратегическое планирование ориентировано на внешнее окружение организации(экономическое,политическое,социальное,демографическое,технологическое,конкурентное) и отражает тенденции влияния внешних факторов, их доминирующую роль в формировании перспектив развития организации.

Стратегическое планирование обобщает все виды плановой деятельности в организации (долгосрочное, краткосрочное, тактическое, функциональное). Главное  назначение его заключается в том, чтобы все управленческие решения (в том числе краткосрочные, тактические) были обоснованы с перспективных позиций, направлены на реализацию стратегии.

На этапе предпосылок производится анализ и оценка текущей ситуации, прогнозируются тенденции в развитии внешней среды(макроокружение ,отрасль, конкуренты), при необходимости уточняются   видение ,миссия организации.

На этапе постановки проблемы формируется уровень долгосрочных целей, прогнозируется значения целевых показателей при условии сохранения сложившихся тенденции, действующей стратегии, производиться сравнение последних с уровнем целей, выявляются и анализируются так называемые «разрывы».

С целью заполнения «разрывов» на следующем этапе происходит анализ стратегических альтернатив. В рамках данного анализа организация осуществляет поиск новой стратегии «товар-рынок» (что включает анализ и прогноз рынков, анализ бизнес-портфеля), определяет альтернативные продуктовые программы и потенциал, осуществляет их оценку.

Альтернативные варианты продуктовых программ и потенциала, как правило

оцениваются по критерию влияния на достижение стратегических целей.

В качестве главного стоимостного критерия представляется целесообразным использование критерия максимизации ценности капитала.

 В результате оценки стратегических альтернатив организация осуществляет выбор определенного  варианта стратегии и разрабатывает стратегический план.

Особое место в системе планов организации занимает проектное планирование.

Инвестиционные проекты (как и другие стратегические решения) конкретизируются в рамках среднесрочного планирования.

Среднесрочное планирование конкретизирует целевые установки стратегических планов по срокам (периоду достижения) и содержанию (способам, средствам достижения).

На уровне организации в рамках среднесрочного планирования, как правило, разрабатываются следующие виды планов:

1. План по маркетингу.

2.План по производству.

3.План производственных мощностей.

4.План по труду.

5.Финансовый план.

Среднесрочный план по маркетингу разрабатывается на основе общей стратегии организации и стратегии маркетинга  и определяет цели маркетинговой деятельности организации на среднесрочную перспективу в разбивке по годам, программу действий по их реализации , а также необходимые для этого ресурсы. Основным показателем плана маркетинга является объем продаж в разрезе товаров и рынков.

План по производству (производственный план) разрабатывается на основе прогнозируемых объемов продаж. Среднесрочный производственный план организации определяет объемы производства продукции (работ, услуг) по всей номенклатуре и разбивке по годам. При этом могут использоваться натуральные (шт., т, м и т.п.), трудовые (чел./ч, станко/ч) и стоимостные измерители. На основе среднесрочных планов производства разрабатываются производственные программы организации.

Планирование производственных мощностей предполагает установление производственной мощности на начало планируемого периода (входной), на конец планируемого периода (выходной), Среднегодовой производственной мощности и коэффициента её использования. Разработка плана производственных мощностей позволяет сбалансировать  производственные возможности организации с величиной спроса на его продукцию.

 Планирование трудовых показателей включает планирование производительности труда, определение состава и структуры рабочей силы в динамике по годам среднесрочного планового периода, фонда заработной платы и среднего уровня заработной платы .

Среднесрочный финансовый план включает оценку себестоимости продукции, финансового результата (прибыли или убытка), уровня рентабельности производства и продаж в динамике по годам среднесрочного планового периода.

В условиях нестабильности экономики область, границы среднесрочного планирования сужаются, так как стратегия часто разрабатывается на среднесрочный период (как правило - 3 года).

В зависимости от типа организационной структуры и уровня диверсификации предприятия более существенный объем плановой работы может быть сосредоточен либо на уровне управления организацией, либо на уровне отдельных стратегических хозяйственных подразделений (СХП).

Краткосрочное планирование реализуется через бюджет. Особенность бюджетирования заключается в том, что оно соединяет в единое целое управленческий цикл планирования и контроля и этим принципиально отличается от традиционного для административной экономики текущего планирования.

 

1.2. Стратегическое  планирование в организации

 

 

 

1.2.1 Методологические  и организационные основы стратегического  планирования

Методологической базой стратегического планирования являются системный и ситуационный подходы.

Стратегическое планирование в организации базируется на следующих положениях:

1)Организация является сложной социально-экономической системой, которая создается для достижения определенных целей и характеризуется:

 - наличием определенных ресурсов и их преобразованием в материальные блага (продукцию, услуги);

  -  соизмерением затрат на производство и реализацию продукции с результатами деятельности;

-   сложностью и  динамичностью внутренней среды;

-   обязательностью  развития и изменчивостью критериев  развития.

2)Организация является открытой системой, на которую воздействуют многочисленные  факторы внешней среды. Поэтому эффективность деятельности организации будет в значительной степени определяться её адаптивными возможностями и способностями.

3)Любая организация уникальна, в том смысле, что имеет особенности, обусловленные имеющейся материально-технической базой, кадровым потенциалом и др., поэтому при разработке стратегий невозможны универсальные решения стратегических проблем, необходим учет этих особенностей.

Появление   стратегического планирования связано с объективным причинами, возрастанием неопределенности и динамичности внешней среды организации. Стратегическое планирование базируется на постоянном мониторинге окружения  организации, прогнозировании тенденций изменения рыночной ситуации, выявлении и учете угроз и возможностей развития бизнеса при определении и корректировке целей деятельности организации и способов их реализации.

Информация о работе Бизнес-план как одна из форм внутрифирменного планирования