Анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:50, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
- выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности
- проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности

Файлы: 1 файл

рефераты.docx

— 89.16 Кб (Скачать)

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов балансовой прибыли. В ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия. 

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли

(убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. 

У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации. 

 Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли. 

Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль

(убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг.

Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года [20, с.155-156]. 

Доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее обговоренном размере, или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям.

По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредито- и ссудозаемщиком. 

В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), другие доходы и расходы (убытки, потери). 

Необходимость и важность определения состава валовой прибыли обусловлена следующим:

 - во-первых, в связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-

97%) предприятие получает от реализации товарной продукции, анализу именно этой составляющей должно быть уделено главное внимание;

- во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться от рассмотрения состава и структуры прибыли от реализации имущества и внереализационных доходов, а также факторов, влияющих на их изменения, никак нельзя.

Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли [10, с. 16].

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели можно объединить в следующие  группы: 

- показатели, рассчитанные  на основе стоимости реализованной  продукции; 

- показатели, рассчитанные  на основе производственных активов; 

- показатели, рассчитанные  на основе потока наличных  денежных средств.

 Экономическое содержание рентабельности предприятия

Понятие рентабельности

Итоги работы компании во внешней торговле подлежат оценке за любой отчетный период. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется система различных количественных и качественных показателей, призванная дать всестороннюю оценку деятельности компании. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку выгодности экспортных и импортных операций. Прежде всего рассмотрим, что представляет собой рентабельность.

Одно из его определений звучит так: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [7]. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [8].

Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции [9].

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли. . Экономическое содержание рентабельности предприятия

  характеристика предприятия  строительной отрасли 

Строительство, как  отрасль материального производства существенно отличается от других отраслей народного хозяйства. Это объясняется  особым характером продукции, условиями  вложения денежных средств, их основания  и возврата, методами организации  и управления строительным процессом, особенностями технологии строительного  производства.

Строительное  предприятие – это предприятие, которое действует в сфере строительства и осуществляет научные, экспериментальные, изыскательные и проектные работы, добычу сырьевых ресурсов и их переработку, изготовление материалов, изделий и конструкций, возведение всех видов зданий и сооружений, транспортное обслуживание. Деятельность строительных предприятий обеспечивается наличием в их распоряжении необходимых ресурсов: людских, денежных, материальных, энергетических, с помощью которых создаётся продукция. Одним из основных показателей производственно хозяйственной деятельности строительного предприятия является продукция строительного предприятия – это материальные ценности, созданные в результате деятельности строительного предприятия. Продукция может относиться к категории «конечной» (законченные и сданные в эксплуатацию здания и сооружения) или к «промежуточной» - изделия предприятий стройиндустрии, отдельные виды работ, части зданий и др.

Строительные организации  – это строительные предприятия, осуществляющие возведение, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений, монтаж оборудования.

Таким образом, различают  такие задачи строительных организаций:

1.                 Новое строительство – строительство зданий, сооружений на новых площадках или на площадках после сноса старых зданий;

2.                 Расширение производства предприятий – это строительство вторых и последующих очередей определённых предприятий;

3.                 Техническое перевооружение – полное или частичное перевооружение действующих предприятий без увеличения площадей этих предприятий;

4.                 Реконструкция – переоборудование и переустройство действующих предприятий с увеличением производственных площадей.

5.                 Капитальный ремонт – это восстановление зданий и сооружений амортизировавшихся в процессе эксплуатации.

В целом строительная организация состоит из следующих  компонентов:

1.                      Организация-заказчик планирует и финансирует строительство, осуществляет технический надзор за строительством, поставляет оборудование, эксплуатирует результаты строительства;

2.                      Организация-проектировщик разрабатывает проект строительства: архитектуру, технологию и т.д.; осуществляет авторский надзор над строительством, проектировщик отвечает за правильность составления сметы, за качество и уровень, принятых технических решений;

3.                      Генеральный подрядчик организовывает и отвечает за строительство в целом, за качество выполняемых работ, за соблюдение срока работ;

4.                      Субподрядчик отвечает за узкий спектр работ – только за работы, которые ему поручены организацией генподрядчик.

Основной целью  строительных организаций является удовлетворение потребностей населения  в строительной продукции и получение прибыли, так как за счёт прибыли предприятие может развиваться и получение прибыли является важнейшим условием конкурентоспособности предприятия.

Прибыль – это  разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которые  получает предприятие от продажи  своей продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несёт предприятие  для того, чтобы произвести и реализовать  эту продукцию. Общие экономические  издержки оценивают все использованные в процессе производства ресурсы  в соответствии с принципом альтернативных издержек. Выручка напрямую зависит  от цен и объёма выпускаемой продукции, а объём продукции зависит, прежде всего, от количества трудовых ресурсов и от производительности труда одного работника.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики