Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа
Задание включает в себя следующее:
1) Тип автомобиля – грузовой;
2) Грузоподъёмность – 4 т.;
3) максимальная скорость - 100 км/ч;
4) максимальный динамический фактор на высшей передаче – - 0,038;
5) максимальное значение коэффициента сопротивления дороги, по которой автомобиль может двигаться на первой передаче – - 0,31.
1. Задание……………………………………………………………………….3
2. Выбор и обоснование выбора дополнительных данных…………………3
3. Расчёт максимальной мощности двигателя……………………………….6
4. Расчёт передаточных чисел агрегатов трансмиссии……………………...8
5. Построение внешней скоростной характеристики двигателя……………9
6. Тяговая характеристика и тяговый баланс автомобиля…………………11
7. Расчёт и построение динамической характеристики……………………14
8. Расчёт и построение характеристики топливной экономичности……15
9. Расчёт карданного вала……………………………………………………18
10. Литература………………………………………………………………….29
– скорость вращения коленчатого вала двигателя при , рад/с.
Максимальная мощность двигателя принята из условия обеспечения заданного максимального значения динамического фактора, значит .
П е р е д а т о ч н ы е ч и с л а п р о м е ж у т о ч н ы х п е р е д а ч рассчитываются в предположении, что общий ряд передаточных чисел коробки передач должен представлять собой геометрическую прогрессию. Тогда расчет ведется по формуле:
U2 = = 2,25;
U3 = = 2,19;
U4 = = 1,48;
U5 = 1. (23)
где – передаточное число первой передачи;
– число ступеней переднего
хода, включая прямую передачу
– номер ступени, для которой рассчитывается передаточное число.
5. ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
Для построения внешней скоростной характеристики может быть использовано одно из предложенных эмпирических выражений, например, уже упоминавшаяся ранее формула С.Р. Лейдермана:
. (24)
Таблица 1
Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя
Скорость вращения коленчатого вала |
Мощность |
Крутящий момент |
1 |
2 |
3 |
80.0000 |
44.2374 |
552.9677 |
110.0000 |
66.6581 |
605.9826 |
140.0000 |
89.6326 |
640.2329 |
175.8000 |
115.4211 |
656.5478 |
200.0000 |
130.4879 |
652.4396 |
225.0000 |
142.9589 |
635.3731 |
251.2000 |
151.6000 |
603.5032 |
По результатам расчета
Рис. 1. Внешние скоростные характеристики дизельного двигателя
6. ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЯГОВЫЙ БАЛАНС АВТОМОБИЛЯ
Тяговая характеристика представляет собой зависимость силы тяги на колесах автомобиля от скорости движения по передачам .
Значения скоростей вращения коленчатого вала принимаются такими же, как и при построении внешней скоростной характеристики двигателя.
Значения силы тяги, Н, в расчетных точках определяются по формуле:
= (25)
Для удобства выполнения расчета и
анализа получающихся результатов
все рассчитанные значения заносятся
в соответствующие столбцы
Рис. 2. Тяговая характеристика автомобиля
Таблица 2. Основные данные расчёта по передачам
Передача |
№ точки |
рад/с |
м/с |
Н |
Н |
Н |
кВт |
, кВт |
кВт |
м/с2 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
I Пере-дача |
1 2 3 4 5 6 7 |
80 110 140 175 200 225 251 |
1.832 2.519 3.206 4.026 4.580 5.153 5.753 |
22.9 25.1 26.5 27.2 27.0 26.3 25.0 |
1.45 2.75 4.46 7.03 9.10 11.5 14.3 |
22.1 24.2 25.6 26.3 26.1 25.4 24.0 |
0.33 0.36 0.38 0.39 0.39 0.38 0.36 |
4.20 6.33 8.51 10.9 12.3 13.5 14.4 |
0.02 0.06 0.14 0.28 0.41 0.59 0.85 |
4.05 6.11 8.23 10.6 11.9 13.1 13.8 |
1.45 1.59 1.68 1.73 1.71 1.67 1.58 |
II Пере-дача |
1 2 3 4 5 6 7 |
80 110 140 175 200 225 251 |
3.923 5.394 6.865 8.621 9.808 11.03 12.31 |
10.7 11.7 12.4 12.7 12.6 12.3 11.6 |
6.67 12.6 20.4 32.2 41.7 52.8 65.8 |
9.82 10.7 11.3 11.5 11.4 10.9 10.2 |
0.15 0.17 0.17 0.18 0.17 0.17 0.16 |
4.20 6.33 8.51 10.9 12.3 13.5 14.4 |
0.26 0.68 1.40 2.78 4.09 5.83 8.11 |
3.85 5.82 7.81 9.98 11.1 12.0 12.5 |
1.10 1.21 1.27 1.29 1.28 1.23 1.14 |
III Пере-дача |
1 2 3 4 5 6 7 |
80 110 140 175 200 225 251 |
4.030 5.542 7.054 8.857 10.07 11.33 12.65 |
10.4 11.4 12.0 12.3 12.3 11.9 11.3 |
7.05 13.3 21.5 34.0 44.0 55.7 69.5 |
9.53 10.4 11.0 11.2 11.0 10.6 9.86 |
0.15 0.16 0.17 0.17 0.17 0.16 0.15 |
4.20 6.33 8.51 10.9 12.3 13.5 14.4 |
0.28 0.73 1.52 3.01 4.44 6.32 8.79 |
3.84 5.80 7.78 9.93 11.1 12.0 12.4 |
1.081 1.188 1.252 1.272 1.252 1.202 1.119 |
IV Пере-дача |
1 2 3 4 5 6 7 |
80 110 140 175 200 225 251 |
5.964 8.201 10.43 13.10 14.91 16.77 18.72 |
7.045 7.721 8.157 8.365 8.313 8.095 7.689 |
15.4 29.1 47.2 74.5 96.4 122 152 |
6.07 6.61 6.86 6.80 6.53 6.05 5.35 |
0.10 0.10 0.11 0.11 0.10 0.10 0.09 |
4.20 6.33 8.51 10.9 12.3 13.5 14.4 |
0.92 2.39 4.93 9.77 14.3 20.4 28.5 |
3.62 5.42 7.16 8.91 9.73 10.1 10.0 |
0.767 0.835 0.868 0.859 0.825 0.765 0.676 |
V Пере-дача |
1 2 3 4 5 6 7 |
80 110 140 175 200 225 251 |
8.827 12.13 15.44 19.39 22.06 24.82 27.71 |
4.760 5.217 5.512 5.652 5.617 5.470 5.195 |
33.8 63.9 103 163 211 267 333 |
3.605 3.760 3.659 3.202 2.686 1.978 1.044 |
0.064 0.067 0.065 0.059 0.051 0.041 0.027 |
4.202 6.332 8.515 10.96 12.39 13.58 14.40 |
2.98 7.75 15.9 31.6 46.6 66.4 92.4 |
3.18 4.56 5.65 6.21 5.92 4.91 2.89 |
0.480 0.501 0.488 0.427 0.358 0.263 0.139 |
Сила сопротивления воздушной среды, Н, равна:
= 0,48*19,3 2*9,04 = 1616,3 (26)
где – сила сопротивления воздушной среды, Н;
– коэффициент сопротивления воздуха, H∙с2/м4;
– лобовая площадь автомобиля, м2;
– скорость автомобиля, м/c.
Значения рассчитываются для всех точек и заносятся в столбец 6 табл. 2. График зависимости от скорости представляет собой параболу, проходящую через начало координат. Для удобства дальнейшего анализа этот график смещают вверх на величину (в принятом масштабе).
7. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Динамическая характеристика представляет
собой зависимость
= (27)
Рассчитанные значения заносятся в столбец 8 табл. 2. По этим значениям строятся графики для каждой передачи. Вид динамической характеристики Зил-5301 приведен на рис. 4.
Рис. 3. Динамическая характеристика автомобиля
Таблица 3. Характеристика разгона
Va |
t |
S |
1.832 2.519 3.206 4.026 4.580 5.153 5.753 5.394 6.865 8.621 9.808 11.03 11.33 10.43 13.10 14.91 16.77 15.44 |
0.472 0.902 1.388 1.708 2.041 2.400 2.547 3.922 4.835 5.793 6.837 7.171 8.664 10.76 13.02 15.57 21.58 27.83 |
0.788 2.010 3.036 4.377 6.021 12.17 18.44 26.70 36.94 39.83 41.18 63.08 92.67 130.7 156.5 253.1 402.4 644.3 |
Результаты расчёта времени и пути автомобиля занесены с таблицу 3.
8. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ
Характеристика топливной
Рис. 4. График времени и пути разгона
Значения можно взять из характеристики двигателя прототипа или ориентировочно принять:
= 190.
Плотность топлива ориентировочно:
= 0,725 кг/дм3
Результаты расчета сводятся в табл. 4 .
Таблица 4
Расчет характеристики топливной экономичности
рад/с |
кВт |
кВт |
кВт |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
0.014 0.014 0.014 0.014 0.014 0.014 0.014 0.029 0.029 0.029 0.029 0.029 0.029 0.029 0.045 0.045 0.045 0.045 0.045 0.045 |
8.82 12.1 15.4 19.3 22.0 24.8 27.7 8.82 12.1 15.4 19.3 22.0 24.8 27.7 8.82 12.1 15.4 19.3 22.0 24.8 |
80 110 140 175 200 225 251 80 110 140 175 200 225 251 80 110 140 175 200 225 |
44.2 66.6 89.6 115 130 142 151 44.2 66.6 89.6 115 130 142 151 44.2 66.6 89.6 115 130 142 |
8.41 11.5 14.7 18.4 21.0 23.6 26.4 17.4 23.9 30.5 38.3 43.5 49.0 54.7 27.0 37.2 47.3 59.4 67.6 76.0 |
2.98 7.75 15.9 31.6 46.6 66.4 92.4 2.98 7.75 15.9 31.6 46.6 66.4 92.42.98 7.75 15.9 31.6 46.6 66.4 |
0.2713 0.3053 0.3609 0.4576 0.5460 0.6633 0.8252 0.4859 0.5011 0.5462 0.6383 0.7279 0.8500 1.0218 0.7148 0.7100 0.7439 0.8311 0.9219 1.0493 |
1.15 1.06 0.99 0.95 0.94 0.95 0.99 1.15 1.06 0.99 0.95 0.94 0.95 - 1.15 1.06 0.99 0.95 0.94 - |
1.25 1.20 1.13 1.03 0.96 0.91 0.91 1.01 0.99 0.96 0.92 0.90 0.92 - 0.90 0.90 0.90 0.91 0.95 - |
14.3 15.5 17.1 19.5 21.5 24.4 29.9 20.7 21.2 22.2 24.3 26.8 31.4 - 27.327.3 28.3 31.3 35.6 - |
42.1 42.4 41.9 41.2 40.7 40.2 39.6 42.1 42.4 41.9 41.2 40.7 40.2 39.6 42.1 42.4 41.9 41.2 40.7 40.2 |
Рис. 5. Характеристика топливной экономичности автомобиля
9. Расчёт карданного вала
Карданный вал рассчитывают на
изгибные колебания (
1.1 Определение критической частоты вращения карданного вала
Размеры вала принимают,
где Lк - длина карданного вала – расстояние между центрами шипов крестовин карданных шарниров, м; D, d - наружный и внутренний диаметры вала, м; nкр - критическая частота вращения вала, об/мин.
Для сохранения устойчивости
прямолинейной формы оси
где nmax - максимальная частота вращения карданного вала:
Здесь Vamax - максимальная скорость движения автомобиля, км/ч; Uв-к - передаточное число трансмиссии от карданного вала к ведущим колёсам на высшей передаче; rк - радиус качения колеса, м.
Если размеры выбранного вала
не обеспечивают требуемого
Рис. 1. Схема к расчёту критической частоты вращения карданного вала
1.1.2 Расчёт карданного вала на деформацию кручения
Карданный вал, проверенный на
устойчивость при максимальной
частоте вращения, рассчитывается
на прочность при передаче
максимального динамического