Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Страховая компания «НАСКО»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является оценка факторов влияющих на изменение экономических показателей деятельности предприятия.
Раскрыть теоретические аспекты сущности экономических показателей деятельности предприятия:
- обосновать методологию оценки, влияния факторов на изменения экономических показателей;
- проанализировать изменения показателей прибыли;
- оценить факторы, влияющие на рентабельность деятельности предприятия;
- рассмотреть основные пути повышения деятельности страховых компаний;
- обосновать рекомендации по улучшению экономических показателей деятельности предприятия.

Оглавление

Введение
• 1. Теоретические аспекты основных экономических показателей
1.1 Сущность и классификация основных экономических показателей
1.2 Методология оценки экономических показателей
• 2. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Страховая компания «НАСКО»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ факторов влияющие на показателей основной деятельности
2.3 Анализ экономических показателей двух видов страхования
3. Основные направления улучшения финансовых результатов от реализации услуг
3.1 Пути повышения эффективности деятельности
3.2 Рекомендации по укреплению финансовой устойчивости страховой организации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Характеристика эк. показателей.docx

— 45.55 Кб (Скачать)

Отчисления от прибыли  предприятий в фонды и резервы  вышестоящих организаций (консорциумов, холдингов) обусловлены экономической  стратегией объединений. Нормативы  этих платежей устанавливаются органами управления вышестоящих, организаций  с учетом финансового состояния  каждого предприятия. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других платежей в бюджет, централизованные фонды  и резервы вышестоящей организации, является чистой прибылью макроэкономических расчетах, отличие чистой прибыли  от валовой прибыли трактуется иначе: прибыль до вычета потребления основного  капитала называется валовой, после  вычета потребления основного капитала - чистой.[2, с.7]

Целью любой предпринимательской  деятельности является получение прибыли. Увеличения прибыли можно добиться следующими путями:

- повышение цены на  товар;

- снижение себестоимости;

- увеличение объема производства  и реализации продукции.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Прибыль предприятие  получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов  деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).

Финансовый результат  деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность  предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов  деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной  бухгалтерской отчетности.[15, с.138]

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия  по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они  составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его  финансовых отношений со всеми участниками  коммерческого дела.

Объем реализации, величина прибыли, уровень рентабельности зависят  от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют  все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа  финансовых результатов деятельности являются:

- систематический контроль  за выполнением планов реализации  продукции и получением прибыли;

- определение влияния  как объективных, так и субъективных  факторов на объем реализации  продукции и финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения  объема реализации продукции  и суммы прибыли;

- оценка работы предприятия  по использованию возможностей  увеличения объема реализации  продукции, прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий  по использованию выявленных  резервов.

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного  обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.[39, с.154]

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие  группы:

показатели рентабельности капитала (активов);

показатели рентабельности продукции;

показатели, рассчитанные на основе потоков наличных 
денежных средств.

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

Первая группа показателей  рентабельности формируется как  отношение прибыли к различным  показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.[7, с.505]

Несовпадение уровней  рентабельности по этим показателям  характеризует степень использования  предприятием финансовых рычагов для  повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего  капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов -- отдача на инвестируемый  капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.

Рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.[6, с.132]

Концепция рентабельности, исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой. Она  приоритетна, потому что операции с  денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, являются существенным признаком «здоровья» финансового  состояния предприятия.

Доходность производства продукции рассматривается как  произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения  цен единицы продукта и единицы  ресурса. Последнее соотношение  обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно  характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции  в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен  на ресурсы).

Если представить взаимосвязь  данных показателей в индексной  форме, то появится возможность обычными методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия  и прибыль.

Крупные предприятия главное  внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий  процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции  за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора  цены в формировании доходности предприятия  понижается. Это естественным образом  переключает сферу усилий руководства  на контроль за изменениями промышленной производительности, т.е. за внутренними  факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение  отдачи основных средств (машин, оборудования и так далее).[9, с. 212]

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.[13, с.306]

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется по формуле (2):

где Р3 - рентабельность производственной деятельности;

ПЧ - чистая прибыль;

З - затраты.

Она показывает, сколько  предприятие имеет прибыли с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции. [21, с.18]

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки, согласно формуле (3). Характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет  предприятие с рубля продаж. Широкое  применение этот показатель получил  в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным  видам продукции.

Таким образом, многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной  степенью детализации, что задает границы  выявления и оценки производственных резервов.[22, с.189]

1.2 Методология  оценки экономических показателей

В рыночных условиях повышается ответственность и самостоятельность  предприятия в выработке и  принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности, по достижению высоких финансовых результатов. Рассматривая значимость и важность этого направления финансового  анализа для страховых организаций, остановимся прежде всего на экономической  природе финансового результата.

Финансовый результат  страховой организации - экономический  итог финансово-хозяйственной деятельности страховщика за отчетный период в  форме прибыли или убытка, отражающий успех или неудачу бизнеса, как  в количественном, так и в качественном выражении.

Конечный финансовый результат  деятельности страховщиков слагается  из доходов от проведения страховых, инвестиционных и финансовых операций, уменьшенных на сумму расходов по всем названным операциям. Финансовый результат (прибыль или убыток) является обобщающим качественным показателем  деятельности страховой организации.[18, с.136]

В условиях рынка страховщики  осуществляют не только страховые операции, но ряд других операций, свойственных любому хозяйствующему субъекту. Таким  образом, финансовый результат деятельности страховой организации представляет собой совокупный итог страховых, инвестиционных, финансовых и других операций. И  следовательно, полноценный анализ финансового результата предполагает изучение результатов каждого вида деятельности страховщика и факторов, влияющих на них, что должно найти  отражение в системе показателей  финансового состояния страховщика.

Анализ финансовых результатов  деятельности страховщика позволяет  не только подвести итоги его работы за этот отчетный период, но и определить перспективы его развития. Положительный  финансовый результат способствует повышению потенциала страховой  организации, его финансовой устойчивости поскольку часть полученной прибыли  может быть направлено на увеличение размера собственного капитала. Отрицательно финансовый результат означает, как  правило, уменьшение величины собственных  средств, за счет которых обычно покрываются  убытки. Последним случаем важно  понят, с чем связано убытки - или  со случайным с течением обстоятельств (например, с более высокой по сравнению со средней статистической величиной страховых выплат), или  это закономерность, и необходимо принять необходимые меры (повышение  тарифных ставок, изменение структуры  страхового портфеля, корректировки  инвестиционной политики и т.п.).

Анализ финансовых результатов  позволяет выявить причинно-следственною связь изменений основных показателей  финансовой устойчивости с технологией  страхового процесса, осуществляемый тем или иным страховщиком. Следует  отметить, что воздействие отдельных  факторов часто происходит достаточно сложным путем. Так, инфляция, обесценивая  обязательства способствует повышению  платежеспобности, а обесценивая  собственные средства, - понижению  платежеспособности. Общее воздействие  на платежеспособность будет зависит  от соотношения собственных средств  и обязательств. При этом важно  учесть воздействие инфляции на расходы  по ведению дела, прибыль, рост собственных  средств, на обусловленные ею изменения  спроса на страховые услуги, объем  операций и т.д. Ту же сложность и  опосредованность воздействия можно  видеть напримере, финансового результата деятельности страховой организации, в которой сам формируется  под влиянием разнообразных факторов внешнего и внутреннего порядка  и четко проявляется при особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками.

При подведении итогов хозяйственной  деятельности страховой организации  финансовый результат определяется за один год, при оценки эквивалентности  страховщика и страхователя - за тот период, который был принят за основу при расчете тарифа. Финансовый результат (прибыль или убыток) страховой  организации выявляется путем сопоставления  доходов и расходов страховщика.[18, с.89]

Доходом страховщика называется совокупная сумма денежных поступлений  на его счета в результате осуществления  им страховой и иной не запрещенной  законодательством деятельности. К  расходам страховой организации  относятся затраты, связанные с  осуществлением её деятельности по видам  операций. Определение расходов и  доходов страховых организаций  регламентируется ст.293 и 294 гл. 25 Налогового кодекса РФ. Так, в соответствии со ст.293 Налогового кодекса РФ, к доходам  страховых организаций относятся:

- доходы от страховой  деятельности:

1) страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования  и перестрахования. При этом  страховые премии (взносы) по договорам  сострахования включаются в состав  доходов страховщика (состраховщика)  только в размере его доли  страховой премии, установленной  в договоре сострахования;

2) суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных  в предыдущие отчетные периоды  с учетом изменения доли перестраховщиков  в страховых резервах;

3) вознаграждение и тантьемы (форма вознаграждения со стороны  перестраховщика) по договорам  перестрахования;

Информация о работе Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Страховая компания «НАСКО»