Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 09:09, курсовая работа
Цель анализа прибыли - определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов прибыли, тенденции их изменения, оценить «зарабатывающую» способность предприятия. Для достижения этой цели анализируются следующие показатели:
1. Выполнение плана (проекта, прогноза) прибыли и ее динамика;
2.Факторы, влияющие на финансовые результаты;
Введение………………………………………………………………… 3
1. Доходы и расходы организации – основы
формирования финансового результата……………………….........5
1.1 Классификация доходов……………………………………………. 5
1.2 Виды расходов……………………………………………………...10
2. Анализ доходов и расходов предприятия……………………….....17
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО
«Чебоксарский хлебозавод»…………………………………………...17
2.2 Анализ доходов от обычных видов деятельности и прочих
доходов……………………………………………………………...24
2.3 Анализ затрат на производство…………………………………....28
2.4 Анализ операционных и внереализационных расходов………....30
3. Пути увеличения доходов и снижения расходов в обеспечение
роста прибыли………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………..39
Таблица
6. Затраты на производство
№ п/п
|
Показатели
|
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % | ||||
План |
Факт |
Откло-нение (+,-) |
План |
Факт |
Отклоне-ние(+,-) | ||
1 |
Материальные затраты |
7530 |
7874 |
+344 |
48,8 |
50,7 |
+1,9 |
2 |
Заработная плата |
6600 |
6880 |
+280 |
42,8 |
44,3 |
+1,5 |
3 |
Отчисления на социальные нужды |
450 |
473 |
+23 |
2,9 |
3,1 |
+0,2 |
4 |
Амортизация основных средств |
335 |
280 |
-55 |
2,2 |
1,8 |
-0,4 |
5 |
Прочие затраты |
515 |
13 |
-502 |
3,3 |
0,1 |
-3,2 |
Полная себестоимость |
15430 |
15520 |
+90 |
100 |
100 |
- | |
|
В том числе: а) перемененные расходы |
11310 |
11445 |
+135 |
73,3 |
73,7 |
+0,4 |
|
б) постоянные расходы |
4120 |
4075 |
-45 |
26,7 |
26,3 |
-0,4 |
Как видно из табл. 6, фактические затраты предприятия выше плановых на 90 тыс. руб., или на 0,6% (90:15430)х100. Перерасход произошел по всем видам, и особенно по заработной плате. Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат, заработной платы, а доля амортизации и прочих затрат значительно снизилась. Общая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции, изменения ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции. Как указывалось выше, обобщающим показателем себестоимости продукции являются затраты на рубль продукции. Это универсальный показатель, т. к. может рассчитываться в любой отрасли производства, а также наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль товарной продукции. Он исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем.
Основными факторами, влияющими на изменение уровня затрат на рубль продукции являются:
1. Изменение объема и структуры производства;
2. Изменение уровня затрат на отдельные изделия;
3. Изменение цен на продукцию.
2.4 Анализ операционных и внереализационных расходов
В ходе анализа операционных и внереализационных результатов следует изучить в динамике каждый их вид, выяснить причины изменений. При анализе необходимо выяснить, какие меры принимаются по сокра-щению и недопущению внереализационных убытков, штрафных санкций.
Таблица 7. Динамика прочих операционных и внереализационных расходов ОАО «ЧХЗ» за 2008-2010 гг.
Источник доходов |
2008 год |
2009год |
2010год |
Отклонение | ||||
сумма, руб. |
уд.вес, % |
сумма, руб. |
уд.вес, % |
Сумма, руб. |
уд.вес,% |
сумма, руб. |
уд.вес, % | |
Операционные расходы, в т.ч.: |
19568 |
85,7 |
20975 |
77,0 |
21606 |
77,5 |
+2038 |
-8,2 |
Расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций |
11382 |
58,2 |
13416 |
63,9 |
13810 |
63,9 |
+2428 |
+5,7 |
Проценты за кредит |
4544 |
23,2 |
7086 |
33,8 |
7276 |
33,7 |
+2732 |
+10,5 |
Расходы, связанные с продажей основных средств |
3642 |
18,6 |
491 |
2,3 |
520 |
2,4 |
-3122 |
-16,2 |
Внереализационные расходы, в т.ч.: |
3277 |
14,3 |
6254 |
23,0 |
6270 |
22,5 |
+3864 |
+8,2 |
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора |
125 |
3,8 |
132 |
2,2 |
180 |
2,9 |
+55 |
-0,9 |
Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте |
9 |
0,3 |
1670 |
26,7 |
1730 |
27,6 |
+1721 |
+27,3 |
Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности |
2432 |
74,2 |
2160 |
34,5 |
2010 |
32,1 |
-422 |
-42,1 |
Прочие внереализационные расходы |
711 |
21,7 |
2292 |
36,6 |
2350 |
37,5 |
+1639 |
+15,8 |
Итого расходов |
22845 |
100 |
27229 |
100 |
27876 |
100 |
+5902 |
Х |
Как видно из таблицы 7, наибольшую долю среди прочих расходов предприятия занимают операционные расходы. Их доля составляла в 2008 году 85,7%, а концу 2010 года она снизилась на 8,2% и составила 21606 тыс. руб. Соответственно возросла доля внереализационных расходов на 8,2%.
Сумма операционных расходов увеличилась на 2038 тыс.руб., а внереализационных – на 3864 тыс.руб.
Внереализационные убытки на ОАО «ЧХЗ» в значительной мере являются результатом нарушения договорной дисциплины. Внереализационные расходы от штрафов, пени, неустоек свидетельствуют о плохой постановке учета. Значительную долю на предприятии в расходах составляют штрафы за нарушение договоров поставки.
3. Пути увеличения доходов
и снижения расходов в
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема товарооборота, уменьшения расходов, недопущения внереализационных убытков, совершенствование организационной структуры. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов.
Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации.
Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема товарооборота предприятия в следующем году.
Дополнительным источником повышения прибыли является снижение расходов.
Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции являются:
1. увеличение объема
2. сокращение затрат на
производство за счет
В принятии управленческих решений значительный упор делается на снижение себестоимости продуктов, выпускаемых предприятием. Определение путей сокращения издержек и повышения эффективности происходит на всех стадиях производственного процесса — от закупки материалов и их переработки до контроля на стадии выпуска готового продукта и доставки его потребителю. Изменения могут относиться к производству, обработке, сборке, упаковке.
Основные концепции снижения себестоимости продуктов базируются на разных подходах.
Первая концепция — основные (прямые) издержки. Условия: подсчитанные цены и издержки, базирующиеся на точной информации об объеме производства, виде сырья и материалов, эффективности методов закупок; нормативы по рабочей силе, рассчитанные исходя из применяемой технологии, методов обработки, имеющегося оборудования, системы стимулирования; накладные производственные расходы, основывающиеся на заранее определенных или плановых стандартах.
Процедуры разработки мероприятий по снижению основных (прямых) издержек на ОАО «ЧХЗ» включают:
• прямые отклонения затрат по материалам и живому труду.
Систематизация информации и анализ отклонений при закупке
материалов относительно объемов и рыночной ситуации, методов и стоимости собственного производства; решение вопроса закупать или производить; регулирование стоимости рабочей силы; решение вопроса эффективности труда. Издержки могут быть сокращены благодаря улучшению хранения, переработки сырья, минимизации потерь при транспортировке, складировании и отходов при производстве;
• анализ нормативов затрат живого труда. Систематизация нормативно-справочной информации проводится с позиций полноты охвата производственных затрат труда; установленных и оптимальных методов производства и обработки; условий производства как имеющихся, так истандартных; частичного или полного использования принципа: «движение — время — измерение»;
• анализ стоимости продукта. Каждый вырабатываемый или планируемый к выпуску продукт рассматривается с точки зрения его общей стоимости и конкурентоспособности. Стоимость служит оценочным показателем конструкции отдельного продукта в сопоставлении с его внешним видом и спросом на него. Оценка стоимости может быть использована при выборе альтернативных вариантов по производству новых продуктов, реконструированию старых. Стоимостный анализ позволяет проанализировать выводы, прежде чем они сделаны, сравнить результаты альтернативных вариантов, ориентируясь на максимальную прибыль.
Большинство предложений по новым продуктам включает определенную долю стандартных организационных мероприятий, поэтому в стоимостный анализ входит рассмотрение стоимости новых составляющих. Цель такого анализа — выявление факторов, влияющих на политику предприятия относительно отдельных продуктов: выбор альтернативных моделей, маркетинговые исследования, реклама, специальная упаковка и др.
Стоимостная оценка может поощрять производство или сигнализировать о его сокращении либо полном прекращении.
Вторая концепция - косвенные издержки. Условия: труд вспомогательных рабочих, работа по обслуживанию и ремонту оборудования вторичное сырье, поставки должны быть оценены как живой труд; использование методов гибкого планирования, когда изменяются цели или пересматривается основа расчета накладных расходов; применение стимулирующих контрольных планов сокращения накладных расходов, разработанных для всех производственных и непроизводственных отделов; регулирование материально-технического обслуживания на основе пересмотра нормативов времени вследствие повышения квалификации, приобретения трудовых навыков и т.п.;расчет регулирующих коэффициентов, позволяющих наладить процедуры контроля за издержками.
Процедуры разработки мероприятий по снижению косвенных (накладных) расходов включают:
• косвенные или вторичные отклонения затрат. Систематизация информации о производственном плане, об использовании производственных мощностей, о стандартах живого труда и анализ отклонений при благоприятных и неблагоприятных ситуациях по использованию производственных мощностей; утилизации оборудования; введении новой базы расчета нормативов накладных расходов;
• гибкое планирование и анализ нормативов для отделов и служб обслуживания. Анализируют жесткие и измененные цели, поставленные перед каждым производственным и непроизводственным отделом предприятия; определяют уровень регулируемых и нерегулируемых расходов; степень, полноту и соответствие распределяемых накладных расходов объему работ, выполняемых отделами и службами предприятия;
• анализ нормативов материально-технического обслуживания при принятии решения проводят в нескольких аспектах, исходя из основной задачи — увеличить объем производства, обеспечить максимальную производительность и качество.
Таблица 8. Затраты на производство продукции ОАО «ЧХЗ»
№п/п
|
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Темп % | |
Факт |
Предлагаемый вариант | |||
1 |
Материальные затраты |
7874 |
7874 |
100 |
2 |
Заработная плата |
6880 |
6880 |
100 |
3 |
Отчисления на социальные нужды |
473 |
473 |
100 |
4 |
Амортизация основных средств |
280 |
280 |
100 |
5 |
Прочие затраты |
13 |
6 |
46,2 |
Полная себестоимость |
15520 |
15113 |
97,38 |
Информация о работе Анализ формирования доходов и расходов предприятия