Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:16, курсовая работа
Оборотные активы - это часть имущества организации, предметы которого участвуют в одном цикле производства и обращения товара, последовательно переносят свою стоимость из одной стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода.
Введение 2
1. Теоретические основы управления оборотными активами 3
1.1. Сущность оборотных средств, их состав и структура 3
1.2. Источники формирования оборотных средств 5
1.3. Особенности управления оборотными активами 9
2. Анализ управления оборотными активами предприятия 15
2.1. Характеристика объекта исследования 15
2.2. Анализ структуры и динамики изменения оборотных активов 17
2.3. Анализ эффективного использования оборотных активов 24
2.4. Методы оптимизации и ускорения оборачиваемости 27
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 1 35
В процессе нормирования оборотных средств определяют норму и норматив оборотных средств.
Нормы оборотных средств характеризуют минимальные запасы товарно-материальных ценностей на предприятии и рассчитываются в днях запаса, нормах запаса деталей, рублях на расчетную единицу и т.д.
Норматив оборотных средств - произведение нормы оборотных средств на тот показатель, норма которого определена. Рассчитывается в рублях.
Нормирование оборотных средств (Ноб.ср.) представляет собой следующую сумму:
Н=Нпр.з+Нн.п+Нг.п,
где Нпр.з— нормирование производственных запасов;
Нн.п — нормирование незавершенного производства;
Нг.п—нормирование запасов готовой продукции.
Эффективное
использование оборотных
1.3. Особенности управления
оборотными активами
Основной целью управления оборотными активами является обеспечение необходимого объема производства оборотными средствами на основе привлечения и оптимального использования, наиболее выгодных для организации источников средств.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
Управление оборотными активами можно свести:
Одним
из первых и важных вопросов оперативного
управления оборотными активами является
расчет чистого оборотного капитала.
Чистый оборотный капитал, который еще
называют работающим, рабочим капиталом
или собственными оборотными средствами,
может определяться с одинаковым успехом
по балансу двумя способами: «снизу» и
«сверху». Процесс формирования чистого
оборотного капитала показан на рис. 1.
Рис. 1. Формирование чистого оборотного капитала
Как
видно из рисунка, при определении
«снизу» чистый оборотный капитал
определяется как разница оборотных
активов и краткосрочных
Если недостаточно указанных на рис. 1 источников для формирования необходимых организации оборотных активов, организация должна финансироваться в долг сначала за счет кредиторской задолженности, затем за счет краткосрочных кредитов.
После определения чистого оборотного капитала необходимо ввести понятие текущих финансовых потребностей. Наиболее правильным представляется определение текущих финансовых потребностей как непокрытой различными источниками формирования части чистых оборотных активов, что приводит к необходимости привлечения краткосрочного кредита. Исходя из этого текущие финансовые потребности (ТФП) могут определяться как разница:
Учитывая
остроту проблемы недостатка собственных
оборотных средств в настоящее
время, необходимо остановиться на способах
регулирования текущих
Экономическое содержание текущих финансовых потребностей подводит к необходимости расчета средней длительности оборота оборотных средств, т. е. времени, необходимого для превращения средств, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность, в деньги на расчетном счете. Организация заинтересована в сокращении периодов оборота производственных запасов и дебиторской задолженности, а также в увеличении периода оборота кредиторской задолженности.
Текущие финансовые потребности могут исчисляться в рублях, в процентах к объему продаж, а также в процентах к среднегодовому объему продаж. Считается желательным, чтобы коммерческий кредит поставщиков с лихвой перекрывал клиентскую задолженность, что обеспечивает организации в каждый данный момент времени получение денежных средств даже больше, чем ей нужно.
Как
следует из вышесказанного, рациональное
управление оборотными активами можно
свести к сокращению периода оборачиваемости
запасов и дебиторской
Политика комплексного оперативного управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами состоит в формировании рациональной структуры оборотных активов и определении величины и структуры источников финансирования оборотных активов.
Политика управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами может быть агрессивной, консервативной и умеренной.
Признаком агрессивной политики управления краткосрочными обязательствами служит абсолютное преобладание краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов. При этом обеспечивается повышенный уровень эффекта финансового рычага. Высокий процент за кредит, рост силы операционного рычага, но в меньшей степени, чем финансового.
Признаком консервативной политики управления краткосрочными обязательствами служит отсутствие или очень низкий удельный вес краткосрочного кредита в общей сумме пассивов, финансирование, в основном, за счет собственных средств и долгосрочных кредитов и займов.
Признаком умеренной политики управления краткосрочными обязательствами служит нейтральный (средний) уровень краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов организации.
Для
организации важно знать
Для принятия финансовых решений по управлению оборотным капиталом необходим углубленный анализ собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей с целью выработки ряда основных правил, а также рассмотрения ряда деловых ситуаций и принятия по ним соответствующих финансовых решений. Одним из основных критериев управления оборотным капиталом является наличие собственных оборотных средств или чистого оборотного капитала. Наличие или отсутствие собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала) в организации свидетельствует о ее способности или неспособности покрывать за счет собственных средств не только потребность в постоянных активах, но и хотя бы частично потребность в оборотных активах.
Практика
показывает, что величина собственных
оборотных средств должна быть положительной.
У большинства производственных
организаций значительная величина
собственных средств (собственного
уставного капитала) вложена в
основные средства, формирование которых
требуют долговременного
Отрицательное значение, т. е. отсутствие, собственных оборотных средств, для производственной организации – это плохо, хотя иногда временно возможно. Такая ситуация исчезает с увеличением объема продаж и ростом прибыли, в том числе нераспределенной. Если недостаток собственных оборотных средств наблюдается постоянно, то такая ситуация является рискованной и чаще всего приводит к недостатку финансирования внеоборотных активов.
2. Анализ управления оборотными активами предприятия
2.1.
Характеристика объекта
исследования
Для исследования и анализа системы управления оборотными активами было выбрано конкретное предприятие – крупная оптовая база общество с ограниченной ответственностью «Океан».
Данное предприятие зарегистрировано по юридическому адресу: 153000, г. Иваново, ул. Гаражная 14/26.
ООО «Океан» является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Предприятие действует на основании хозяйственного расчета, отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками.
Предприятие
от своего имени приобретает
Источниками формирования имущества предприятия, в том числе финансовых ресурсов является:
-
прибыль, полученная от
- амортизационные отчисления;
-
кредиты банков и других
-
капитальные вложения и
-
иные источники, не
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной в результате хозяйственной деятельности предприятия прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Основным видом деятельности предприятия является торговля продуктами питания, а также производство и реализация рыбной продукции.
Для осуществления этой деятельности данная организация строит свои отношения с другими предприятиями во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, учитывая интересы и требования потребителей к качеству продукции, работ, услуг и другие условия выполнения обязательств.
Предприятие реализует продукцию населению по ценам и тарифам, установленным в соответствии с законодательством.
Для
достижения установленных целей
предприятие имеет право