Анализ теневой экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: Россия, (для сравнения взяты исследования за рубежом).
Предмет исследования: теневая экономика.
Целью работы является анализ теневой экономической деятельности.

Файлы: 1 файл

безопасность.docx

— 81.74 Кб (Скачать)
  • теневой рынок;
  • неформальную экономику;
  • властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.

Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают.

Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь немногими исследователями.

Исследования показывают, что система неформальных коммуникаций является одним из важнейших механизмов координации деятельности участников современной экономики. В сфере теневой (и криминальной) экономики этот механизм выполняет особо важные функции. Неформальные экономические структуры базируются на сетевой форме организации. Под деловой сетью понимается совокупность устойчивых, относительно замкнутых связей между хозяйственными агентами для снижения предпринимательских рисков и обеспечения защиты бизнеса.

1.4 Причины возникновения теневой экономики

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

1. Экономические факторы:

  • высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);
  • переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);
  • кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;
  • несовершенство процесса приватизации;
  • деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные  факторы:

  • низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;
  • высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;
  • неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

  • несовершенство законодательства;
  • недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
  • несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.
  • Теневая экономика порождает ряд следствий, негативно сказывающихся на экономике государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:
  • Сокращается налоговая база. Как следствие, растет налоговый пресс на легальный сектор экономики.
  • Снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень.
  • Усиливается ресурсное обеспечение коррупции, что ведет к росту ее масштабов.
  • Неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
  • Неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
  • Происходит перераспределение национального дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией и контролем криминальных групп над теневой экономикой. Это ведет к сильному имущественному расслоению и росту конфронтации в обществе.
  • Происходит утечка капиталов за границу.
  • Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.
  • Трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях.
  • Кроме того, в предыдущем пункте было сказано об ошибках в государственном управлении, к которым ведет наличие развитой теневой экономики и неверная оценка ее масштабов.

 

 

1.5 Методы количественного измерения скрытых экономических процессов

 

Многогранность «теневой» экономики подразумевает и разнообразие методов измерения её проявлений, выработку соответствующих способов организации статистических, социологических и конъюнктурных обследований. Методы оценки размеров «теневой» экономики можно условно разбить на две группы: микрометоды (прямые) и макрометоды (косвенные).

К первой группе относятся опросы населения и экспертов, выборочные обследования предприятий, анализ налоговых регистров. Ко второй – методы, основанные на анализе расхождений различных статистических данных (доходов, измеренных различными способами, доходов и расходов); методы, основанные на анализе занятости населения; анализ спроса на наличные деньги; изучение объёма денежных операций; методы моделирования и структурный метод.

Макрометоды дают обычно завышенную оценку, а микрометоды, в особенности выборочные обследования, опросы, имеют тенденцию недооценивать размеры «теневой» экономики. Чтобы этого не происходило, их результаты подвергают коррекции и редактированию. Одним из существенных недостатков микрометодов является сложность сбора данных и преднамеренное искажение информации респондентами.

Среди макрометодов довольно распространённым является метод расхождений, который основан на предположении, что превышение расходов над независимо определёнными доходами или расхождение в величине доходов, оценённых разными способами, являются достаточно адекватными индикаторами «теневой» экономики. Сведения о совокупных доходах получают, как правило, из информации о налогах, а о расходах – в результате специально организованных обследований предприятий и домохозяйств. Размер расходов считается более точным, так как опрашиваемые обычно не заинтересованы в искажении этой информации. Если расхождение между двумя величинами вызвано утаиванием части доходов, то очевидно, что расходы будут превалировать над доходами. И хотя соответствующая разность не полностью отражает все недоучтённые доходы, тем не менее, она в определённой мере служит индикатором «теневой» экономики.

Метод измерения «теневой» экономики, основанный на анализе показателя занятости населения, исходит из предположения, что падение официального уровня занятости вызвано переливом рабочей силы из официального сектора в неофициальный. Значительные сложности возникают при измерении трудовой активности занятых в неофициальном секторе, в этих целях проводятся специальные опросы домохозяйств, в результате которых определяется «реальный» уровень занятости. Для того чтобы получить оценку размеров теневой экономики из данных о занятости в неофициальном секторе, необходимо иметь надёжную информацию об уровне производительности труда в нём. Решение данной задачи может быть получено с использованием так называемого «итальянского» метода определения размеров «теневой» экономики, который базируется на получении сведений о занятых в экономике через отработанное время с помощью обследований рабочей силы. В этих целях организуют обследования домашних хозяйств по проблемам занятости через опросы их взрослых членов. Одновременно обследуют и предприятия для того, чтобы оценить выработку одного занятого в отрасли.

Таким образом, оценка «теневой» экономики «итальянским» методом заключается в том, что статистики определяют численность заполненных рабочих мест с использованием данных переписей, обследований, регулярной статистической, налоговой и социальной отчётности, на основании которой оценивается численность занятых в эквиваленте полной занятости. Численность занятых в эквиваленте полного рабочего дня и выработка на одного работающего позволяют оценить выпуск и добавленную стоимость с учётом «теневой» занятости как дополнительные доходы соответствующих секторов. Благодаря этому появляется возможность для объективных корректировок ВВП.

Помимо этих методов оценки «теневой» экономики существуют и другие, например, метод анализа спроса на наличные деньги, структурный метод, метод сопоставлений динамики и объёмов показателей. Для оценки масштабов «теневой» экономики используют метод «товарных потоков». Этот метод заключается в сравнении объёмов ресурсов продуктов (производство и импорт) с их использованием на конечное и промежуточное потребление, накопление и экспорт.

Перечисленные методы дают возможность количественно измерить «теневую» экономику, что представляется чрезвычайно важным, так как благодаря этому уточняются оценки всех макропоказателей, в том числе имеющих и прямое отношение к доходам населения. Кроме этого, очевидно, что влияние «теневой» экономики с точки зрения доходов населения должно быть рассмотрено и с позиций того, что значительная часть общества заинтересована в ней, так как имеет возможность здесь работать.

Общий размер «теневой» экономики в России оценивается в 22,4% от объёма валового внутреннего продукта. Это означает, что такая доля валовой добавленной стоимости производится на предприятиях, которые не зарегистрированы, но должны быть зарегистрированы; которые не зарегистрированы и не должны быть зарегистрированы; а также на зарегистрированных предприятиях, которые скрыли часть произведённых ими товаров и услуг для того, чтобы не платить частично или полностью налоги и социальные взносы и не выполнять в соответствии с действующим в России законодательством административные обязанности. В наибольшей степени это явление наблюдается в таких отраслях экономики, где обращаются наличные деньги, где совершается множество мелких операций, где государство может быть исключено из числа экономических агентов. Сегодня в России скрытая экономика, оцененная производственным методом (т.е. по информации, полученной от производителей), несколько ниже оценка, которая получена методом конечного использования. Учитывая то, что в странах с развитой экономикой, основанной на принципах рынка, и статистической системой, обладающей многолетним опытом её измерения, основным, т.е. наиболее надёжным методом измерения ВВП, считается метод конечного использования, то оценки размеров «теневой» экономики в России могут быть пересмотрены в сторону увеличения.

Наибольшие масштабы скрытой экономической деятельности в России присуще торговле, где 60-70% добавленной стоимости досчитывается статистиками. Аналогичная ситуация наблюдается в производстве индивидуальных услуг, оказываемых населению. Заметную долю «теневой» экономики в нашей стране составляют производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения (70-85% от общего объёма сельскохозяйственного производства), а также индивидуальное строительство собственными силами (5-10%).

Глава 2. Пути сокращения доли теневой экономики

 

2.1 Подходы к решению проблем  «теневой» экономики

 

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.

Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».

Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги.

Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в том числе примеры латиноамериканских стран), но и практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее публичное признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения исполняют криминальные структуры).

Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под пресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемых государством доходов, особых проблем не возникнет: их регистрируемые доходы, образующие «надводную часть айсберга», настолько велики, что достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной бы она ни была). Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки (что, безусловно, снизит общую хозяйственную активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не документировать). Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычагов будут самыми благовидными — наказание за сокрытие доходов). Став фактором поощрения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру.

В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.

Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков» - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а -уровень сопротивления властям — как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

Информация о работе Анализ теневой экономической деятельности