Анализ формирования доходов и расходов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель анализа прибыли - определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов прибыли, тенденции их изменения, оценить «зарабатывающую» способность предприятия. Для достижения этой цели анализируются следующие показатели:
1. Выполнение плана (проекта, прогноза) прибыли и ее динамика;
2.Факторы, влияющие на финансовые результаты;

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 3
1. Доходы и расходы организации – основы
формирования финансового результата……………………….........5
1.1 Классификация доходов……………………………………………. 5
1.2 Виды расходов……………………………………………………...10
2. Анализ доходов и расходов предприятия……………………….....17
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО
«Чебоксарский хлебозавод»…………………………………………...17
2.2 Анализ доходов от обычных видов деятельности и прочих
доходов……………………………………………………………...24
2.3 Анализ затрат на производство…………………………………....28
2.4 Анализ операционных и внереализационных расходов………....30
3. Пути увеличения доходов и снижения расходов в обеспечение
роста прибыли………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовая по эконмике предприятия (2).docx

— 53.79 Кб (Скачать)

   В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания.

В собственности предприятия имеется кафе «Южанка» и 3 продовольственных магазина: магазин «Каравай», магазин № 78 (г. Чебоксары), магазин «Колос» (г. Новочебоксарск). Кроме этого ОАО «Чебоксарский завод» арендует еще 2 кафе «Шупашкар» и «Театральное», ресторан «Вечерние Чебоксары», 6 школьных столовых, сеть продовольственных магазинов в г. Чебоксары.

На арендуемых площадях построено мини-пекарня в Чебоксарах, два арендуемых магазина: в поселке Кугеси и Ишлеи, три киоска в районах республики. В общей сложности хлебозавод объединяет 26 структурных единиц.

Кафе «Шупашкар», ресторан «Вечерние Чебоксары» и магазин «Лакомка» находятся на оживленной автомагистрали по пр. Тракторостроителей. Кафе «Шупашкар» входит в единый комплекс по обслуживанию населения в центре Новоюжного района.

Кафе «Театральное» в исторической части города, где большое количество народа отдыхает на набережной Волги.

Продукция, вырабатываемая ОАО «Чебоксарский хлебозавод» реализуется по заявкам потребителей на местном рынке, так как имеет короткий срок реализации. Значительная доля ее продается через широкую сеть фирменной торговли, а также через другие предприятия торговли городов Чебоксары, Новочебоксарск, ближайшие районы Чувашской республики.

Рассмотрим основные экономические показатели  деятельности предприятия ОАО «ЧХЗ» за 2008-2010 гг. на основании «Отчета о прибылях и убытках»

Таблица 2. Основные показатели деятельности ОАО «ЧХЗ» за 2008-2010 гг.

(тыс. руб.)

Показатели

Года

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2008

2009

2010

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

 

673758

 

800082

 

800615

+126857

118,8

Себестоимость проданных товаров

 

425006

 

496281

 

500194

+7588

117,7

Валовая  прибыль

248752

303801

383100

+134348

154,01

Коммерческие расходы

9897

11847

12732

+2835

128,6

Управленческие расходы

109169

148943

165248

+56079

151,4

Прибыль от продаж

129686

143011

160089

+30403

123,4

Проценты к получению

 

1

 

+1

-

Проценты к уплате

 

2423

 

+2423

-

Доходы от участия в других организациях

 

1322

 

2077

 

2920

+1598

220,9

Прочие операционные доходы

7896

5040

4642

+3254

58,8

Прочие операционные расходы

 

19568

 

20975

 

21540

+1972

110,1

Внереализационные доходы

1869

1279

977

-892

52,3

Внереализационные расходы

3277

6254

7300

+4023

222,8

Прибыль до налогообложения

117928

121756

123114

+5186

104,4

Налог на прибыль

26493

26317

26100

-393

98,5

Чистая прибыль

91435

95439

96500

+5065

105,5


 

Из данных табл.2  видно, что ОАО «ЧХЗ» в 2010 году получило выручку от реализации в размере 800615 тыс. руб., что на 126857 тыс. руб. больше, чем в 2008 году. Себестоимость также увеличилась на 7588 тыс. руб. Несмотря на такое изменение валовая прибыль предприятия составила в 2010 году 383100 тыс. руб., что на 134348  тыс. руб. больше по сравнению с 2008 годом.

Прибыль от продаж в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 30403 тыс. руб.

На предприятии ОАО «ЧХЗ» в 2010 году по сравнению с 2008 годом снизилась сумма  внереализационных доходов в размере 892 тыс. руб. и  операционной доходов в сумме 3254  тыс. руб. Операционные и внереализационные расходы повысились на 1972 тыс. руб. и  4023 тыс. руб. соответственно. Это говорит о том, что предприятие как в 2008  году, так и в 2010 году получило убыток от операционной и внереализационной деятельности. Но несмотря на такое изменение ОАО «ЧХЗ» получило чистой прибыли в 2008 году 91435 тыс. руб., а в 2010 году ее сумма увеличилась на 5065 тыс. руб. и составила 96500тыс.руб.

 

 

 

 

Таблица 3. Оценка платежеспособности и ликвидности  ОАО «ЧХЗ» за 2008-2010 гг. (тыс. руб.) 

Наименование показателя

Годы

Отклонение, (+,-)

 

2008

2009

2010

 

1. Оборотные активы (итог II раздела баланса)

 

252195

 

292179

 

302100

49905

2. Денежные средства  и краткосрочные финансовые вложения (стр.250 + стр.260)

 

15384

 

11538

 

10830

-4554

3. Дебиторская задолженность (стр.240)

62256

71480

73282

11026

4. Краткосрочные  кредиты и займы (стр.610)

 

6000

 

75274

 

76890

70890

5. Кредиторская  задолженность (стр.620)

103313

65478

66500

-36813

6.Коэффициент абсолютной  ликвидности

0,14

0,08

0,05

-0,09

7. Коэффициент промежуточной  ликвидности

0,7

0,6

0,5

-0,2

8. Коэффициент текущей  ликвидности

2,14

1,91

1,73

-0,41


 

Как видно из табл.3, коэффициент абсолютной ликвидности за весь анализируемый период ниже норматива. Это свидетельствует о том, что ОАО «ЧХЗ» в  кратчайшие сроки не сможет погасить свои первоочередные обязательства абсолютно ликвидными активами.

Коэффициент промежуточной ликвидности как в 2008, так и в 2010 году оказался в норме. Это говорит о том, что предприятие сможет погасить свои первоочередные обязательства абсолютно и быстро ликвидными активами.

Коэффициент текущей ликвидности на данном предприятии в 2008 году выше нормы, а в 2010 году он оказался ниже нормы, что свидетельствует о том, предприятие не сможет поправить в ближайшее время свое финансовое положение.

Таким образом, предприятия можно оценить как неплатежеспособное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ доходов от  обычных видов деятельности и  прочих доходов

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Анализ прибыли начинается с оценки выполнения плана прибыли в целом, по составным частям, изучение динамики прибыли. По данным предприятия ОАО «ЧХЗ» (ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках») изучим изменение прибыли за отчетный период в сравнении с предыдущим.

        Таблица 4. Оценка финансовых результатов ОАО «ЧХЗ» за 2008-2010 гг.(тыс. руб.)

№ п/п

Показатели

   Годы

Отклонение

Темп изменения, %

   

2008

2009

2010

1

Прибыль от продаж

 

673758

 

800082

 

810000

 

+136242

 

120,2

2

Операционные доходы и расходы (сальдо)

 

-11672

 

-19696

 

-20500

 

-8828

 

175,6

3

Внереализационные доходы и расходы (сальдо)

 

-1408

 

-4975

 

-5706

 

-4298

 

 

В 4,1 раза

4

Прибыль до налогообложения

 

117928

 

121756

 

123114

 

5186

 

104,4

5

Налог на прибыль

 

26493

 

26317

 

26100

 

-393

 

98,5

6

Прибыль от обычной деятельности

 

91435

 

95439

 

96500

 

5065

 

105,5

7

Чрезвычайные доходы и расходы (сальдо)

 

Х

 

х

 

 

х

 

х

8

Чистая прибыль  

 

91435

 

95439

 

96500

 

5065

 

105,5


 

Данные таблицы 4 показывают, что чистая прибыль (нераспределенная) увеличилась в 2008 году по сравнению с 2010 годом на 5065 тыс.руб. или на 105,5%.

Значительное увеличение наблюдается по прибыли от продаж, которая по сравнению с 2008 годом увеличилась на 136242 тыс.руб. или на 120,2%.

Предприятие получило убыток от операционной деятельности в размере 11672 тыс.руб. в 2008 году и 20500 тыс.руб. в 2010 году и от внереализационной деятельности в размере 1408 тыс.руб. в 2008 году, 4298 тыс.руб. в 2010 году.

Как видно из таблицы 5, наибольший удельный вес в прибыли до нало-гообложения составляет прибыль от продаж.

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего операционные и внереализационные доходы и расходы.

В процессе анализа изучают состав, динамику и факторы полученной прибыли по каждому конкретному случаю.

        Таблица 5. Динамика прочих операционных и внереализационных доходов ОАО «ЧХЗ» за 2008-2011 гг.

Источник доходов

2008 год

2009 год

2010год

Отклонение

сумма, руб.

уд. вес, %

сумма, руб.

уд. вес, %

сумма,

руб.

уд. вес, %

сумма, руб.

уд. вес, %

Операционные доходы, в т.ч.:

7896

80,9

5040

79,6

4189

76,9

-3707

-4

Доходы по ценным бумагам

5412

68,5

3458

68,6

3100

74

-2312

5,5

Доходы от участия в других организациях

2484

31,5

1582

31,4

1089

26

-1395

-5,5

Внереализационные доходы, в т.ч.:

1869

19,1

1279

20,4

1260

23,1

-609

4

Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте

4

0,2

36

2,8

40

3,2

+36

3

Штрафы, пени, неустойки полученные за нарушение условий договора

41

2,2

45

3,5

47

3,7

+6

1,5

Суммы кредиторской задолженности по которым истек срок исковой давности

1522

81,4

733

57,3

686

54,4

-836

-27

Прочие внереализационные доходы

302

16,2

465

36,4

487

38,7

+187

22,5

Итого доходов

9765

100

6319

100

5449

100

-4316

х


 

Из данных таблицы 5 видно, что наибольшую долю среди прочих доходов на ОАО «ЧХЗ» занимают операционные доходы. Так, в 2008 году их доля составляла  80,9% прочих доходов, а к концу 2010 года их доля снизилась на 4% и составила 76,9% с одновременным снижением суммы доходов на 3707 тыс.руб.

Наибольшую долю среди операционных доходов как в 2008, так и в 2010 годах занимают доходы по ценным бумагам. Удельный вес этих доходов в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 5,5%, но несмотря на это сумма доходов по ценным бумагам снизилась к 2010 году на 2312 тыс.руб.

На предприятии наблюдается снижение доли операционных доходов в части доходов от участия в других организациях на 5,5% (в сумме – снижение на 1395 тыс.руб.).

Сумма внереализационных доходов на предприятии снизилась в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 609 тыс.руб. с одновременным увеличением их доли в общей сумме прочих доходов на 4%.

На такое изменение повлияло:

- увеличение доли курсовых  разниц по операциям в иностранной  валюте на 3% (в сумме – на 36 тыс.руб.);

- снижение доли штрафов, пеней, неустоек, полученных за нарушение  условий договора на 1,5 % (в сумме  – на 6 тыс.руб.);

- снижение доли прочих  внереализационных доходов на 22,5% (в сумме – на 187 тыс.руб.);

- снижение доли суммы  кредиторской задолженности по  которым истек срок исковой  давности на 27% (в сумме на 836 тыс.руб.).

В связи с этим общая сумма прочих операционных и внереализационных доходов снизилась на 4316 тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ затрат на  производство

Анализ затрат на производство проводится по следующим основным направлениям:

• анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;

• анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости 1 руб. товарной продукции;

• анализ структуры затрат, ее динамики;

• анализ себестоимости продукции по статьям;

• выявление резервов снижения себестоимости.

Обобщающим показателем себестоимости продукции являются затраты на рубль продукции (работ, услуг), определяемые отношением полной себестоимости к стоимости производимой или реализуемой продукции. Анализ себестоимости продукции начинается с оценки выполнения плана себестоимости продукции в целом и по элементам затрат, что можно видеть из следующей таблицы.

Информация о работе Анализ формирования доходов и расходов предприятия