Анализ себестоимости продукции и пути её снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
• изучить суть понятия себестоимость продукции;
• проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
• наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1. Сущность понятия себестоимости 5
1.2. Себестоимость промышленной продукции и ее структура 8
1.3. Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «ТКАНИ-ВЕСТ» И
ПУТЕЙ ЕЕ СНИЖЕНИЯ 19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.2 Анализ динамики операционных затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции 21
2.3 Анализ влияния факторов изменения затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции 22
2.4 Анализ влияния состава продукции по возрасту его выпуска на изменения затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции 23
2.5 Анализ влияния себестоимости отдельных групп продукции по уровню их рентабельности 24
2.6 Анализ себестоимости за калькуляционными статьями затрат 25
ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

4. Улучшение использования  природных ресурсов. Здесь учитывается:  изменение состава и качества  сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик добывающих отраслей промышленности.

5. Отраслевые и прочие  факторы. К ним относятся: ввод  и освоение новых цехов, производственных  единиц и производств, подготовка  и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.

Значительные резервы  заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции  и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода  по вновь вводимым в действие цехам  и объектам. Расчет суммы изменения  расходов осуществляется по формуле

ЭП = ( С1 / Д1 - С0 / Д0 ) * Д1 ,

где ЭП - изменение затрат на подготовку и освоение производства

      С0, С1 - суммы затрат базисного и отчетного года

      Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Влияние на себестоимость товарной продукции изменений в размещении производства анализируется тогда, когда один и тот же вид продукции производится на нескольких предприятиях, имеющих неодинаковые затраты в результате применения различных технологических процессов. При этом целесообразно провести расчет оптимального размещения отдельных видов продукции по предприятиям объединения с учетом использования существующих мощностей, снижения издержек производства и на основе сопоставления оптимального варианта с фактическим выявить резервы.

Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли отражения в вышеизложенных факторах, то их относят к прочим. К ним можно отнести, например, изменение размеров или прекращение  разного рода обязательных платежей, изменение величины затрат, включаемых в себестоимость продукции и др.

Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости  и резервы необходимо суммировать  в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат т затрат на единицу продукции.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ  ООО «ТКАНИ-ВЕСТ» И ПУТЕЙ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

2.1 Характеристика предприятия

ООО «Ткани-вест»  по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие расположено в г. Москва.

В 1993 г. бывший текстильный  цех был приватизирован, а в 1994г. реорганизован .

ООО «Ткани-вест» занимается выпуском тканей, а также готовой продукции из данных тканей, кроме того при предприятии действует ателье.

Виды тканей, которые  выпускаются ООО «Ткани-вест»:

  • шелк, шириной 140 см. (10 оттенков);
  • шерсть, шириной 110 см. (4 оттенки);
  • лен, шириной 150 см. (5 оттенков);
  • трикотаж, шириной 140 см. (7 оттенков);
  • ситец, шириной 80 см. (6 оттенков);
  • фланель, шириной 80 см. (6 оттенков);
  • бязь, шириной 80 см. (5 оттенков).

  К готовой продукции, которая выпускается ООО «Ткани-вест», относятся:

  • комплекты постельного белья (2 простыни, 2 наволочки, 2 пододеяльники) - 8 разновидностей;
  • кухонные комплекты (фартук, 2 прихватки, полотенце, скатерть) - 4 разновидности;
  • кухонные подарочные комплекты ( 2 фартуки, полотенце, скатерть, 4 салфетки) - 4 разновидности;
  • полотенце, размер 30х50 см. - 4 разновидности;
  • салфетки, размер 14х20 см. - 4 разновидности;
  • фартук, 2 виды - 4 разновидности;
  • халат домашний - 8 разновидностей.

Организационная структура  предприятия представлена на рис. 1.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На схеме сплошными  линиями показаны взаимодействия непосредственного подчинения, точками - функциональные взаимосвязи, которые носят косвенный, рекомендательный характер.

Полномочие учредительного собрания и директора общества определяются уставом общества.

К функциям технического директора относятся:

  • он является заместителем генерального директора;
  • контроль над соблюдением техники безопасности и требований к охране труда на предприятии;
  • контроль над состоянием оборудования, обеспечение своевременного ремонта и профилактических работ;
  • контроль качества материалов, мониторинг запасов материалов, своевременная доставка запасов со склада.

К функциям экономиста - маркетолога относятся:

  • является заместителем главного бухгалтера;
  • мониторинг, анализ и планирование текущей деятельности предприятия;
  • проведение маркетинговых исследований по возможным привлечением специалистов на временную работу;
  • планирование и управление запасами предприятия;
  • предоставление ежегодного отчета в органы управления общества.

К функциям главного бухгалтера относятся:

  • ведение бухгалтерского и налогового  учета соответственно   национальным стандартам и нормативных актов, которые действуют в РФ;
  • предоставление налоговой, финансовой и статистической отчетности в сроки и органы, установленные действующим законодательством;
  • предоставление ежегодного отчета в органы управления общества.

2.2 Анализ динамики  операционных затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции

 

Операционные затраты за 2010г. составляют 8390 тыс. руб., за 2011 - 9000 тыс. руб. Увеличение затрат обусловлено увеличением материальных затрат: совокупные затраты увеличились на 7.27%. а материальные - на 11.66% (их доля в совокупных затратах наибольшая - 50%).(Приложения. Таблица 2.1)

           Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за 2010г.

Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за 2011г.

Затраты уменьшились  на 1.66% благодаря тому, что темпы  увеличения выручки от реализации продукции  превысили темпы увеличения себестоимости  соответственно 9.09 и 7.27%. Опережение составляет 1.82 пункта.

Затраты на 1 руб. реализованной продукции за 2011г. в сравнимых ценах составляют: , что ниже, чем 2010г., на 1.19%.

2.3 Анализ влияния факторов  изменения затрат на 1 руб. стоимости  реализованной продукции

Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции изменяются с изменением цен реализации продукции, себестоимости единицы продукции и структуры производства.Исходные данные и промежуточные расчетные показатели для дальнейшего анализа приведены в табл. 2.2.( Приложения таблица 2.2)

С целью количественного  оценивания влияния на уровень относительных затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции таких факторов, как изменения цен на продукцию, себестоимость и структурные (ассортиментные) изменения, в анализе нужно выделить сравнимые и несравнимые изделия. Для упрощения записей не будем конкретизировать эти изделия, а обозначим их буквами алфавита.

В рассматриваемом примере  к первой группе принадлежат изделия А, В, Г, Д, Е, ко второй - Б и Ж. Аналитические расчеты, которые выполнены по исходным данным таблицы 2.2, приведены в таблице 2.3.( Приложения таблица 2.3)

По графе 3 (табл.2.3) для несравнимой группы изделий вместо средних фактических затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции определяем отношения суммы фактических затрат на производство в отчетном периоде (2011 г.) к фактической стоимости продукции в предшествующем периоде (2010 г.). В нашем случае имеем

Совокупные затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за отчетный период сравнительно с предшествующим уменьшились на 1.52 коп.: в том числе в группе сравнимых изделий затраты уменьшились на 7.42 коп., а в группе несравнимых изделий, наоборот, увеличились на 5.9 коп. В свою очередь, в первой группе затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции уменьшились благодаря ценовому и структурному факторам и увеличились вследствие повышения себестоимости единицы продукции. Значительное увеличение затрат в группе несравнимых изделий обусловлено прежде всего увеличением себестоимости и структурными изменениями

2.4 Анализ влияния состава продукции по возрасту его выпуска на изменения затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции

 

В рыночных условиях естественным является стремление предприятий обновлять состав своей продукции. На основе маркетинговых исследований предприятие отказывается от производства устаревшей продукции и начинает вырабатывать новую (в нашем примере предприятие отказалось от производства продукции Б, это ткани которые не пользуются особым спросом. и начало осваивать изделия Е и Ж). При этом новая продукция в начальный период может иметь низкую рентабельность, а временные затраты в дальнейшем компенсируются. Пример влияния возраста продукции на динамику ее себестоимости приведен в табл. 2.4 (Приложения таблица 2.4)

Наименьшие затраты  на 1 руб. реализованной продукции имеют изделия возраст которых составляет 2-4 года. В этой группе оказались наиболее существенные изменения затрат на отчетный период сравнительно с предшествующим, а именно: на 13% (100 - 87) при среднем уменьшении на 1.7% (100 - 98.3). Наибольшие затраты в предшествующем периоде имели изделия, возраст которых составлял 5-7 лет. Одно из изделий этой группы было снято с производства как нерентабельное, что оказало содействие уменьшению затрат в этой возрастной группе на 5.3% (100 - 94.7). Затраты на 1 руб. реализации новой продукции (Е и Ж) пока что высокие, но за год они должны уменьшиться и соответственно  тенденции с переходом к изделиям возрастной группы 2-4 года еще большей мерой уменьшатся

2.5 Анализ влияния себестоимости  отдельных групп продукции по уровню их рентабельности

 

Для того, чтобы выполнить  такой анализ, продукцию, которую выпускают разделяют по уровню рентабельности (относительно средне отраслевого уровня) на группы : нерентабельная (убыточная), низко-, средне- та высокорентабельная.

В нашем случае среднеотраслевой уровень рентабельности продукции  составляет 10%. Учитывая это изделия  Г и Д причислим к высокорентабельной группе, А - к среднерентабельной, В, Е и Ж - к низкорентабельной. В отчетном периоде нерентабельной продукции не было. Изделие Б как нерентабельный вид продукции было снят с производства.

Анализ влияния плановых и фактических затрат по указанным группам продукции приведен в таблице 2.5. (Приложения. Таблица 2.5)

Приведенные данные свидетельствуют, что наибольшую долю в структуре выпуска имеет низкорентабельная продукция - почти 60%. Несмотря на решающее значение выполнения плановых задач для снижения себестоимости, именно относительно этой группы фактические затраты превысили запланированные на 3.1%. Общее уменьшение фактических затрат на 1.1% сравнительно с плановыми было достигнуто преимущественно благодаря положительным изменениям в группах продукции среднерентабельной (на 7.65%) и высокорентабельной (на 6.15%).

С учетом доли каждой группы их взнос в общее уменьшение затрат на 1.1% (см. гр. 5 табл.2.5) составляет для группы высокорентабельной продукции - -1.96, средне рентабельной - -0.90, низкорентабельной - +1.76. В последней группе имеются новые изделия (Е и Ж) и следует убедиться, что именно дополнительные затраты, которые связаны с их освоением, служат причиной низкой рентабельности и что такая ситуация временная. Относительно изделия В из этой самой группы следует убедиться в целесообразности его дальнейшего выпуска. При этом надо также определить,  не приведет ли отказ от определенных объемов производства даже низкорентабельной продукции к не покрытию постоянных затрат.

2.6 Анализ себестоимости  за калькуляционными статьями  затрат

 

За калькуляционными статьями анализируют себестоимость  по предприятию в целому для того, чтобы оценить отклонения фактических затрат от запланированных и определить влияние этих отклонений на общее изменение себестоимости реализованной продукции.

Пример расчетов для  анализа приведен в таблице 2.6 (Приложения таблица 2.6) 

Как видим из данных таблицы 2.6 свыше планового уменьшения затрат на 100 тыс. руб. состоялось благодаря экономии по статьям "Сырье и материалы" (70 тыс. руб.), "Заработная плата основных работников" (30 тыс. руб.), "Общепроизводственные и административные затраты" (соответственно 30 и 50 тыс. руб.). Вместе с тем повысились сравнительно с планом затраты на энергоносителе (на 50 тыс. руб.. или на 5.3%) и транспортно - заготовительные затраты (на 30 тыс. руб.., или на 2.9%). Взнос каждой калькуляционной статьи к общему снижению затрат (в процентах) приведенный в гр. 5 табл.2.6. Итог за этой графой есть алгебраической суммой данных за разными калькуляционными статьями.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции и пути её снижения