Приведенный перечень
аудиторских процедур, по существу,
позволяет получить полную информацию о достоверности
данных бухгалтерского учета и отчетности
основных средств и системы внутреннего
контроля. Однако в каждом конкретном
случае разрабатывается свой перечень
тестов и аудиторских процедур, поскольку
организации различных отраслей и правовых
форм имеют определенную специфику. При
проведении аудита основных средств в
крупных организациях целесообразно разбивать
ряд аудиторских процедур на блоки (например,
проверка начисления амортизации, проверка
наличия основных средств и др.). В условиях
автоматизированной формы бухгалтерского
учета аудит следует проводить с учетом
специфики применяемых бухгалтерских
программ. Кроме того, необходимо разработать
ряд аудиторских процедур в целях проверки
состояния автоматизации учета в организации.
Для подтверждения наличия основных средств
проводится проверка организации аналитического
учета и результатов инвентаризации основных
средств.
Проверка проведения
инвентаризации основных средств осуществляется
аудитором с привлечением первичных
документов – инвентаризационных описей, протоколов заседаний
инвентаризационных комиссий, решений
руководства организации по итогам проведения
инвентаризации.
Проверка результатов
инвентаризации необходима аудитору для
того, чтобы убедиться, насколько
можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать
аудиторский риск и аудиторские процедуры.
Заключение
В ходе аудита необходимо
установить: все ли объекты ОС приняты
в расчет при начислении амортизации;
начисляется ли она с учетом движения
ОС; правильно ли применяются нормы амортизации.
Амортизация начисляется
по всем видам ОС, за исключением
находящихся на консервации земельных
и природных ресурсов, объектов жилищного
фонда и внешнего благоустройства,
библиотечного фонда, музейных и
художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся
на балансе предприятия.
По объекту ОС амортизационные
отчисления начинаются с первого
числа месяца, следующего за месяцем
принятия объекта к бухгалтерскому
учету, и начисляются до полного
погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета в
связи с прекращением права собственности
или иного вещного права.
Прекращаются амортизационные
отчисления по объекту ОС с первого
числа месяца, следующего за месяцем
полного погашения его стоимости
или списания с бухгалтерского учета.
Отражаются амортизационные
отчисления в бухгалтерском учете
отчетного периода, к которому они
относятся, и начинаются независимо
от результатов деятельности организации
в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления
по объектам ОС отражаются в бухгалтерском учете путем накопления
соответствующих сумм, на отдельном счете.
В настоящее время
могут применяться следующие
варианты начисления амортизации:
- Способ уменьшаемого остатка;
- Способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования;
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В течение отчетного
года амортизационные отчисления по
объектам ОС начисляются ежемесячно
независимо от применяемого способа
начисления в размере 1/12 годовой
суммы.
Здесь важно установить правильность отнесения
ОС к соответствующей группе амортизационных
отчислений. Для проверки правильности
отнесения износа по счетам затрат или
других источников следует установить,
к какому виду относятся ОС – производственного
или непроизводственного назначения.
Проводя проверку начисления
амортизации, аудитор должен обратить
особое внимание на начисление амортизации
по ОС, не относящимся к промышленно-производственным
(например, объекты культуры), установить
не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью
снижения затрат по содержанию непромышленных
объектов, и такие случаи при проверках
выявляются.
Важным направлением
методики аудита основных средств является
проверка обоснованности применения норм
и достоверности начисления амортизации, поскольку эти данные
связаны с формированием себестоимости
продажи товаров, продукции, работ, услуг
и в конечном итоге влияют на финансовые
результаты предприятия (его прибыль или
убыток), сумму налога на имущество и размер
уплачиваемого в бюджет налога на прибыль.
В то же время следует помнить о том, что
амортизация характеризует окупаемость
(восстановление) основных средств. Выбор
амортизационной политики оказывает значительное
влияние на формирование финансовой стратегии
организации.
На данном этапе аудита
осуществляется:
- проверка соблюдения положений учетной политики организации по амортизации основных средств;
- проверка правильности отнесения объектов амортизационных отчислений к той или иной группе основных средств;
- проверка расчетов сумм ежемесячных амортизационных отчислений;
- проверка своевременности и правильности их отражения в учете.
Аудитору необходимо
получить перечень объектов основных
средств, по которым применяются
особые условия начисления амортизации
или ее прекращения, в частности: с истекшими нормативными
сроками эксплуатации; по которым амортизация
не начисляется; находящихся на консервации;
по которым начисление амортизации приостановлено;
по которым применяется ускоренная амортизация;
непроизводственного назначения; используемых
организацией по договору аренды; переданных
организацией в аренду.
Проверка правильности
ежемесячного начисления амортизации
по основным средствам, подтвердила, что
при оформлении Инвентарной карточки
были учтены требования по определению
срока полезного использования для начисления
налоговой амортизации. Приказом «Об учетной
политике» выбран линейный способ начисления
амортизации. Арифметическая проверка
начисления амортизации основных средств
не выявила счетных ошибок и неправильного
выбора норм амортизационных отчислений.
Амортизация начисляется ежемесячно с
отражение по кредиту счета 02 и дебету
счета 26. Повышающие и понижающие коэффициенты
начисления амортизации ЗАО «Электрокомплектсервис»
не применялись
Библиографический
список
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ. С изменениями и дополнениями от 23.07.1998г. № 123-ФЗ).
- Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. № 122-ФЗ.
- Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002г. № 161-ФЗ.
- Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998г. № 102-ФЗ (ред. от 24.12.2002).
- Постановление Правительства РФ от 01.01.2002г. № 1 (ред. от 08.08.2003) «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»// «Российская газета», № 3, 09.01.2002г.
- Постановление Правительства РФ от 03.02.2000 № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» (с изм. и доп. от 16.02.2001г.).
- Приказ Минфина РФ от 20.07.1998г. № 33н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».
- Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
- Приказ Минфина РФ от 20.12.1994 г. № 167 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94)
- Приказ Минфина РФ от 10.01.2000г. № 2н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000)
- Приказ Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н (ред. от 18.05.2002г.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» // «Российская газета», № 91-92, 16.05.2001г.
- Приказ Минфина РФ от 13.01.2000г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
- Приказ Минфина РФ от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Финансовая газета», № 33, 2003г.
- Приказ Минюста РФ № 193, Минимущества РФ № 17, Госстроя РФ № 2, Росземкадастра № 169 от 03.07.2000г. «Об утверждении Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов».
- Приказ Минюста РФ № 194, Минимущества РФ № 16, Госстроя РФ № 1, Росземкадастра № 168 от 03.07.2000г. «Об утверждении Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества».
- «Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-97 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994г. № 359) (ред. от 14.04.1998).
- Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» // «Финансовая газета», № 11, 2003г.
- Распоряжение Мингосимущества России от 23.03.1998г. № 252-р «Положение о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование».
- Распоряжение Минимущества РФ от 30.12.2002г. № 4521-р «Об утверждении Типового технического задания на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, и федеральных государственных унитарных предприятий».
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001 – 176с.
- Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. – М.: ИНФРА-М, 2003 – 464 с. – (Серия «Высшее образование»).
- Гладышева Ю.П. Амортизация основных средств в новой редакции главы 25 НК РФ // «Аудиторские ведомости», № 10, 2002
- Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. М.: Кнорус, Новосибирск.: ЭКОР, 2001.- 797с.
- Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений.2-е изд-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»)
- Зайцева О.П., Аманжолова Б.А. Аудит основных средств: принципы формирования и основные процедуры проверки // «Аудиторские ведомости», № 7, 2003
- Козина Н.М. Имущество унитарных предприятий: правовой статус // «Аудиторские ведомости», № 8, 2003
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с. – (Серия «Высшее образование»).
- Положения по бухгалтерскому учету. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 176 с.
- Русакова Е.А. Учет основных средств с применением нового Плана счетов и ПБУ 6/01 // «Библиотека журнала «Бухгалтерский учет», 2001
- Семенченко Н.П. Унитарные предприятия: учет и налогообложение // «Бухгалтерский учет», № 16, 2001
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое значение», 2000. – 688 с.
- Семенов М., Елшина В., Орлова Н. Особенности учета и налогообложения при отчуждении имущества государственных унитарных предприятий // «Финансовая газета», № 13, 2001
- Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 2003. – 479 с.
- Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 496 с.
Приложения
Приложение 2
Положение
об учетной
политике для бухгалтерского учета
ЗАО «Электрокомплексервис» на
2005 год
Настоящее Положение
устанавливает основы формирования и раскрытия
учетной политики ЗАО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКСЕРВИС»,
которая представляет собой совокупность
принципов и правил, определяющих методологию
и организацию бухгалтерского учета в
компании.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учетная политика ЗАО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКСЕРВИС» является
внутренним документом, определяющим
совокупность способов ведения бухгалтерского
учета общества – первичного наблюдения
(документация, инвентаризация), стоимостного
измерения (оценка и калькулирование),
текущей группировки (счета и двойная
запись) и итогового обобщения (баланс
и отчетность) фактов хозяйственной деятельности,
которые регламентируются законодательством
Российской Федерации, Уставом общества,
внутренними документами ЗАО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКСЕРВИС».
Основополагающими законодательными
и нормативными документами при формировании
учетной политики являются;
- Федеральный закон «0 бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года М 129-Ф3 (с изм. и доп.);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и дп.);
- Налоговый кодекс РФ (с изм. и доп.)
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н (с изм. и доп. От 07.05.2003 №38н);
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н (с изм. и доп.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года № 60н (с изменениями от 30 декабря 1999 года);
- Другие Положения по бухгалтерскому учету.
1.2. ЗАО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКСЕРВИС» (далее –
Общество) является юридическим лицом
и имеет в собственности обособленное
имущество, учитываемое на самостоятельном
балансе.
Основными видами деятельности
Общества являются:
- комплектация электротехнической продукции;
- оптовая и розничная торговля.
1.3. Учетная политика
Общества сформирована на основе следующих основных допущений:
- активы и обязательства Общества существуют обособленно от активов и обязательств собственников Общества и других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- принятая Обществом учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики), с одновременным рассмотрением учетной политики как производной от хозяйственной ситуации, в которой действует Общество, и законодательства, действующего на момент принятия учетной политики;
- факты хозяйственной деятельности Общества относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
1.4. Учетная политика
Общества должна обеспечить:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности);
- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой формы, но и экономического содержания фактов и условий хозяйствования, не противоречащих действующему законодательству (требование приоритета содержания перед формой).
1.5. Учетная политика
Общества утверждается приказом
Генерального директора.
При этом утверждаются:
- порядок и методы организации бухгалтерского учета;
- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств и порядок их отражения в бухгалтерском учете;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий счета (субсчета), необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
- формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые унифицированные формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.