Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа
Задание включает в себя следующее:
1) Тип автомобиля – грузовой;
2) Грузоподъёмность – 4 т.;
3) максимальная скорость - 100 км/ч;
4) максимальный динамический фактор на высшей передаче – - 0,038;
5) максимальное значение коэффициента сопротивления дороги, по которой автомобиль может двигаться на первой передаче – - 0,31.
1. Задание……………………………………………………………………….3
2. Выбор и обоснование выбора дополнительных данных…………………3
3. Расчёт максимальной мощности двигателя……………………………….6
4. Расчёт передаточных чисел агрегатов трансмиссии……………………...8
5. Построение внешней скоростной характеристики двигателя……………9
6. Тяговая характеристика и тяговый баланс автомобиля…………………11
7. Расчёт и построение динамической характеристики……………………14
8. Расчёт и построение характеристики топливной экономичности……15
9. Расчёт карданного вала……………………………………………………18
10. Литература………………………………………………………………….29
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ю.А. ГАГАРИНА
Кафедра «Автомобили и двигатели»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Автомобиль грузовой – Зил-5301
(пояснительная записка)
Саратов 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Задание включает в себя следующее:
По данным выбрал грузовой автомобиль (прототип) Зил-5301, двигатель дизельный. Число мест – 3. Полная масса – 6950 кг. Масса снаряжённая – 3725. Максимально допустимая масса приходящаяся:
а). на переднюю ось – 2350;
б). на заднюю ось – 4900.
Грузоподъёмность прототипа
Далее проводим расчёт уже проектируемого автомобиля Зил-5301 и сравним полученные значения с оригинальным (прототипом) Зил – 5301.
С н а р я ж е н н а я м а с с а , кг, автомобиля определяется по величине показателя снаряженной массы, = 1,9:
(1)
Перед расчетом снаряженной массы
проектируемого автомобиля следует
задаться показателем снаряженной
массы, ориентируясь на прототип с учетом
действующей тенденции к
П о л н а я м а с с а , кг, автомобиля определяется из выражения:
,
где – грузоподъемность, кг;
– число мест в кабине;
Р а с п р е д е л е н и е м а с с ы п о о с я м проводится с учетом обеспечения равномерного износа шин, недостаточной поворачиваемости и проходимости автомобиля. При выполнении проекта можно ориентироваться на распределение массы автомобиля-прототипа[1].
М а с с а, п р и х о д я щ а я с я н а п е р е д н ю ю о с ь, кг:
(3)
М а с с а, п р и х о д я щ а я с я н а з а д н ю ю о с ь (тележку), кг:
(4)
В формулах (3) и (4) и – доли полной массы автомобиля, приходящиеся соответственно на переднюю и заднюю оси.
П о д б о р ш и н производится по следующей схеме:
и
,
где и – статическая нагрузка, соответственно, на переднее или заднее колесо, Н; – число передних колес; – число задних колес; 10 м/с2 – ускорение свободного падения. Из полученных значений и выбирают большее, то есть находится статическая нагрузка наиболее нагруженного колеса.
При расчёте подобрали вид шин по справочнику. Марка шины – 215/75R17,5, которые наиболее оптимальны для использования на нашем проектируемом Зил-5301.
,
где – максимальная скорость автомобиля (из задания);
– допустимая для данной шины максимальная скорость движения (берется из соответствующей таблицы Государственного стандарта);
= 1,62- 0,99*1+0,37*12 = 1 (7)
Из соображений безопасности движения не рекомендуется использовать шины, для которых максимальная скорость меньше заданной для проектируемого автомобиля.
= 19136,5/1 = 19136,5
Р а д и у с к а ч е н и я к о л е с а , м, может быть рассчитан ориентировочно по размерам шины, Вш , , приведенным в ее обозначении:
(9)
К о э ф ф и ц и е н т п о л е з н о г о д е й с т в и я т р а н с м и с с и и характеризует потери мощности при передаче ее механизмами трансмиссии и равен произведению коэффициентов полезного действия ее механизмов.
Ориентировочное значение без учета гидравлических потерь подсчитывают по формуле:
= 0,98 0 *0,97*0,99 2 = 0,95
где , и – число пар соответственно цилиндрических, конических шестерен и число карданных шарниров, передающих крутящий момент от двигателя к колесам. При оценке численных значений z, k и n надо воспользоваться кинематической схемой трансмиссии, проектируемого автомобиля.
Л о б о в у ю п л о щ а д ь , м2, автомобиля выбираем ориентируясь на прототип. Для ориентировочной оценки можно использовать следующие зависимости:
= 1,05*2,36*3,65 = 9,04
К о э ф ф и ц и е н т с о п р о т и в л е н и я в о з д у х а , Н×с2/м4:
= 0,8* = 0,48
где – коэффициент обтекаемости, безразмерная величина, зависящая, главным образом от формы автомобиля (определяется экспериментально путем продувки автомобиля в аэродинамической трубе [3]); – плотность воздуха (для условий окружающей среды 1,22 кг/м3).
Максимальная мощность двигателя рассчитывается из условий обеспечения движения автомобиля на двух режимах: на режиме максимальной скорости на высшей передаче и режиме заданного максимального динамического фактора также на высшей передаче в коробке передач. По этим двум условиям максимальная мощность рассчитывается дважды, а затем из двух полученных значений выбирается большее. Очевидно, что эта мощность обеспечит возможность движения автомобиля на обоих рассматриваемых режимах.
Расчет мощности двигателя, необходимой для движения автомобиля с заданной максимальной скоростью, ведется по формуле:
=
где – мощность двигателя на режиме максимальной скорости автомобиля, кВт;
– полный вес автомобиля, Н;
– суммарный коэффициент сопротивления дороги на режиме максимальной скорости;
– максимальная скорость автомобиля, м/c;
– коэффициент сопротивления воздуха, Н∙с2/м4;
– лобовая площадь, м2;
– КПД трансмиссии.
Для расчета эмпирических коэффициентов a , b, c, ориентируясь на современные модели двигателей, следует задаться коэффициентом приспособляемости двигателя по моменту:
= = 1,13 (14)
и коэффициентом приспособляемости по скорости вращения:
= (15)
, – максимальный крутящий момент, Н·м, и скорость вращения выходного вала двигателя при максимальном крутящем моменте, рад/с;
– крутящий момент при максимальной мощности двигателя, Н·м.
а = = в = = с = = (16)
Мощность, обеспечивающая движение автомобиля, на режиме максимального динамического фактора на высшей передаче , кВт, рассчитывается по формуле:
=
где – заданное максимальное значение динамического фактора на высшей передаче;
– скорость автомобиля на режиме максимального динамического фактора на высшей передаче, м/с.
= 27,7*0,7 = 19,3 (18)
Значение максимальной мощности двигателя по условию обеспечения заданного максимального значения динамического фактора на высшей передаче также определяется с помощью формулы С.Р. Лейдермана:
= (19)
Окончательно максимальная мощность двигателя выбирается, как наибольшее значение из двух рассчитанных по описанной выше методике мощностей и . Получим, что = 151,6 кВт максимальное значение мощности автомобиля.
Передаточное число главной передачи рассчитывается из условия обеспечения заданной максимальной скорости автомобиля по выражению:
= (20)
где – скорость вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая максимальной скорости автомобиля, рад/с;
– радиус качения колеса, м;
– максимальная скорость автомобиля, м/с;
– передаточное число коробки передач на высшей передаче;
– передаточное число дополнительной коробки передач (при ее отсутствии: = 1).
П е р е д а т о ч н о е ч и с л о п е р в о й п е р е д а ч и рассчитывается из условия преодоления заданного максимального сопротивления дороги, характеризующегося суммарным коэффициентом сопротивления по формуле:
= (21)
где – полный вес автомобиля, Н;
– максимальный крутящий момент двигателя, Н∙м;
– КПД трансмиссии.
Максимальный крутящийся момент определяется из формулы:
=
где – мощность двигателя при максимальном крутящем моменте, кВт;