Автомобиль грузовой – Зил-5301

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Задание включает в себя следующее:
1) Тип автомобиля – грузовой;
2) Грузоподъёмность – 4 т.;
3) максимальная скорость - 100 км/ч;
4) максимальный динамический фактор на высшей передаче – - 0,038;
5) максимальное значение коэффициента сопротивления дороги, по которой автомобиль может двигаться на первой передаче – - 0,31.

Оглавление

1. Задание……………………………………………………………………….3
2. Выбор и обоснование выбора дополнительных данных…………………3
3. Расчёт максимальной мощности двигателя……………………………….6
4. Расчёт передаточных чисел агрегатов трансмиссии……………………...8
5. Построение внешней скоростной характеристики двигателя……………9
6. Тяговая характеристика и тяговый баланс автомобиля…………………11
7. Расчёт и построение динамической характеристики……………………14
8. Расчёт и построение характеристики топливной экономичности……15
9. Расчёт карданного вала……………………………………………………18
10. Литература………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Первая часть курсового проекта.docx

— 633.43 Кб (Скачать)

  – скорость вращения коленчатого вала двигателя при , рад/с.

Максимальная мощность двигателя принята из условия обеспечения заданного максимального значения динамического фактора, значит .

П е р е д а т о ч н ы е   ч и с л а   п р о м е ж у т о ч н ы х   п е р е д а ч   рассчитываются в предположении, что общий ряд передаточных чисел коробки передач должен представлять собой геометрическую прогрессию. Тогда расчет ведется по формуле:     

U2 = = 2,25;

U3 = = 2,19;

U4 = = 1,48;

U5 = 1.                     (23)

где   – передаточное число первой передачи;

 – число ступеней переднего  хода, включая прямую передачу          (для трехвальной коробки передач);

       – номер ступени, для которой рассчитывается передаточное число.

 

5. ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ

 

Для построения внешней скоростной характеристики может быть использовано одно из предложенных эмпирических выражений, например, уже упоминавшаяся ранее формула С.Р. Лейдермана:

 

.  (24)

 

Таблица 1

 

Результаты  расчета внешней скоростной характеристики двигателя

 

Скорость вращения коленчатого вала

, рад/с

Мощность 

, кВт

Крутящий момент

, Н×м

1

2

3

80.0000

44.2374

552.9677

110.0000

66.6581

605.9826

140.0000

89.6326

640.2329

175.8000

115.4211

656.5478

200.0000

130.4879

652.4396

225.0000

142.9589

635.3731

251.2000

151.6000

603.5032


 

 

По результатам расчета строится внешняя скоростная характеристика двигателя.

 

Рис. 1. Внешние  скоростные характеристики дизельного двигателя

 

6. ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЯГОВЫЙ БАЛАНС АВТОМОБИЛЯ

 

Тяговая характеристика представляет собой зависимость силы тяги на колесах  автомобиля от скорости движения по передачам  .

Значения скоростей вращения коленчатого вала принимаются         такими же, как и при построении внешней скоростной характеристики      двигателя.

Значения силы тяги, Н, в расчетных  точках определяются по формуле:

=                    (25)

Для удобства выполнения расчета и  анализа получающихся результатов  все рассчитанные значения заносятся  в соответствующие столбцы таблицы  основных результатов тягового расчета  по передачам (табл. 2).

 

 

Рис. 2. Тяговая характеристика автомобиля

 

 

 

Таблица 2. Основные данные расчёта по передачам

Передача

точки

,

рад/с

,

м/с

,

Н

,

 Н

,

Н

,

кВт

,

 кВт

,

кВт

,

м/с2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

                       

I

Пере-дача

1

2

3

4

5

6

7

80

110

140

175

200

225

251

1.832

2.519

3.206

4.026

4.580

5.153

5.753

22.9

25.1

26.5

27.2

27.0

26.3

25.0

1.45

2.75

4.46

7.03

9.10

11.5

14.3

22.1

24.2

25.6

26.3

26.1

25.4

24.0

  0.33

0.36

0.38

0.39

0.39

0.38

0.36

4.20

6.33

8.51

10.9

12.3

13.5

14.4

0.02

0.06

0.14

0.28

0.41

0.59

0.85

4.05

6.11

8.23

10.6

11.9

13.1

13.8

1.45

1.59

1.68

1.73

1.71

1.67

1.58

II

Пере-дача

1

2

3

4

5

6

7

80

110

140

175

200

225

251

3.923

5.394

6.865

8.621

9.808

11.03

12.31

10.7

11.7

12.4

12.7

12.6

12.3

11.6

6.67

12.6

20.4

32.2

41.7

52.8

65.8

9.82

10.7

11.3

11.5

11.4

10.9

10.2

0.15

0.17

0.17

0.18

0.17

0.17

0.16

4.20

6.33

8.51

10.9

12.3

13.5

14.4

0.26

0.68

1.40

2.78

4.09

5.83

8.11

3.85

5.82

7.81

9.98

11.1

12.0

12.5

1.10

1.21

1.27

1.29

1.28

1.23

1.14

 

 

III

Пере-дача

1

2

3

4

5

6

7

80

110

140

175

200

225

251

4.030

5.542

7.054

8.857

10.07

11.33

12.65

10.4

11.4

12.0

12.3

12.3

11.9

11.3

7.05

13.3

21.5

34.0

44.0

55.7

69.5

9.53

10.4

11.0

11.2

11.0

10.6

9.86

0.15

0.16

0.17

0.17

0.17

0.16

0.15

4.20

6.33

8.51

10.9

12.3

13.5

14.4

0.28

0.73

1.52

3.01

4.44

6.32

8.79

3.84

5.80

7.78

9.93

11.1

12.0

12.4

1.081

1.188

1.252

1.272

1.252

1.202

1.119

 

 

   IV

Пере-дача

1

2

3

4

5

6

7

80

110

140

175

200

225

251

5.964

8.201

10.43

13.10

14.91

16.77

18.72

7.045

7.721

8.157

8.365

8.313

8.095

7.689

15.4

29.1

47.2

74.5

96.4

122

152

6.07

6.61

6.86

6.80

6.53

6.05

5.35

0.10

0.10

0.11

0.11

0.10

0.10

0.09

4.20

6.33

8.51

10.9

12.3

13.5

14.4

0.92

2.39

4.93

9.77

14.3

20.4

28.5

3.62

5.42

7.16

8.91

9.73

10.1

10.0

0.767

0.835

0.868

0.859

0.825

0.765

0.676

 

 

V

Пере-дача

1

2

3

4

5

6

7

80

110

140

175

200

225

251

8.827

12.13

15.44

19.39

22.06

24.82

27.71

4.760

5.217

5.512

5.652

5.617

5.470

5.195

33.8

63.9

103

163

211

267

333

3.605

3.760

3.659

3.202

2.686

1.978

1.044

0.064

0.067

0.065

0.059

0.051

0.041

0.027

4.202

6.332

8.515

10.96

12.39

13.58

14.40

2.98

7.75

15.9

31.6

46.6

66.4

92.4

3.18

4.56

5.65

6.21

5.92

4.91

2.89

0.480

0.501

0.488

0.427

0.358

0.263

0.139


 

 

Сила сопротивления воздушной  среды, Н, равна:

= 0,48*19,3 2*9,04 = 1616,3   (26)

где  – сила сопротивления воздушной среды, Н;

        – коэффициент сопротивления воздуха, H∙с24;

          – лобовая площадь автомобиля, м2;

        – скорость автомобиля, м/c.

Значения  рассчитываются для всех точек и заносятся в столбец 6 табл. 2. График зависимости от  скорости представляет собой параболу, проходящую через начало координат. Для удобства дальнейшего анализа этот график смещают вверх на величину (в принятом масштабе).

 

7. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Динамическая характеристика представляет собой зависимость динамического  фактора автомобиля от скорости на разных передачах. В каждой расчетной точке на каждой передаче динамический фактор рассчитывается, согласно его определению, по формуле:

=      (27)

Рассчитанные значения заносятся в столбец 8 табл. 2. По этим значениям строятся графики для каждой передачи. Вид динамической характеристики Зил-5301  приведен на рис. 4.

 

                 Рис. 3. Динамическая характеристика автомобиля

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Характеристика разгона

Va

t

S

1.832

2.519

3.206

4.026

4.580

5.153

5.753

5.394

6.865

8.621

9.808

11.03

11.33

10.43

13.10

14.91

16.77

15.44

0.472

0.902

1.388

1.708

2.041

2.400

2.547

3.922

4.835

5.793

6.837

7.171

8.664

10.76

13.02

15.57

21.58

27.83

0.788

2.010

3.036

4.377

6.021

12.17

18.44

26.70

36.94

39.83

41.18

63.08

92.67

130.7

156.5

253.1

402.4

644.3


Результаты  расчёта времени и пути автомобиля занесены с таблицу 3.

 

8. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ

 

Характеристика топливной экономичности  представляет собой зависимость  путевого расхода топлива  в литрах на 100 км пробега автомобиля от скорости движения в заданных дорожных условиях. В курсовом проекте эта характеристика строится только для высшей передачи переднего хода и для трех вариантов дорожных условий, характеризуемых значениями суммарного коэффициента сопротивления дороги , , . Рекомендуется принять ; .

 

Рис. 4. График времени и пути разгона

 

 

Значения  можно взять из характеристики двигателя прототипа или ориентировочно принять:

  = 190.

Плотность топлива ориентировочно:

= 0,725 кг/дм3

Результаты расчета сводятся в  табл. 4 .

 

Таблица 4

Расчет  характеристики топливной экономичности

 

 

 

 

 

 

 

 

, м/с

,

рад/с

,

кВт

,

кВт

,

кВт

, л/100км

, л/100км

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

0.014

0.014

0.014

0.014

0.014

0.014

0.014

0.029

0.029

0.029

0.029

0.029

0.029

0.029

0.045

0.045

0.045

0.045

0.045

0.045

8.82

12.1

15.4

19.3

22.0

24.8

27.7

8.82

12.1

15.4

19.3

22.0

24.8

27.7

8.82

12.1

15.4

19.3

22.0

24.8

80

110

140

175

200

225

251

80

110

140

175

200

225

251

80

110

140

175

200

225

44.2

66.6

89.6

115

130

142

151

44.2

66.6

89.6

115

130

142

151

44.2

66.6

89.6

115

130

142

8.41

11.5

14.7

18.4

21.0

23.6

26.4

17.4

23.9

30.5

38.3

43.5

49.0

54.7

27.0

37.2

47.3

59.4

67.6

76.0

2.98

7.75

15.9

31.6

46.6

66.4

92.4

2.98

7.75

15.9

31.6

46.6

66.4

92.42.98

7.75

15.9

31.6

46.6

66.4

0.2713

0.3053

0.3609

0.4576

0.5460

0.6633 

0.8252

0.4859

0.5011

0.5462

0.6383

0.7279

0.8500

1.0218

0.7148

0.7100

0.7439 

0.8311

0.9219

1.0493

1.15

1.06

0.99

0.95

0.94

0.95

0.99

1.15

1.06

0.99

0.95

0.94

0.95

-

1.15

1.06

0.99

0.95

0.94

-

1.25

1.20

1.13

1.03

0.96

0.91

0.91

1.01

0.99

0.96

0.92

0.90

0.92

-

0.90

0.90

0.90

0.91

0.95

-

14.3

15.5

17.1

19.5

21.5

24.4

29.9

20.7

21.2

22.2

24.3

26.8

31.4

-

27.327.3

28.3

31.3

35.6

-

42.1

42.4

41.9

41.2

40.7

40.2

39.6

42.1

42.4

41.9

41.2

40.7

40.2

39.6

42.1

42.4

41.9

41.2

40.7

40.2


 

Рис. 5. Характеристика топливной экономичности автомобиля

 

9. Расчёт карданного вала

         Карданный вал рассчитывают на  изгибные колебания (критическую  частоту вращения вала), на деформации  растяжения-сжатия, кручения и на  жёсткость. Шлицевое соединение  карданной передачи проверяется  на смятие и срез.

1.1 Определение критической частоты вращения карданного вала

         Размеры вала принимают, ориентируясь  на конструкцию карданного вала  автомобиля-прототипа (табл.1), при  этом наружный и внутренний  диаметры вала должны соответствовать  требованиям  ГОСТа 5005-82.

 

=                                       (1)

 

где Lк - длина карданного вала – расстояние между центрами шипов крестовин карданных шарниров, м; D, d - наружный и внутренний диаметры вала, м; nкр - критическая частота вращения вала, об/мин.

         Для сохранения устойчивости  прямолинейной формы оси вращающегося  карданного вала следует иметь  запас К по критической частоте, необходимость введения в расчёт которого обусловлена податливостью опор, неточностью балансировки, наличием зазоров в шлицевом соединении и эксплуатационным износом:

                  

                                       ,                                      (2)

 

где  nmax - максимальная частота вращения карданного вала:

 

.

 

Здесь Vamax - максимальная скорость движения автомобиля, км/ч; Uв-к - передаточное число трансмиссии от карданного вала к ведущим колёсам на высшей передаче; rк - радиус качения колеса, м.

         Если размеры выбранного вала  не обеспечивают требуемого запаса  устойчивости  , то следует или уменьшить длину, или изменить сечение вала.         В уравнении (3) второе слагаемое уравнения определяет длину трубы, заменяющей стержень из условия равенства критических частот вращения стержневой и заменяющей её трубчатой частей вала.

 

Рис. 1. Схема  к расчёту критической частоты  вращения карданного вала

 

1.1.2 Расчёт карданного вала на  деформацию кручения

 

         Карданный вал, проверенный на  устойчивость при максимальной  частоте вращения, рассчитывается  на прочность при передаче  максимального динамического момента Mкj. Напряжения кручения определяется формулой

Информация о работе Автомобиль грузовой – Зил-5301