Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа
Задание включает в себя следующее:
1) Тип автомобиля – грузовой;
2) Грузоподъёмность – 4 т.;
3) максимальная скорость - 100 км/ч;
4) максимальный динамический фактор на высшей передаче – - 0,038;
5) максимальное значение коэффициента сопротивления дороги, по которой автомобиль может двигаться на первой передаче – - 0,31.
1. Задание……………………………………………………………………….3
2. Выбор и обоснование выбора дополнительных данных…………………3
3. Расчёт максимальной мощности двигателя……………………………….6
4. Расчёт передаточных чисел агрегатов трансмиссии……………………...8
5. Построение внешней скоростной характеристики двигателя……………9
6. Тяговая характеристика и тяговый баланс автомобиля…………………11
7. Расчёт и построение динамической характеристики……………………14
8. Расчёт и построение характеристики топливной экономичности……15
9. Расчёт карданного вала……………………………………………………18
10. Литература………………………………………………………………….29
Момент сопротивления кручению трубчатого сечения вала рассчитывается по формуле
Величина Mкj зависит от максимального динамического момента на ведущем валу трансмиссии Mjmax и передаточного числа трансмиссии на первой передаче:
(6)
Динамический момент Mjmax в зависимости от величины передаточного числа трансмиссии на первой передаче Uт=U0*U1 рассчитывается по формуле
где βc - коэффициент запаса сцепления (принимается ориентируясь на конструкцию сцепления автомобиля-прототипа).
1.1.3 Расчёт карданного вала на жёсткость
В расчёте на жёсткость
где - полярный момент инерции трубчатого сечения вала при кручении; G=8,5 1010 Па - модуль упругости при кручении; Mк - расчётный крутящий момент, передаваемый карданным валом на первой передаче:
1.1.4 Расчёт карданного вала на деформацию сжатия-растяжения
Деформация сжатия-растяжения являются результатом действия осевых сил. Осевые нагрузки в карданной передаче возникают в шлицевом соединении при изменении длины карданного вала, поскольку перемещения в шлицевом соединении происходят в условиях граничного трения, с коэффициентом трения μ = 0,2 0,4.
Напряжения, вызываемые осевой нагрузкой, определяются, исходя из максимальной осевой силы Ро на низшей передаче:
где rcp - средний радиус шлицевой части вала; μ 0,2 - коэффициент трения в шлицевом соединении; F - площадь поперечного сечения вала.
Допускаемое напряжение 150 200 МПа.
1.2
Расчёт карданного шарнира
Ш и п к р е с т о в и н ы рассчитывают на изгиб и срез при передаче карданным шарниром динамического момента Mкj (см. формулу 6).
Сила Р (рис.2), нагружающая шип крестовины, определяется по формуле
где r – расстояние от центра крестовины до середины длины шипа lш.
Напряжения изгиба шипа
где а = lш/2; Wи 0,1·d3ш - момент сопротивления сечения шипа при изгибе. При наличии в шипе отверстия для смазки диаметром d0: .
Размеры lш, dш, r принимаются в зависимости от выбранного типоразмера карданного шарнира в соответствии с ГОСТ Р 52923-2008.
К р е с т о в и н а к а р д а н н о г о ш а р н и р а рассчитывается на разрыв по площади F в сечении Б-Б по формуле
Рис.2. Схема к расчету на прочность карданного шарнира неравных угловых скоростей
В и л к а к а р д а н н о г о в а л а (рис.2) рассчитывается на изгиб и кручение в опасном сечении А-А
Напряжения изгиба
Напряжения
кручения
Здесь Wи, Wк - моменты сопротивления опасного сечения при изгибе и при кручении.
Для сечения в форме эллипса:
Материал вилки карданного шарнира: среднеуглеродистые стали 35, 40 и легированная сталь 40ХНМА; = 50 80 МПа; = 80 150 МПа.
1.3 Расчёт подшипников карданной передачи
И г о л ь ч а т ы й п о д ш и п н и к крестовины при угле наклона карданного вала γ >1° и частоте вращения подшипника n >1 об/мин, рассчитывается на долговечность по методике [3]. При углах наклона γ <1° и при частоте n <1 об/мин игольчатый подшипник рассчитывают на статическую нагруженность. В курсовом проекте можно ограничиться проверочным расчётом подшипника на допустимую нагрузку
Здесь z - число игл; l, d, - рабочая длина и диаметр иглы, cм; nM - частота вращения коленчатого вала двигателя в об/мин при Memax; U1 - передаточное число коробки передач на первой передаче; γ - угол наклона карданного вала, град. (принимается по прототипу)
Работоспособность игольчатого подшипника будет обеспечена при выполнении условия
П о д ш и п н и к п о д в е с н о й о п о р ы рассчитывается на долговечность от осевого усилия Fa, действующего в шлицевом соединении карданного вала:
где μ - коэффициент трения в шлицевом соединении, μ 0,2; dш - средний диаметр шлицев.
Эквивалентный момент Mэк рассчитывается по формуле
где Ga - полный вес автомобиля, Н; rк - радиус качения колеса, м; U0, η0 - передаточное число и КПД главной передачи; Руд - эквивалентное удельное тяговое усилие автомобиля.
В зависимости от типа автомобиля и условий его эксплуатации рекомендуется принимать следующие значения Руд:
легковые автомобили:
движение
в городе
движение
по загородным шоссе
грузовые автомобили общетранспортного назначения, автобусы:
полной массой
до 4 т
от 4 до 10 т
от 10 до 14 т
от 14 до 20 т
свыше 20 т
автопоезда:
полной массой
до 20 т
свыше 20 т
автомобили-самосвалы:
полной массой
до 10 т
свыше 10 т
автомобили повышенной проходимости:
полной массой
до 10 т
свыше 10 т
Рассчитав нагрузку Fa, определяем требуемую динамическую грузоподъёмность подшипника
Расчётная частота вращения
Определив величину требуемой
динамической грузоподъёмности, производят
подбор подшипника по каталогу-
Лашков, М. Л. Насовский, В. А. Чернышев. – М.: КолосС, 2004. 496с
М.: Автополис-Плюс. Т. 1. ( 2002) – Т. 2. (2005).