Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа
Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.
В связи с выше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которые мы поставили перед собой в дипломной работе, являются:
Раскрыть особенности формирования себестоимости на рыбокомбинате;
Проанализировать динамику структуры себестоимости товарной продукции;
Выявить факторы, влияющие на себестоимость, и произвести факторный анализ;
Выявить факторы, влияющие на рубль затрат товарной продукции;
Определить недостатки и трудности управления себестоимостью;
Выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Введение 4
1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 7
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости 7
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 25
2.1 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 32
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 54
3.1 Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
3.2 Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3.3 Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 84
Смысл и содержание остальных статей вытекают из их названия.
Кроме поэлементной и постатейной классификации затраты классифицируются и по другим признакам (см. Приложение 1).
Группировка по калькуляционным статьям, кроме того, дает нам возможность последующего разделения затрат на прямые и косвенные.
Прямые (технологические) затраты характеризуются непосредственной связью с процессом производства и достаточно легко могут быть распределены по конкретным видами продукции. Это, например, стоимость потребленных в производстве сырья и материалов; заработная плата производственного персонала; расходы по обслуживанию оборудования и прочие простые статъи.
Косвенные
затраты не могут быть прямо отнесены
к конкретному виду произведенного
товара или услуги. Соответствующие
статьи калькуляции являются комплексными.
В частности, это административно-
Деление на прямые и косвенные затраты имеет место в случае производства широкого ассортимента товаров; при простом производстве (монопроизводстве) все затраты рассматриваются в качестве прямых.
Классификация затрат на переменные (variable costs) и постоянные (fixed costs) отражает прямую пропорциональную зависимость объема выпуска продукции и соответственно затрат на ее производство от степени загрузки производственных мощностей. Переменными затратами считаются те, величина которых является производной от уровня использования производственных мощностей. Это, например, затраты на сырье и материалы, на оплату труда. Постоянными признаются затраты, размер которых не увязан с объемом производства и уровнем использования производственных мощностей — расходы на оборудование, аренда производственных помещений, оплата управленческого аппарата. При этом в расчете на единицу продукции размер постоянных затрат обратно пропорционален росту выпуска продукции в результате увеличения загрузки производственных мощностей. Этой группировке уделяется особое внимание в международной практике учета себестоимости [17].
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства, — на сырье и основные материалы, вспомогательные и другие расходы. кроме общепроизводственных и общехозяйственных.
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
К текущим относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например расход сырья и материалов.
К единоврсменным (однородным) расходам относят затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др.
Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.
Непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.). Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.
Важное значение для анализа и управления издержками производства на предприятии с целью их снижения имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные.
Условно-постоянные затраты — затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся: амортизация зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата и др.
Условно-переменные затраты — затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К ним относятся: сдельная заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию и др.
Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем [19]:
Прежде всего необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом [47].
Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции [42].
Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:
Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.
Под управлением себестоимостью понимают действия менеджеров направленные на изменение факторов, влияющих на себестоимость продукции. Такие как структура выпуска продукции, объем производства, распределение и учет затрат, качество и используемое сырье и т.д. Управление себестоимостью связано с осуществлением предприятия функций планирования, контроля и принятия решений.
Значение
анализа себестоимости
В чем заключаются задачи анализа себестоимости? Во-первых, в определении, или оценке, величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации. Во-вторых, в управлении стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства. В-третьих, в анализе затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия [7].
Анализ себестоимости, со
Анализ
себестоимости продукции
Управление себестоимостью и анализ затрат являются составной частью менеджмента, которая оперирует данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой или будущей способности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели. Управление себестоимостью и анализ затрат имеют дело с рассчитанными на будущее, или запланированными, затратами равно как и с прошлыми затратами. На каждом предприятии необходимо повысить качество управления и анализа себестоимостью. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждает те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансово-экономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития предприятия [6].
Процесс управления и анализа делится на следующие основные стадии:
Информация о работе Анализ и управление себестоимостью продукции